Комментарии к позавчерашнему стиху
http://matholimp.livejournal.com/695016.html .
В очередной раз (см.
http://matholimp.livejournal.com/679743.html ,
http://matholimp.livejournal.com/683165.html ,
http://matholimp.livejournal.com/558923.html ) мой стих закончен не к нужной дате: 24 июля православные праздновали День святой равноапостольной княгини Ольги, а я написал об её отце. Именно 1100-летие его гибели надо бы отмечать в следующем году вместо сомнительного медведевского 1150-летия (
http://matholimp.livejournal.com/694215.html ).
Пушкинскую «Песнь о Вещем Олеге» переписывали и пародировали многократно. Стёб Высоцкого известен даже шире оригинала. Но в отличие от Чернова (и Пушкина!), Высоцкий явно не вникал в исторические документы.
С историком Черновым я знаком не близко, но уже давно. Знал я и о том, что он пишет стихи, однако не вчитывался в них. Полноценного поэта я увидел в Чернове только две недели назад, когда на международной конференции «Старая Ладога - феномен русской истории и культуры» (
http://matholimp.livejournal.com/686577.html ) сначала всем участникам презентовали книгу стихов Чернова «Гардарика» (
http://chernov-trezin.narod.ru/Garadrica.htm ), а затем состоялся его творческий вечер (
http://matholimp.livejournal.com/688883.html ).
Чернов называет Олега его варяжским именем Орвар Одд (
http://chernov-trezin.narod.ru/Garadrica.htm#proritc ). Упомянут и Дмитрий Солунский, которого греки по ошибке «признали» в Олеге.
Пушкин восхищается точностью иносказания и предвидением волхва. У Чернова проскальзывает тень сомнения. Я убираю тени и прямо говорю о спланированном убийстве. Просчитывая последствия своего «прорицания», волхв изначально знает, что рано или поздно Олег придёт на могилу коня, и устраивает на ней змеиное логово (змеи служили предметом языческого культа).
У Пушкина конь умирает от старости. У Чернова (как и в саге об Орваре Одде) коня обезглавили в день «прорицания».
У Пушкина события происходят под Киевом (на берегу Днепра). У Чернова - в Ладоге (на берегу Волхова).
Более серьёзные разночтения (уже не только с Пушкиным, но также между мной и Черновым) основываются на увиденном между строк летописей. Почему преемником Рюрика становится именно Олег, не состоявший с ним в близком родстве? Что заставило следующего князя Игоря отправиться за невестой за сотни вёрст в ничем не примечательные Выбуты под Изборском?
Всё встаёт на свои места, если принять версию о весьма типичном для того времени договоре между двумя правящими семьями, включавшем их намерение породниться (чтобы избежать последующих распрей). Тогда Олег сначала воспитывается неродным ему Рюриком, а затем сам берёт на воспитание сына Рюрика - Игоря, который позднее женится на дочери Олега. Да, прямых утверждений об этом летописи не содержат, но косвенных признаков - предостаточно.
Гораздо важнее мотивы как породнения двух варяжских семей, так и их прихода на Русь. Их главная цель - крещение Руси. Если согласиться с А.Н.Кирпичниковым и другими сторонниками версии, что Рюрик Альдейгьюборгский и Рюрик Ютландский - одно и то же лицо, то он уже был христианином. Скорее всего, христианином с рождения был и Олег. В целях безопасности он не демонстрирует своей истинной веры и участвует в языческих ритуалах славян. Однако после завоевания Константинополя в 907 году Олег приглашает в Киев византийских священников, чтобы подготовить Русь к крещению ещё в 912 году. Вероятно, этот план действий был согласованным с Рюриком условием передачи власти Олегу. Тогда становится понятной и причина острейшего противостояния между Олегом и волхвами.