Если Евросоюз не пересмотрит свою восточную политику, то ему осталось недолго жить
То, что в Венгрии сжигают флаг ЕС уже не новость. Новость в том, что там посматривают на восток.
Галина САПОЖНИКОВА- Должна рассказать вам, уважаемый господин депутат, какие эмоции я вывезла из недавней командировки в Венгрию. Мы, россияне, за эти последние 25 лет уже привыкли к тому, что нас всюду не любят. И вдруг в Венгрии я обнаруживаю полное отсутствие русофобии и большое количество людей, которые разговаривают на русском. В школе учили, говорят. А те, кто не учил, - пошли учить заново. Что произошло - спрашиваю? А мне в ответ: «Евросоюз несет нас в бездну, будущее за Евразийским союзом и Москвой». Не веря своим ушам, пытаюсь напомнить о венгерских событиях 1956-го, а люди мне отвечают: давайте жить не прошлым, а будущим! Скажите, пожалуйста, это потепление когда началось? И с чем связано?
- Тот день, когда последний советский солдат выехал с территории Венгрии, был для всех праздником. Люди думали, что пришло светлое будущее и теперь все будут жить по-другому. Они в тот момент не знали, что на территории Венгрии уже находилась американская армия и представители НАТО. В 2004-м Венгрия вступила в ЕС. Все поверили в то, что могут теперь свободно поехать в Вену и открыть там свои пекарни. Сегодня и правда больше чем 600 тысяч молодых венгров из страны уехали, поскольку в Венгрии работы нет.
- А почему ее не стало? Помнится, в былые времена, мы с удовольствием поглощали ваш зеленый горошек и лечо!
-…А еще автобусы «Икарус» и венгерские вина. Что случилось? Венгерское сельское хозяйство почти уничтожено. В ЕС платят деньги за то, чтобы фермеры вырубали фруктовые деревья и уничтожали виноград. А если основная отрасль - сельское хозяйство - убито, то незачем существовать и консервным заводам.
- Российско-венгерские торговые отношения умерли вместе с СССР?
- Я много лет отдал на то, чтобы их восстановить. Но, к сожалению, в отношении венгерских товаров применяются те же таможенные пошлины, что и ко всем остальным странам - членам ЕС. Запчасти к «Икарусам», кстати, в Венгрии больше не выпускаются, потому что по решению Еврокомиссии эти товары решено отныне не производить.
- Помните, сколько собак в свое время навесили на несчастный СССР с его «кремлевским диктатом»? А я вот смотрю, какие ваш любимый Брюссель выпускает законы - то с кривыми огурцами борется, то с жирностью молока, - и понимаю, что на фоне этого СССР отдыхает…
- Я не сказал бы, что «любимый». Я-то как раз отношусь к евроскептикам. В сентябре соберется новый парламент, и наша главная задача будет состоять именно в том, чтобы изменить этот нынешний диктат: экономический, политический, монетарный.
«К вам будут возить европейский мусор!»
- Скажите, пожалуйста, а зачем ЕС с обреченностью умалишенных тянут в свой клуб новых членов?
- Меня это тоже удивляет. Как надурили народ! Я встречаюсь с представителями этих стран на различных мероприятиях и задаю вопрос: куда вы? На тонущий корабль? Вы им нужны, но они вам - нет. К вам будут возить европейский мусор! Сегодня у Брюсселя довольно серьезные проблемы с финансированием. Причина только одна: ЕС нужны новые рынки. В 2004-м году в Евросоюз вступили бывшие соцстраны, и за 10 лет эти новые рынки уже износились. Поэтому в игру вступают следующие: Молдова с Украиной.
- Последняя, конечно, особенно способствует общеевропейской стабильности… Мне показалось, кстати, что в Венгрии украинский вопрос мало кого волнует. Может, пятая тема по цитируемости в СМИ, а может, шестая. Меня это удивило, честно сказать: вы же с Украиной граничите - как и с остатками бывшей Югославии, потому не можете не помнить ужасы 90-х!
