Концовка предыдущей записи как бы намекает на то, что я мог просто не найти в Польше настоящих больших автовокзалов. Но у меня сложилось впечатление, что за исключением небольшого числа международных маршрутов, хорошего автобусного сообщения между разными регионами там нет вовсе.
Главную роль играют железные дороги. Но с ними тоже (простите за каламбур!) далеко не уедешь. Дальние поезда ходят редко. Правда, эта редкость компенсируется обилием возможностей для пересадок: 1) самые дальние поезда согласованы в пунктах пересечения их маршрутов, 2) великое множество "подкидышей" местного значения. Жаль, что это важное знание я приобрёл лишь к концу поездки.
Итак, не найдя подходящих автобусов, я вернулся на главный вокзал Торуни. В качестве следующего ключевого пункта своего путешествия я назначил приграничный Августов, из которого в Литву вели две дороги: на Алитус и через Сувалки на Мариямполе. Это строго на восток от Торуни. Но поездов в ту сторону я не обнаружил. Ближайший отправлялся на север в Грудзядзь. Значит, мне туда. Грудзядзь оказался весьма немаленьким городом: я обнаружил там трамваи, театр и несколько кварталов современной застройки. Но никаких достопримечательностей, ради которых стоило бы специально ехать сюда.
Ничего похожего на Августов в расписании поездов нет. Спрашиваю в кассе про соседний воеводский центр Ольштын. Кассирша совершенно не говорит по-русски, но понимает меня и даёт мне бумажку со временем отправления. Я нахожу в расписании поездов данное время отправления, но Ольштын отсутствует в списке остановок этого поезда. Как мне догадаться, что нужно делать пересадку? Где именно?
Выхожу в город в поисках автовокзала. Поблизости его не видно. Зато находится офис "Синдбад" украинских автобусов. Чтобы не тратить время на долгий пустой разговор, прошу подсказать мне, как быстрее всего доехать в Литву. Клерк оказался весьма любезен и сообщил мне массу полезной информации. На автобусы из Варшавы удобно сесть в Сувалках, но прямого рейса из Грудзядзя в Сувалки нет и шансов быстро добраться туда тоже нет. Зато я могу поехать в Мальборк, где можно сделать пересадку на автобус из Гданьска в Вильнюс. Нет, это тоже не получится: на сегодняшний рейс все билеты проданы. В качестве утешения клерк объяснил мне, как пройти к автовокзалу. Но там делать практически нечего: рейсов очень мало и все короткие.
Мальборк - это опять на север. И ещё по давнему опыту я знаю, что через Мальборк идёт автобус из Гданьска на Калининград. Пусть послужит в качестве резервного варианта. Возвращаюсь на вокзал и в другой кассе прошу билет на Мальборк. Оказалось, что этот участок железной дороги сейчас в ремонте. Поэтому вместо поезда идёт специальный автобус, заезжающий по просёлкам на маленькие станции. Это большая удача для путешественника: по дороге я увидел очень много интересного, красивые пейзажи и архитектурные памятники.
Разумеется, железнодорожный автобус оказался согласованным с поездами. В том числе, из Щецина на Белосток. Из близких станций мне известен только Ольштын. Так как времени в обрез, то беру билет до него. Но уже в вагоне понимаю, что если я хочу попасть в Августов или Сувалки, то ехать нужно дальше. Объясняю свои пожелания проводнику. Он предлагает мне ехать до Элка и оформляет продление билета.
После войны Восточную Пруссию разделили на три примерно равные части, которые присоединили к России (Калининградская область), Литве (Клайпедская область) и Польше. От Мальборка до Ольштына поезд идёт по той живописной трети, которая досталась Польше. Тёплая солнечная погода провоцировала выйти на первом же полустанке и пристроиться под какой-нибудь обильно усыпанной жёлтыми ягодами дикой алычой. Но дорога длинная, к вечеру начало холодать, а в Элк прибыли уже затемно.
И что делать здесь по такой темноте? Собрался было искать гостиницу, но на другой стороне привокзальной площади обнаруживаю расписания автобусов, в одном из которых значатся Августов и Сувалки. До отправления минут 5-7, но где его искать? Я ещё не успел найти, у кого можно было бы спросить об этом, как увидел сам автобус, приближавшийся к площади. Сначала взял билет до Августова. Но уже там водитель убедил меня не выходить, а ехать в Сувалки.
Там я бывал не однажды, поэтому сразу нашёл остановку транзитных автобусов на Мариямполе и дальше. Варшавский после полуночи, а гданьский не был указан в расписании. Именно из-за незнания точного времени я проворонил его. Он даже притормозил перед остановкой, а я оцепенел от неожиданности и даже не помахал, чтобы он остановился. Он и не остановился. Зато варшавский я уже не пропустил. Хотел было взять билет сразу до Таллинна, но водитель ехал только до Вильнюса и не знал, будут ли после него свободные места. Значит, в Вильнюс.
(С) Фотография Федотова (
matholimp) Валерия Павловича 19 августа 2019 года.
В продолжение
https://matholimp.livejournal.com/1791374.html ,
https://matholimp.livejournal.com/1791076.html ,
https://matholimp.livejournal.com/1790925.html ,
https://matholimp.livejournal.com/1790663.html ,
https://matholimp.livejournal.com/1790417.html ,
https://matholimp.livejournal.com/1790152.html ,
https://matholimp.livejournal.com/1789920.html ,
https://matholimp.livejournal.com/1789658.html ,
https://matholimp.livejournal.com/1789216.html и
https://matholimp.livejournal.com/1789053.html .