Обратите внимание на то, что Петроград оказался точно на стыке сразу четырёх народов: юго-запад (почти всю бывшую шведскую Ингрию) заняли эстонцы, северо-восток (почти весь нынешний Всеволожский район) - карелы, северо-запад (остальную часть Карельского перешейка) - финны, а с юго-востока (между железными дорогами на Москву и на Волхов) вклинились русские. Точно таким же межнациональным стыком за тысячу лет до Петрограда был Новгород: начинавшиеся в столице средневековой республики пятины были образованы преимущественно по национальному признаку: балты (розовое пятно которых осталось на юго-западе выбранного мною фрагмента карты), весь, водь, ижора, чудь.
Кстати, куда же подевались эти древние народы, равно как и понаехавшие в 17 веке ингерманландские финны? С одной стороны, хотя сто лет назад их оставалось значительно больше, чем теперь, но уже тогда они считались малочисленными. С другой, несколько иным был тогда сам принцип определения национальности. Он базировался исключительно на учёте вероисповедания и языка богослужения:
эстонцами записывали лютеран с немецким языком богослужения,
финнами - лютеран с финским языком богослужения,
карелами - православных с финским языком богослужения,
русскими - православных с древнеболгарским ("церковно-славянским") языком богослужения.
Целиком эта карта несколько раз за последние недели появлялась в моей ленте. Дата оригинала фиксируется весьма чётко: уже Петроград, но ещё Россия ("единая" - царская).