- Еще как волнует! Не забывайте, что в Закарпатье проживают 180 тысяч этнических венгров, которые в последние два года получили венгерское гражданство. Но в нашей прессе о войне информации действительно немного. Появились первые жертвы среди тех, кто в принудительном порядке был отправлен в украинскую армию. Местное население, особенно мужики, бегут через границу и просят помощи. Мне часто по этому поводу звонят, поскольку у меня в закарпатском городе Берегово было бюро.
- Общественная приемная, которую разгромили националисты?
- Причем неоднократно. «Правый сектор» со всякими, как я их называю, «тягнибоксами». Они вставали в пикеты и кричали: «Вон отсюда! Это Украина. Ковач - провокатор!», примерно раз в квартал все последние четыре года. Дело дошло до того, что я получил предупреждение в устной форме: если еще раз появлюсь на территории Закарпатья, меня убьют. И тогда я сел и подумал: а что мне лучше? Быть героем, но в гробу или продолжать свою работу? Я выбрал последнее. Офис пришлось закрыть.
- После слов вашего премьер-министра Виктора Орбана, который весьма недвусмысленно заявил о венгерской территориальной автономии, на Украине все взбудоражились. В Закарпатье мне чуть ли не каждый первый рассказывал про Трианонский договор 1920 года, в результате чего Венгрия потеряла две трети территории и населения и про настроения реваншизма, которые будто бы свойственны Венгрии. Эти настроения с тем же успехом можно отнести и к Румынии, и Словакии и Польше - всем тем странам, в состав которых входили кусочки нынешней Украины.
- Во-первых, венгры не требуют никаких территорий обратно. Мы уважаем те границы, которые существуют на сегодняшний день. Единственное, что мы хотим: чтобы мирно жили вместе, как это было уже с шестнадцатого века, русины с венграми. Нет на Западной Украине никаких этнических проблем. Проблемы обнаруживаются тогда, когда на этой территории появляются люди Тягнибока.
«Следующих выборов в Европарламент не будет»
- Скажите, пожалуйста, Бела, а почему политика вмешивается в экономику? И почему Европарламент стал гнездом русофобии - за исключением нескольких человек, вас в том числе.
- Европа боится Россию. Я в Европарламенте слышу только одно: от русских надо держаться подальше, хватит того, что пустили сюда «Северный поток». Если пустим еще и «Южный» и позволим обновить на Украине трубы газопровода, то полностью будем зависеть от России в энергетической сфере. То есть русские хотят через свои энергоресурсы влиять не только на экономику, но и на политику. Этот подход коренным образом надо менять. Иначе европейцам в этом году будет холодно.
- На фоне этого евроскептицизма ваша партия «За лучшую Венгрию» («Йоббик») на последних выборах в Европарламент пришла к финишу второй. Ожидаете ли вы, что разочарование в ЕС в народе будет только расти и на следующих выборах вы будете лидировать?
- Я думаю. что следующих выборов уже не будет. Это у нас последний срок.
Не будет ни Евросоюза, ни Европарламента. Это только вопрос времени. Диктат из Брюсселя, падение уровня жизни и доходов и проблемы национальной экономики - все эти показатели говорят о том, что Евросоюзу осталось недолго жить.
В 2004 году всем нам дали надежду, что в европейской Венгрии будет так же хорошо, как в Австрии. А что получилось? Австрию опустили на уровень Венгрии. Как немцы жили, пока не вступили в Евросоюз? Очередь была за «Мерседесами»! Сейчас тоже очередь, но по другой причине: из Москвы столько заказов, что среди первых ста нет ни одного немца… Люди осознали, что их опять обманули. Я очень много езжу по стране. И что я слышу? Простые венгры из глубинки мне говорят: Бела, верни нам российский рынок. Это написано и в программе нашей партии: единственный выход из ситуации - повернуть на восток.
Евросоюз задыхается, и если мы своевременно не повернем на восток, то дальше идти некуда. Так что, матушка-Россия, опять вы будете спасать Европу. Уже не в первый раз.
Бела КОВАЧ, депутат Европарламента от Венгрии, сопредседатель межпарламентской рабочей группы по энергетике комиссии Россия - ЕС. Окончил факультет международной экономики МГИМО.