Конечно, это больше, чем просто альбом. Это явление. Явление культурное, явление музыкальное, явление политическое. Live Aid и We are the World, Питер Гэбриел и Talking Heads, борьба с апартеидом - "Graceland" взращен на этой почве. Он появился в нужное время в нужном месте и попал точно в цель. И он очень красноречиво передает атмосферу и настроение тех лет, по прошествии времени ничуть не утратив своей свежести и актуальности. Пол Саймон записал альбом, не отсиживаясь в какой-нибудь уютной американской студии, а все пропустил через себя: несмотря на реальную опасность, отправился в ЮАР и погрузился в наколенную обстановку Йоханнесбурга, скооперировался с местными музыкантами, на равных с ними приступив к реализации плана по кровосмешению африканской и западной музыки, уже в родных Штатах задействовав также американских исполнителей и завершив начатое. Выражение "диалог культур" подходит сюда как нельзя четко.
Но несмотря на очевидное величие, недосягаемый авторитет, культовый статус этого шедевра, получил он и некоторую негативную реакцию. Когда "Graceland" прогремел на весь мир, Полу Саймону, с одной стороны, прилетало от активистов и сторонников бойкота режима апартеида, с другой - за воровство культурного достояния Африки. Время было не самое простое, турбулентное; тема апартеида - тяжелой и насущной. Но история имеет свойство все расставлять по своим местам. При том, что альбом не содержит откровенных политических заявлений, он сам по себе и есть политическое заявление, которое оказалось более доступным и понятным, чем, казалось бы, более очевидные, конкретные высказывания. Сыграла эта работа и огромную роль в популяризации африканской музыки, культуры и эстетики.
Но что же музыка? Она волшебна. Музыка обладает какой-то шаманской привлекательностью. Она захватывает, она поглощает и не отпускает. Диск можно крутить по кругу несчетное количество раз. Нередко возникают споры относительно того, что с точки зрения песен это не самая сильная работа Пола - вполне возможно, что его предшествующие работы сильнее по этой части. И тем не менее, тут полно фраз и оборотов, которые невольно застревают в голове и произвольно в ней всплывают. А вообще, "Graceland" - не просто набор песен, это некий атмосферный образ, это погружение; это не песни под гитару - это ритмы, звуки, магия, волшебство. В едином творческом порыве воедино сливается поп и рок-н-ролл, а капелла и зайдеко, ну и такие чисто южноафриканские стили, как исикатамия и мбаканга. Глубокие, проникновенные звуки баса и ритмичных барабанов являются ключевым, связующим элементом. Низкие голоса африканских исполнителей в сопровождении высоких нот голоса Саймона производит неизгладимое впечатление. В характерном для африканской музыки мажорном ключе, она пропитана духоподъемными, жизнеутверждающими, оптимистичными оттенками. С другой стороны, поразительной красоты и глубины заглавная "Graceland" имеет минорный, трогательный привкус, а а капельная "Homeless" в сопровождении голосов участников Ladysmith Black Mambazo и наполненной политическим смыслом выглядит и вовсе печально. Но как ни крути, этот альбом, он о доброте, о честности, о равноправии. А хитовая "You Can Call Me Al" - поток безудержного счастья, песня невероятной заряженности с умопомрачительными по своей цепкости хуками. Волшебство.
Понятное дело, что альбом много раз переиздавался в самых различных видах и форматах. У меня издание средней степени свежести - с CD и DVD. На CD в качестве бонусов присутствует три полезных демо, на DVD - "The African Concert", знаменитый концерт в Зимбабве. Пол в сопровождении африканских музыкантов - полтора часа потрясающего действа! Материал с "Graceland", африканские песни; невероятный колорит, ощущение свободы, добра и мира, отсутствие каких-то границ и рамок. Это дорогого стоит.