Счетный материал.

Mar 17, 2015 08:03

Счеты
Когда я была маленькая и единственная кукла была поленом, завернутым в тряпочку, у меня была няня, Елена Наумовна, в прошлом бухгалтер. А еще дома были конторские счеты, которыми никто не пользовался. Если соединить в одной квартире бухгалтера, счеты и ребенка, который счет любит, то не научить меня ими пользоваться было невозможно.

Потом у меня родились дети, в какой-то момент научились нетвердо считать до десяти, когда пальцев в разные дни может оказаться от 8 до 11, и я решила, что пора и нам завести счеты. Поход в игрушечный магазин ничего не дал, там такого даже близко не было. Поиск на сети тоже несколько удивил. "Правильных" детских счетов ни в России, но в Штатах не было! Были счеты с 5 бусинками в ряд, или с 3, или с 4. были счеты с десятью в ряд, но этих рядов было шесть. Хм... потому что в часе 60 минут? Никакого другог объяснения я не смогла придумать, а те счеты до сих пор продаются. И вдруг я их нашла! В Икее! Это были почти идеальные счеты:



Почему почти? Потому что на мой вкус детские счеты должны быть с десятью костяшками на каждой строчке, строчек этих должно быть десять, и каждая должна быть наглядно поделена пополам, т.е. где пять должно быть видно сразу. Да, я знаю, что настоящие канцелярские счеты устроены не так, но, мне кажется, они не очень подходят для детей, которые про десятичные дроби еще ничего не знают.

Сейчас в России появились совсем правильные чешские счеты:





Но и икеевские можно спасти - наши я разобрала, пересобрала по два цвета на каждый ряд, и собрала обратно. Вот уже лет 10 живут и не разваливаются.

Счетные палочки
В принципе, они ничем не лучше камушков, фасолин, спичек, или чего-нибудь еще, главное, чтобы их было много и можно было отобрать десять одинакового цвета.



Основной недостаток палочек, с моей точки зрения, это невозможность их соединить в десятки, так что когда числа становяться двузначными, из-за одного неловкого движения все разваливается и приходится пересчитывать с самого начала.

Поэтому мне больше нравятся соединяющиеся кубики.





Их есть много разных, не важно, где и кем они сделаны, главное, чтобы было как минимум по 10 штук каждого цвета и чтоыбы все кубики были одинакового размера, тогда можно построить одну башню из 10 и использовать ее как мерку - здесь 6, приложили к мерке, помотрели, сколько не хватает до 10, добавили другого цвета, получили наглядные 6 + 4. Для перехода через десяток ОЧЕНЬ полезно. Примерно так: https://youtu.be/Ay1NK1_1WJg?t=1m36s

Обязательно ли покупать эти кубики отдельно? Нет! Потому что скорее всего у вас дома есть или дупло, или лего, или и то, и другое. А если у вас лего много (интересно, у кого-нибудь бывает МАЛО лего? такое впечатление, что его или совсем нет, или его есть много :), то из него набрать несколько десятков одинакового размера деталей должно быть не очень сложно, а дальше получаем те же соединяющиеся кубики.

Многоразрядные кубики (рlace value blocks).




ОЧЕНЬ удобная штука для того, чтобы строить большие числа и операции с ними.
К ним обычно или покупают, или сами рисуют (у нас готовая почему-то не пошла) коврик с тремя частями, и на нем сотни сюда, единицы туда, сложили единицы с единицами, если хватает на один десяток, то заменили и перенесли в нужно место. Получили наглядное объяснение перехода через десяток за 5 минут.
Стоит ли их покупать? Если вы репетитор или руководитель маленького кружка, коотрый объясняет эту тему раз в год все новым и новым детям, то да, на мой взгляд это абсолютно необходимое пособие. Если же вам нужно объяснить это только своим собственным детям, то ради пяти минут покупать набор особого смысла не имеет. Для перехода между единицами и десятками кубиков типа лего вполне хватит, десятки в сотни можно вырезать из клетчатой бумаги, а к тому времени, кодга дело дойдет до тысяч, ребенок уже поймет общую идею и подручный материал вообще вряд ли потребуется. У нас такой набор был - со старшей мы честно на нем отзанимались, со средним я забыла его достать в подходящий момент, а потом он уже не был нужен, с младшим один раз поработали, больше не требовалось.

Бусины Монтессори и не только.
Если вы когда-нибудь были в классе в Монтессори детском саду или школе для возраста 3-6 или 6-9, то наверняка видели там бусинки на проволке с крючками:


Обычно они живут в деревянной коробке, отдельно единички, пары, тройки, десятки, сотня это соединенные в пластинку 10 десятков, куб - тысяча. Стоит это все как самолет, делать самим можно, но муторно и не особо дешево, потому что бусин уходит много (ага, я пробовала :). Если вы преподаватель в монтессоровском классе, то вам это необходимо, всем остальным не очень. Сдавшись сделать комплект сама, я вместо него сделала бусы:


С ними тоже не так, чтобы месяц подряд работали, но с каждым из детей пару дней позанимались. Стоит ли ради этого идти искать крупные бусины в магазине? Не уверена. Но если они у вас уже есть, то выдайте ребенку шнурок для ботинок и посадите его нанизывать сотню. Только время от времени проверяйте, что он правильно десятки считает, а то обидно будет все распускать, если в шестом десятке окажется 9 или 11 :) Кстати, этот шнурок отлично работает в качестве походных счетов - если вам с младшим ребенком нужно ждать старшего после кружка, то можно взять бусы с собой и поиграть. "Сделай 56 бусин", "Загадай, какого цвета будет 38 бусинка, если мы считаем с этого конца, а я сосчитаю и проверим, получится ли одинаково". Надолго не хватит, но минут пять поиграть вполне можно. А позже и переход через десяток на этих бусах тоже хорошо работает, особенно различие, когда через десяток переходить нужно, а когда нет. (потом напишу отдельный пост про то, как это делается)

Для порядкового счета можно пересчитывать что угодно от ступенек на лестнице до ложек и вилок на столе, но для более сложной арифметики их уже не хватает, требуется более специализорованный счетный материал.
Что вы использовали? Что было удобно и наглядно?

обзоры

Previous post Next post
Up