Замечательный пост
http://vishurshen.livejournal.com/242056.html?view=1322120#t1322120 и комментарии к нему побуждают меня в деталях изложить своё видение ранней истории Великого Новгорода.
Пять его концов (и соответствующие им пять пятин) восходят к пяти разным народам, один из которых - балты, а четыре - угро-финны. Исток Волхова, у которого сходились их земли - наиболее удобное место для торговли.
Так как капитальных строений здесь первоначально не было, то их остатков археологи не могли найти в принципе. Зато нашли много предметов византийского и арабского происхождения.
Древние племена селились по берегам рек, служивших в те времена не только источником воды, но и основными транспортными магистралями. Берега Шелони контролировались балтами. По реке Луге селилась чудь (западная, имя которой получило Чудское озеро), а по восточному берегу Волхова - другая чудь - белоглазая. Западный берег Волхова принадлежал води, а по Мсте в Ильмень выходили меряне. Славянские земли лишь узким клином между Ловатью и Полой подходили к южному берегу Ильменя около Старой Руссы.
Шестыми оказались варяги, пришествие которых официальная история датирует 859 годом. Не важно, звали их или не звали. Но именно они превратили в единый город пять разрозненных посёлков и сооружённое ими самими Рюриково городище. Примерно в те же годы варяги закрепляют своё присутствие крепостями в истоках и устьях других крупных рек бассейна Финского залива.
В связи с обострившимся недавно конфликтом "норманнистов и антинорманнистов" (см.
http://matholimp.livejournal.com/411158.html ,
http://matholimp.livejournal.com/426952.html и др.), хочу заметить, что далеки от истины обе стороны. Родина варягов - не северный берег Балтики, но и не южный, а северо-западный угол Ладожского озера (Линнасаари -
http://matholimp.livejournal.com/75231.html ,
http://matholimp.livejournal.com/105478.html и др.).
Наконец, через полтора века после варягов пришли болгаро-моравские миссионеры. Не только с книгами, а ещё с огнём и мечом. Стало быть, с нехилой военной поддержкой. Да, основная масса воинов - из славян южного Приильменья.
Строго говоря, их нельзя было называть православными. С формальной точки зрения христианство тогда было ещё единым. Однако раскол уже назревал. Ожесточённое сопротивление крещению именно в Новгороде можно объяснить тем, что значительная часть его жителей уже была крещена, но в западной традиции.
Итак, первые славяне появились в Новгороде в начале XI века. За неимением на тот момент в Новгороде других ГРАМОТНЫХ людей, именно славянские имена преобладают в берестяных грамотах начала XI века.
Однако вскоре в тех же грамотах появляются и скандинавские, и финно-угорские, и христианские имена. Это явно указывает на то, что миссионеры охватили своими церковно-приходскими школами сначала варягов, а затем - купцов и простолюдинов со всех пяти концов Новгорода.
Археологами были найдены лишь единичные берестяные грамоты XI века на карельском (водском?) языке. Затем они полностью исчезают. Это однозначно свидетельствует о том, что древне-болгарский (церковно-славянский) язык богослужения сначала стал общепринятым в Новгороде языком межнационального общения, а ещё через 3-4 поколения - родным языком для всех новгородцев. Вслед за языком, угро-финны, балты и варяги утрачивали остатки собственной культуры, погружаясь в славянскую (христианскую).