именно так называлась экскурсия от проекта
Петербург глазами инженеров, бонусом к которой стало посещение
отреставрированных подвалов.
Почему компромиссов?
Конечно, в проект неоднократно вносились правки. Сначала императрица Елизавета Петровна пожелала отстроить на месте сгоревшего скромного «Смольного дома» - Летнего дворца, в котором часто бывала в детстве - женский монастырь - первый в Санкт-Петербурге. Одни говорят, что хотела на пенсии старости принять постриг, другие - что продолжить имперское величие отца - и вслед за мужским монастырем основать женский.
Так или иначе, но в 1744 году великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли предложил объёмный 3D проект (чтобы не утомлять царицу чертежами): монастырский комплекс в форме креста, по периметру которого располагались 4 церкви, в центральной части - главный храм вместимостью 6 тысяч человек.
Но через год Елизавета решила, что хочет Собор более "классический православный" по образу и подобию Успенского в Москве. И главный купол храма был дополнен ещё четырьмя маленькими по периметру.
В плане было также возведение над въездными воротами высотной колокольни - 140 метров при высоте самого храма 93,7 метра о_О
Она могла бы стать самым высоким зданием в Европе...
Торжественная церемония закладки состоялась 30 октября 1748 года, строительство шло семимильными шагами, с размахом, были уже отлиты колокола, возведены кельи, первый уровень ворот = основа колокольни, черновая отделка главного храма, нооооо
началась Семилетняя война (1756-1763) темпы замедлились. А после смерти Елизаветы (в конце 1761 года) и вовсе замерли.
Екатерине совершенно не нравилась идея монастыря и вообще подобного роскошества, стиль барокко вышел из моды. Собор оставался недостроенным почти 70 лет, его состояние постоянно ухудшалось... то же самое можно сказать и про самого Растрелли, которого отправили "в отпуск". Привыкший жить на широкую ногу архитектор вернулся в Италию, растеряв почти всех заказчиков, выполнил несколько проектов в Курляндии и через 10 лет умер в нищете и безвестности.
Точная дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны, однако есть предположение, что он умер в Митаве. Могила была утрачена во время Второй мировой войны.
С 1762 года архитектором Смольного собора стал Юрий Фельтен, которому также пришлось искать компромиссы между великим замыслом и отсутствием бюджета. Тогда окончательно отказались от идеи дорогостоящей колокольни, разобрали и ворота (при недавних раскопках были обнаружены сваи, подтвердившие, что таки строили строили и не достроили). Были освящены "угловые" церкви - Святой Великомученицы Екатерины, а следом и церковь во имя Святых и праведных Захарии и Елизаветы.
В настоящее время две из них действуют (но мне не поняли, можно ли туда попасть), а две принадлежат Санкт-Петербургскому государственному Университету. Мы с мамой вспомнили, что обе бывали в помещениях нынешних келий или учебных классов "смолянок" (благородных девиц из Смольного института) - она заполняла какие-то анкеты, а я писала какие-то экзамены...
И только в конце 1820-х годов по указанию Николая I уже архитектором Василием Стасовым строительство было завершено (1835 году).
Стасов достраивал собор уже в совершенно другую эпоху, но он так же пытался отдать дань задумке своего предшественника. Фасады остались практически без изменений - тем разительнее контраст с абсолютно минималистической белоснежной внутренней отделкой (если не считать позолоту рам и алтаря).
87 лет заняло строительство монастыря.
87 лет работала церковная служба после освящения.
87 лет (с 1922 года) его использовали для совершенно других целей (склады, архивы, учебные и концертные заведения).
Некоторые считают число 87 сакральным, так как по одним данным символизирует щит и меч - защиту, по другим - соединение непререкаемого земного авторитета и мистического начала. И как подтверждение называют первое бомбоубежище в подвалах тем самым "щитом и мечом"...
Мы же запомним другие цифры - почти 400 ступеней... вверх-вниз. И это без учета ступенек в подвалы =/
За грехи наши (ли?) тяжкие. Следующим постом расскажу про них хоры и звонницу.
В проекте Собора так много вертикалей, что издалека он кажется ещё более величественным и огромным, чем есть на самом деле...
Как Смольный собор хорошо говорит
На двух языках: итальянском и русском!
Как крем или сливки, он празднично взбит,
Как облако, в небе парит петербургском.
Он белоколонный, узорный, лепной,
С его позолотою и куполами,
Средиземноморской вскипает волной
И нравится нам - и смущен похвалами.
- Да что вы, - твердит он, - мой ангажемент
Просрочен, и вид мой вам странен барочный.
- Да нет же, как раз иностранный акцент
Нас радует, вкрадчивый призвук побочный.
Напрасно в Италию просится он,
Его все равно там своим не признают,
В Венеции тесно, Неаполь влюблен
В свои кипарисы, что даль заслоняют.
Одно возраженье: тоску утолив
По прелести пышной, по нежности мощной,
Для Бога он, может быть, слишком красив.
Бог, кажется мне, предпочел бы попроще.
(с) Александр Кушнер Завораживает.