Сын ливийских эмигрантов Ральф Нейдер (Ralph Nader) родился в 1934 году в, окончил с отличием в 1955-м элитный Принстонский университет, в 1958-м получил степень магистра юридических наук в не менее престижном Гарвардском университете. Был отличным студентом, редактором университетской газеты. Занимался адвокатской практикой. Впервые пресса заговорила о нем в 1966 году когда Ральф выпустил книгу, в которой обоснованно поставил под сомнение надежность бывшего тогда модным маленького щегольского «Corvair». Книга называлась «Опасен на любой скорости». Этот автомобиль для своего времени был последним словом техники. Но вывод Нейдера был сродни приговору: «Очевидно, что компания сегодня создает автомобили, исходя из соображений внешнего вида, ходовых качеств и срока эксплуатации, а вовсе не из соображений безопасности, несмотря на ежегодные 5 млн. аварий, в которых в среднем погибает 40 тыс. американцев, 110 тыс. становятся инвалидами, а 1,5 млн. получают ранения или увечья». Автор книги обвинил компанию и в том, что любая критика ее продукции оперативно нейтрализуется с применением всего спектра воздействия на законодателей и СМИ - от налаженной лоббистской деятельности в коридорах власти до «индивидуальной работы» с конкретными журналистами.
Корпорация «Дженерал Моторс» обвинила Нейдера в клевете. Казалось бы, столкнулись две абсолютно неравные силы: одна из богатейших и могущественнейших компаний, символ индустриальных успехов Америки, и скромный юрист, не имевший ни имени, ни средств, ни покровителей. Это казалось невозможным, но Нейдер выиграл процесс, и оправдываться пришлось уже «Дженерал Моторс». Нейдер получил от компании компенсацию в размере 280 тысяч долларов, и все эти деньги вложил в развитие движения защиты прав потребителей.
Книга стала предметом слушаний в конгрессе США - и в 1966 году была принята серия законов, касающихся проблем безопасности автомобилей. Было принято и предложение Нейдера оснастить все машины ремнями безопасности. Злополучный Corvair был вовсе снят с производства.
Разозленное руководство «Дженерал моторс» наняло для слежки за Нейдером частного детектива и пыталось запугать адвоката. Он только этого и ждал, детектива поймали с поличным. Разразился грандиозный скандал, а что в результате? Торговая палата США назвала Ральфа Нейдера в числе 10 лучших молодых людей Америки.
Все автопроизводители начали выпускать машины с ремнями безопасности, а Ральф Нейдер запустил рекламную кампанию «Около 200 тысяч человек остались живы только потому, что по искам Нейдера были своевременно устранены дефекты в автомобилях!» Красивый ход?
До появления на сцене Ральфа Нейдера взаимоотношения двух этих субъектов американского рынка - продавцов и покупателей - напоминали бой на ринге между боксером-тяжеловесом и его противником в весе комара. О правах последних если и вспоминали, то по большей части, лишь вследствие каких-то трагических событий: техногенных катастроф, отравлений некачественными продуктами и т. п. Все подвижки в этом направлении были инициативами отдельных политиков (вроде сенатора и вице-президента Губерта Хамфри или лидера экологического движения Гэйлорда Нелсона), участие же самих рядовых потребителей в разработке и проведении даже и таких ограниченных реформ сводилось к нулю. Нейдер трансформировал обычное повседневное «потребительство» американцев в широкое общественное движение, которое ясно сформулировало собственные цели и интересы и смогло бросить вызов тем, чья власть в экономической жизни страны до того представлялась безраздельной,- крупному бизнесу.
Начал свой крестовый поход Нейдер с расследования деятельности федеральной комиссии по торговле (Federal Trade Comission, FTC), правительственного органа, как раз призванного оградить американского потребителя от некачественных товаров и услуг, мошенничества и недобросовестной рекламы. Летом 1968 года активный адвокат набрал команду из студентов Гарвардской школы права, дав им задание всесторонне исследовать деятельность упомянутой комиссии. Основываясь на собранном материале, Нейдер обвинил FTC в «кумовстве, манипуляциях и лоббизме интересов коммерческих хищников - причем такого размаха, который беспрецедентен даже для нашей видавшей виды столицы», а также в тотальной закрытости для правительственного и общественного контроля. Доклад группы Нейдера был опубликован в том же году и вызвал очередное сенатское расследование. В результате работа комиссии подверглась значительной ревизии.
