Девушки-добровольцы

Feb 23, 2013 19:30

Женщина и война совмещаются плохо. Но это больше к теме "женщина и жертвенность"

Originally posted by ystrek at Девушки-добровольцы

«Полутёмная громада войскового собора в Екатеринодаре. Горсточка людей, пришедших помолиться за усопших. С амвона раздаются печальные слова: «Об упокоении душ рабов Божиих воинов Татьяны, Евгении, Анны, Александры…»

Какое непривычное и странное сочетание воина с женским именем… С болью и стыдом сжимается сердце при этих словах. Ведь это из-за нас, мужчин, пошли девушки на подвиг бранный. Помните, в окопах 17-го года революционные солдаты воткнули штык в землю и братались с врагом. Это им на смену пошли девушки и женщины.

Несколько месяцев перед этой панихидой восемнадцать юных девушек-офицеров представлялись мне в Новочеркасске в начале формирования Добровольческой армии. А вот теперь - «Упокой, Господи, воина Татьяну, воина Анну!»
Ярко и живо встали тогда в соборе образы погибших. Ярки они и теперь.

Одной из первых погибла Татьяна Бархаш* под Эйнемом.… На часах убита во Владикавказе Анна Алексеева. Баронесса де Боде пала в знаменитой конной атаке 31 марта. Самая младшая из девушек-прапорщиков (18 лет), Юлия Пылаева, умучена большевиками под Кореновской во время 2-го Кубанского похода. Убита Вера Мерсье, одна из двух сестёр, вторая была несколько раз ранена**. Была также ранена в Кубанском походе Семёнова.

Горя жертвенным огнём, пришли юные девушки-офицеры в Добровольческую армию. Еще до похода часть стала в строй, а часть исполняла опаснейшие поручения разведывательного отделения. Прапорщик Зинаида Готгардт*** (трагически скончавшаяся позже) ездила с поручением генерала Алексеева на Кубань для установления связи с генералом Эрдели, потом ездила в Могилёв, где в то время была ставка Крыленки. Ежеминутно рискуя погибнуть мучительной смертью, вися на подножке вагона в зимнюю стужу, среди разнузданных солдат и рабочих, она выполняла свои поручения.

Две погибли в подвале чека в Москве, посланные туда после возвращения из Кубанского похода. Из Крыма выехало всего три-четыре.

Помню, во время похода пришли при мне к генералу Романовскому две из девушек-прапорщиков. Они просили не отправлять их санитарами (или, правильнее, сёстрами милосердия) в санитарный обоз.

«Мы офицеры, Ваше Превосходительство, и приехали в Добровольческую армию драться с большевиками, а не ходить за ранеными. В обозе есть несколько дам, едущих за своими мужьями, пусть они ухаживают за ранеными».

И таковы были все. Были они прекрасными, смелыми и хладнокровными пулемётчицами, переносили все тяготы рядового офицера в походе.

Уже в Белграде встретил я одну из них (Заборскую) в нужде и горе, которые она переносила так же скромно, как скромна была в походе, и так же стоически, как была в боях.

В 1927 году в «Возрождении» была статья А. Яблонского о девушках-офицерах. Он их назвал иронически «Офицерочки». Если бы он видел их в нашем походе, то он не только не назвал бы их так, но низко склонил бы голову во время панихиды и с уважением преклонялся бы перед немногими уцелевшими, ибо это были доблестные офицеры.

Вечная память всем погибшим из них. А чудом уцелевшим - слава.»

(из воспоминаний С.Г.Ряшенцева. Опубликовано: Первый Кубанский Ледяной поход. М., "Центрполиграф", 2001, стр. 276-277)

Комментарии salery:

* Речь идёт о первом бое с большевиками на Кубани отряда войскового старшины Галаева, в котором пулемётчица Т.Бархаш сыграла выдающуюся роль, обеспечив победу добровольцев

** Сёстры Мерсье отличились во время октябрьских боёв с большевиками в Москве. Во время 1-го Кубанского похода в составе 2-й роты Корниловского ударного полка. Вера Мерсье погибла в 1-м Кубанском походе, а Мария была убита в 1919 г. под Воронежем.

*** Зинаида Иосифовна Готгардт во время 1-го Кубанского похода служила в разведывательном отделе штаба армии. Позже воевала во 2-й батарее Дроздовской артиллерийской бригады. Подпоручик. В эмиграции жила в Югославии, где покончила жизнь самоубийством

les cendres de claes

Previous post Next post
Up