Вайда, презентованный наивным Дроздом

Aug 24, 2009 22:22

Заметившие мой анонс http://matholimp.livejournal.com/121722.html знают, что Дрозд - не птица, а генконсул Польши в СПб. Запредельную наивность он проявил, высказав перед анонсированным кинопросмотром предположение, будто россияне купили "Катынь" для того, чтобы крутить её по коммерческим кабельным телеканалам. Консул явно еще не изучил наших реалий. Цель у подФСБшных "коммерсантов" (кавычек злобно не жалеть!) прямо противоположная: максимально скрыть правду о Катыни.
Я не остался на обсуждение вовсе не потому, что народу там оказалось гораздо больше, чем планировали. Просто не хотелось огорчать презентатора тем, что фильм произвел на меня впечатление, противоположное ожидавшемуся им. Нет, в целом моя позиция не изменилась. Как и прежде, я остался при мнении, что убийство тысяч польских офицеров - дело рук НКВД, а не гитлеровцев. Однако сомнений в этом в результате просмотра стало несколько больше. Прежде всего, их добавил подробно показанный в фильме перевод поляков из Козельска под Смоленск. Если бы в НКВД тогда уже приняли решение о расстреле, то и исполнили бы его где-то совсем рядом.
Как часто говорят, чёрт сидит в деталях. Полностью восстановить их теперь уже никто не сможет. Но попытаемся хотя бы сочинить их наиболее правдоподобным образом.
Начну с того (фильм и консул это подтвердили), что (в противоположность фашистам) Красная Армия вошла в Польшу без объявления войны, без боёв и практически совсем без сколько-нибудь заметного сопротивления. Оккупированные земли назвали Западной Белоруссией и Западной Украиной, присоединив их к одноименным советским республикам.
Конечно, 70 лет спустя консул имеет право трактовать такой ход событий как вероломное нападение. Однако другая сторона состоит в том, что у ВСЕХ интернированных поляков появилось право получить советское гражданство и вступить в Красную Армию с высокими шансами на равноценную офицерскую должность. Очень многие, кто стремился воевать с немцами, почти сразу же сделали такой выбор. Фильтрационные лагеря для того и были организованы, чтобы завербовать в них потенциальных сторонников и отделить колеблющихся от непримиримых противников. Иначе поляков расстреляли бы сразу же в 1939 году.
Теперь вникаем в детали. Большинство жертв - не профессиональные военные, а офицеры запаса из числа университетских педагогов и творческой интеллигенции. Что-то мне подсказывает, что эта публика не рвалась на фронт не только на стороне СССР или Германии, но даже ради своей родной Польши. Однако именно в их среде были востребованы разговоры о свободной Польше, становившиеся катализатором антисоветских настроений. Наконец, сыграл свою роль и "естественный отбор": чем больше согласных предпочитали лагерям службу в Красной Армии, тем выше нарастал градус несогласия оставшихся.
Итак, сделаем первый вывод: в Катыни оказались те, кто в качестве пушечного мяса в РАВНОЙ степени не представлял интереса ни для СССР, ни для Германии. Однако кому они больше мешали? Если советские спецслужбы уже успели убедиться в том, что такие "вояки" не представляют для них угрозы, то у стремительно наступавших на Москву фашистов для этого не нашлось бы ни времени, ни сил, ни настроения.
Если я правильно понял, то основной аргумент в пользу версии убийства поляков именно НКВДшниками - практически одновременное прекращение переписки погибших со своими семьями весной 1940 года. Однако меня этот аргумент не убеждает. Разобравшись за несколько месяцев с настроениями каждого, НКВД переводит непримиримых из фильтрационного лагеря в "исправительный" с гораздо более жестким режимом.
Конечно, весной 1940 года еще не было мысли о том, что через год с небольшим по западной части СССР прокатиться советско-германский фронт. Как раз в то время победоносно провалилась финская кампания и готовилось вторжение в балтийские страны. Поэтому перевод в более близкий к западной границе лагерь тогда был вполне реален.
Но расстреливать поляков весной 1940 года не было необходимости. На мой взгляд, наиболее вероятная дата их гибели - лето 1941 года. Уничтожить их могли как отступавшие советские войска, так и наступавшие фашисты. Всё-таки, скорее всего, именно отступавшие. В этом случае поляков просто приравняли к материальным ценностям, которые ни в коем случае нельзя было оставлять врагу.

наша история, livejournal

Previous post Next post
Up