Успех придал «потребительскому трибуну» новые силы - уже в следующем году он нанял еще несколько десятков студентов-юристов, из «молодых волков», которые готовы были обрушиться с сотнями исков на все корпорации и государственные комитеты США. Они начали борьбу против загрязнения окружающей среды, потогонной эксплуатации труда, чиновничьей секретности и других социальных пороков. Скоро, по мере того как росло число намеченных для атаки целей,- юристов были сотни и тысячи. Летом 1970 года в двух с лишним сотнях проектов Нейдера трудилось уже более 30 тыс. студентов, которых газета The Washington Post назвала «Nader’s Raiders» («налетчиками Нейдера»). Его «партизаны» вскрывали факты нарушений правил торговли лекарствами и продуктами питания, загрязнения воздуха и водоемов промышленными отходами, злоупотреблений в First National City Bank (ныне Citibank), страховых компаниях и домах престарелых и расхищения земель в Калифорнии, находившихся в федеральной собственности.
Собранный компромат лег в основу не только докладов, направляемых в конгресс и правительство, но и книг, рассчитанных на массового читателя.
Главным новшеством Нейдера в сфере общественной деятельности стали созданные и финансируемые им первые «группы действий» по защите прав граждан. Эти небольшие организации, штат которых составляли несколько исследователей и профессиональных юристов, проводили расследования, публиковали результаты, объединяли социально активных граждан, защищали их интересы в суде и лоббировали в законодательных органах всех уровней. Все эти локальные организации работали под единой «крышей» - ею стал открытый Нейдером в Вашингтоне Исследовательский центр ответственного права.
Самая влиятельная из созданных Нейдером организаций - Public Citizen ("Общественный гражданин", «Общественный деятель») - основана в 1971 году. В ее рамках действуют группы наблюдения за конгрессом, исследования системы здравоохранения, энергии критических масс, наблюдения за мировой торговлей и группа тяжб. Сегодня в Public Citizen более 100 тыс. членов. Кстати, все они платят членские взносы, имеют соответствующие корочки, предъявление которых в магазине или любой фирме, оказывающей услуги, вызывает шок у сотрудников, и они готовы обслуживать клиента бесплатно, лишь бы не нарваться на коллективный разум всех адвокатов Нейдера и всю мощь его пиар- служб. Так что корочки стоят дорого, поэтому все больше американцев и платит за них членские взносы.
Деятельность Ральфа Нейдера стоила китам мирового бизнеса многих миллиардов долларов. Именно он помог выиграть нашумевший иск в 12 миллиардов долларов у табачных компаний. Затем занялась жуликами в белых халатах. Затем трепал «МакДорналдс» Он инспирировал множество массовых судебных кампаний в защиту потребителей, инициировал принятие восьми крупных федеральных законов в защиту населения. Созданные им общественные организации занимаются множеством проблем - от защиты прав инвалидов и авиапассажиров до проблем подотчетности конгресса народу и свободы информации, от реформы налоговой системы и страхования до атомной энергетики. Нейдер страстно критиковал и участие США в войне во Вьетнаме.
Ральф Нейдер стал одним из самых известных и влиятельных людей США, его имя включено в энциклопедии и учебники по экономике, он трижды был назван «человеком года».
Он стал живой легендой и при этом продолжает борьбу за интересы потребителей. Нейдер создал несколько исследовательских центров, занимающихся изучением качества продукции различных фирм, достоверности рекламы, безопасности тех или иных производств, экологической обстановки вокруг них. Он издает несколько журналов, регулярно выходят его интервью - не только о том, что какие-то компании нарушают права потребителей, но и о том, как вести себя в различных потребительских ситуациях, как выбирать товары и услуги.
Ральф Нейдер - автор и соавтор многих книг, названия которых говорят сами за себя - "Кто отравляет Америку", "Власть корпораций в Америке", "Укрощение корпоративных гигантов", "Угроза атомной энергии", "Экономный покупатель" и др.
Журнал Time назвал Нейдера "самым строгим потребителем в США". Еще его называют "самым эффективным социальным критиком в стране", "разгребателем дерьма" и "антикорпоративным крестоносцем". Человек Ральф Нейдер давно превратился в крупный социальный институт. Полный список общественных организаций, которые он создал, занял бы пару страниц. Тут все - от защиты прав инвалидов и авиапассажиров до проблем подотчетности конгресса народу и свободы информации, от реформы налоговой системы и страхования до атомной энергетики. Пример Нейдера стал катализатором для потребительских адвокатов и гражданских активистов, которые стали нещадно преследовать корпорации и бюрократию.
