Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию)

Jan 14, 2025 22:40


к оглавлению

<< Лекция 14, глава 4 >>Лекция 15, глава 2

Лекция 15

Еврейское пророчество: Бесписьменные пророки.

Глава 1. Заключительные замечания о девтерономическом историке.

В прошлый раз мы обсуждали историков-девтерономистов и их интерпретацию событий, постигших Израиль. Эта особая интерпретация позволила израильтянам выжить после разрушения их государства, храма и социальной основы. Согласно Второзаконию, народ был наказан изгнанием и уничтожением именно за грех идолопоклонства, особенно за идолопоклонство царя. Хотя наказания приходят и за другие грехи, изгнание и разрушение как общенациональное наказание связаны именно с этим грехом.

В книге 4 Царств царь, позволяющий жертвоприношения только в Иерусалимском храме, восхваляется, несмотря на другие его недостатки. А тот, кто этого не делает, осуждается, вне зависимости от его достижений. Историк-девтерономист понимает, что исторические факты не всегда легко укладываются в такую интерпретацию. Были хорошие цари, которые правили недолго, и плохие цари, которые правили долго. Например, Манассия, который царствовал более 50 лет и считается одним из самых нечестивых царей.

Иногда катастрофа наступала сразу после правления царя, верного Яхве и считавшегося хорошим, а иногда она не наступала после правления злого царя. Поэтому редакторами книг девтерономической традиции начинается продвигаться тема отложенного наказания.



Например, проступки Соломона, который разрешил строить жертвенники для чужих богов ради своих многочисленных иностранных жен, стали причиной разделения царств. Однако наказание было отложено до его смерти и правления его сыновей. Только тогда произошло разделение на северное и южное царства под властью Иеровоама и Ровоама соответственно. Второзаконие трактует поражение Израиля от ассирийцев в 722 году как отложенное наказание за грехи Иеровоама I. Он, около 922 года, взошел на трон и установил два культовых центра в Дане и Вефиле, где были воздвигнуты золотые тельцы. Это считалось грехом, за который народ был наказан спустя 200 лет.

Что касается южного царства Иудеи, то, по мнению историка-девтерономиста, здесь было несколько хороших царей. Езекия считается одним из них: он провел масштабные реформы, избавился от идолопоклоннических жертвенников и сумел сохранить независимость Иудеи в борьбе с ассирийцами. Однако его сын Манассия, который правил большую часть VII века, считается чрезвычайно злым царем. Он превратил Иерусалимский храм в языческое капище, что стало временем великих страданий для верных Яхве. Тем не менее, Манассия правил долго.

Его восьмилетний внук Иосия вступил на престол после смерти Манассии, вероятно, в 630-х годах. Девтерономист считает Иосию хорошим царем. В 4 Царств 22 описана история о том, как Иосия начал восстановление храма, будучи примерно в возрасте 25 или 26 лет. Он нашел книгу Закона, прочел ее и сокрушился, что ее предписания не выполняются. Иосия приказал упразднить внешние жертвенники и языческие культы, сосредоточив все поклонение в Иерусалиме.

С точки зрения девтерономиста, Иосия - хороший царь, который очистил страну от идолопоклонства и централизовал поклонение. Однако грехи Манассии были слишком велики, и наказание за них было неизбежно. Пророчица Олдама сказала Иосии, что Бог планирует наказать Иудею за эти грехи, но сделает это после его жизни, как знак милости к Иосии.

Действительно, уже в следующем поколении Иудея потерпела поражение. В 586 году стены Иерусалима были разрушены, Храм уничтожен, а царь Седекия ослеплен и отправлен в изгнание вместе со своим двором. На территории Иудеи остались только бедняки.

Так историк-девтерономист попытался объяснить эти аномалии в рамках своего историософского взгляда. Его интерпретация оказалась поразительной. Если бы поражение народа воспринималось как поражение его Бога от бога народа-завоевателя, израильтяне могли бы отвернуться от Яхве и обратиться к новому богу, Мардуку. Некоторые действительно так и поступили, считая это аргументом в пользу истории. Однако далеко не все пошли этим путем.

Для многих поражение не привело к отчаянию или отступничеству, так как историки-девтерономисты объяснили его в контексте монотеистической схемы. Поражение не ставило под сомнение Божье владычество над вселенной, а наоборот, подтверждало его. Бог наказал Израиль за грех идолопоклонства, нарушивший Его завет. Для наказания Израиля Он поднял вавилонян, которые были лишь Его орудием.

Историософия историка-девтерономиста нашла свое классическое выражение в 4 Царств 17. Я пройдусь по отдельным частям, чтобы можно было увидеть аргументы, которые там изложены:

В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их [в разных местах]

Когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом, Богом своим, Который вывел их из земли Египетской, из‐под руки фараона, царя Египетского, и стали чтить богов иных, и стали поступать по обычаям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и по обычаям царей Израильских

Снова мы видим, что вина за идолопоклонство лежит на царях.

и стали делать сыны Израилевы дела неугодные Господу, Богу своему, и построили себе высоты во всех городах своих, начиная от сторожевой башни до укрепленного города, и поставили у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом, и стали там совершать курения на всех высотах, подобно народам, которых изгнал от них Господь, и делали худые дела, прогневляющие Господа, и служили идолам, о которых говорил им Господь: «не делайте сего»;

Тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду

То есть Бог не оставался в стороне. Он постоянно посылал пророков, вестников, чтобы они обратились к завету. И сегодня мы начнем говорить об этих пророках.

чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков. Но они не слушали и ожесточили выю свою, как была выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога своего; и презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились, и вслед народов окрестных, о которых Господь заповедал им, чтобы не поступали так, как они, и оставили все заповеди Господа, Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу, и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его. И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина.
И Иуда также не соблюдал заповедей Господа, Бога своего, и поступал по обычаям Израильтян, как поступали они. 20 И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего.

То, что так многообещающе начиналось в первой главе Бытия пришло к столь печальному концу. Но если девтерономист возлагал вину за трагическую историю двух царств на грех идолопоклонства, особенно со стороны царского дома, то классические пророки Израиля предложат другой ответ. Этот ответ, не меньший по значимости, чем интерпретации девтерономиста, был направлен на укрепление веры в Бога, который, казалось, оставил свой народ.

К пророческому ответу на тот грандиозный кризис, с которым столкнулись израильтяне, мы обратимся в следующей лекции. В этой лекции я хочу сначала поговорить о феномене пророчества и о некоторых пророках, которые появляются в историческом повествовании.

Previous post Next post
Up