Нейдер, под контролем которого уже находились активы в миллиарды долларов, решил заняться политикой и покинул пост директора «Общественного гражданина» в 1980 году. Он начал свой крестовый поход против политики Рональда Рейгана, которую продолжали администрации Буша-старшего, Клинтона, а теперь и Буша-младшего. Нейдер называет эту политику дерегуляторской, прокорпоративной, регрессивной, социально и глобально опасной. В начале 80-х он давал мрачные прогнозы, что такая политика приведет к тотальному кризису всей капиталистической системы. Кажется, они начинают сбываться.
В 1990 году. в конгрессе обсуждался вопрос о повышении уровня минимальной заработной платы, и некоторые конгрессмены, утратив всякий стыд, выступали против. Да еще требовали увеличения окладов членов конгресса аж на 50%. Дескать, Вашингтон - город дорогой. Тогда Ральф Нейдер начал кампанию против разжиревших «народных избранников». В итоге зарплата конгрессменов осталась прежней, а минимальный уровень для простых граждан был повышен.
При этом Нейдер всегда держит руку на пульсе времени. Активисты движения за права потребителей Ральф Нейдер и Джеймс Лав обратились с официальным письмом в Министерство юстиции США В письме активисты представили результаты проведенного ими исследования, в соответствии с которым в США в настоящее время невозможно приобрести Intel-совместимый компьютер известной фирмы, на котором не установлена какая-либо из версий Windows. Как утверждает Билл Гейтс, владение 90% рынка не является монополией. В продолжающейся все более жаркой дискуссии с Департаментом юстиции, глава Microsoft настаивает на том, что у Windows полным-полно грозных конкурентов. Ральф Нейдер не согласен с этой точкой зрения. В начале марта Нейдер и потребительская организация Consumer Project on Technology попросили шесть производителей РС, включая Compaq, Dell и Gateway предложить потребителю возможность выбора иной операционной системы,
Некоммерческая контролирующая организация под руководством Ральфа Нейдера Commercial Alert обратилась с жалобой в Федеральную комиссию связи и Федеральную комиссию по коммуникациям США с жалобой на телеканалы, которые скрывают размещение товаров в телепрограммах и тем самым обманывают зрителей.
Нарушителями названы каналы ABC, CBS, NBC, Fox, Walt Disney, United Paramount и сеть WB Television. «Реклама может быть идентифицирована в виде короткого фильма или ролика, все остальные жанры сбивают потребителя с толку», - сказал исполнительный директор Commercial Alert Гари Рускин (Gary Ruskin). «Мы настаиваем на том, чтобы передачи и реклама в контексте были разделены. Телевизионные каналы должны говорить, когда реклама - это реклама», - добавляет он. Представитель CBS сказал, что знает о жалобе, но комментировать ее пока отказался. На телеканале Fox также пока не стали разъяснять реакцию канала.
Адвокатская фирма Commercial Alert подала иск на поисковые системы в Интернете, которые выдавали пользователям по запросу в том числе и оплаченные рекламодателями фразы или слова. Федеральная комиссия постановила тогда запретить смешивать результаты поисков с рекламой.
Нейдер заявил, что около 6 млн. американцев были так или иначе обмануты в Сети в 2000 году и призвал к созданию Всемирной Организации Защиты Прав Потребителей, которая займется вопросами регулированием сферы электронной коммерции, проблемами интеллектуальной собственности.
Наконец, неуемный проповедник гражданского общества решил «порулить» и в международном масштабе, на этот раз нацелившись на деятельность транснациональных корпораций в третьем мире и, в частности, на известное генеральное соглашение о тарифах и торговле (GATT). Это принесло Нейдеру новые лавры среди зеленых, антиглобалистов и прочих недовольных сложившимся мировым порядком.
31 августа 2000 г. Ральф Нейдер - главный содокладчик ежегодной конференции неправительственных организаций ООН. Тема доклада- критика Транс- Национальных Корпораций
Начало 21 века отмечено акциями антиглобалистов, прогремевших по всему миру. Ральф Нейдер, на ряду с Ж. Бове, Л Ларушем и субкоманданте Маркосом входит в мировое руководство антиглобастистским движением.
Три раза Нейдер баллотировался в президенты США. И все три раза в качестве «подставного кандидата» республиканцев, отнимающего голоса у демократов. Сколько стоит авторитет Нейдера можно представить, а значит можно представить и те суммы, которые республиканцы заплатили Нейдеру за его услуги.
Впервые это было в 1996 году, потом - спустя четыре года.
Нейдер легко собрал полтора миллиона подписей в 35 штатах (требование для всех «третьих» кандидатов в США)
Демократы развязали против Нейдера настоящую войну. Распустили слух, что он не только зеленый, но и голубой. Нейдера не допустили до теледебатов, но..
В 2000 году в президентских выборах и собрал 2,7 процента голосов американцев. И именно Нейдер, по мнению многих политологов, стал причиной победы Джорджа Буша в 2000-м. Противоборство с Альбертом Гором было настолько напряженным, что даже после выборов было неясно, кто же одержал победу, - еще долго считали и пересчитывали голоса.
Нейдер украл именно те пару процентов голосов, которых Гору не хватило для победы и именно в демократических штатах. Если бы не Нейдер, возможно, не было бы и войны в Ираке. Вот так, скромный юрист, спустя 35 лет стал напрямую влиять на судьбы мира.
Когда стало известно, что Нейдер хочет баллотироваться на выборах 2004 года, демократы пытались его отговорить. Они взывали к его чувству патриотизма и говорили, что такой борец за социальную справедливость, как Нейдер, должен отодвинуть личные амбиции на второй план ради главной цели - освобождения страны от Буша. (Социологические исследования выявили, что именно это является лейтмотивом нынешних выборов; платформы кандидатов имеют меньшее значение.) Нейдер не внял призывам, ссылаясь на то, что демократы не намного лучше Буша с его республиканцами, а вот он - это истинная альтернатива. Демократы называют Ральфа Нейдера предателем. Группы активистов ("Остановить Нейдера!", "Проголосуешь за Нейдера - раскаешься", "Ральф, сними кандидатуру!", "Фактор Нейдера" и т.п.) собирают по всей стране деньги, чтобы размещать в СМИ антинейдеровскую рекламу и вести судебные процессы против его регистрации как кандидата.
Республиканцы же наоборот «раскручивают» Нейдера в демократических территориях. Республиканское издательство "Харпер энд Коллинс" энергично пропагандирует по всей стране книгу Нейдера "Славный бой" (The Good Fight). Очень антикапиталистическая книга. Одновременно по городам и весям Америки видные республиканцы призывают граждан голосовать за Ральфа Нейдера. Бывший лидер республиканцев в палате представителей Ричард Арми, к примеру, продвигает кандидатуру Нейдера в штате Орегон.
Сам Нейдер с деланной наивностью заявляет, что "Двухпартийная политическая система стала врагом демократических выборов и общества. Эти партии контролируются корпорациями. Вашингтон превратился в территорию, оккупированную корпорациями". Он - реальная третья сила…
Буш победил Керри опять во многом благодаря тому, что Керри пришлось бороться на два фронта. С Бушем и откусывающим голоса Нейдером.
О себе Нейдер говорит, что более тридцати лет занимается вопросами «отстаивания прав маленького человека в мире, где правят монополии»., что "Мы должны давить, даже если проигрываем, - говорит он. - Главное в гражданском движении - настойчивость», «Ничем нельзя загладить боль и страдания, причиненные потребителю», «Разве монополия сейчас более эффективна, чем четверть века назад? Разве в политических кругах уменьшилась коррупция? Разве загрязнение окружающей среды стало менее вредным?», «Надо копать под всех и вся» и проч.
На самом деле, за жесткой популистской риторикой скрывается настоящий человек одержимый властью и делец. Созданная Нейдером сеть организаций, тоже своего рода гигантская корпорация, не менее других старается уйти от уплаты налогов всеми доступными способами. А легенда об аскетическом образе жизни бескорыстного защитника простых людей - «не имеет автомобиля и пользуется общественным транспортом, живет в скромном пансионе с туалетом на первом этаже» и т. п.- давно устарела. Ральф Нейдер - мультимиллионер, сколотивший состояние на удачных инвестициях в акции крупнейших корпораций. Иначе говоря, совладелец тех самых корпораций, которые он не устает нещадно критиковать вот уже более 30 лет. Кроме того, Нейдер через подставные фирмы играл и на фондовом рынке. Зная, на кого и когда он сам будет «наезжать» он мог легко без покрытия продавать акции будущих «жертв Нейдера» и, наоборот, по дешевке до скандала скупать акции их конкурентов, чтобы потом, после скандала, продать их дороже.
Потребительская тема оказалась и социально- востребованной и выгодной до такой степени, что превратила человека, который первым стал ее эксплуатировать в одного из властителей (ООН, антиглобализм, влияние на президентские выборы США) и самых богатых людей в мире. (акционер крупнейших компаний).