Тибет: отмененная война ЦРУ

Apr 15, 2013 14:10



Большую часть прошлого столетия отношения  США с Тибетом характеризовались американским подобострастием перед Китаем и неискренними, но добрыми пожеланиями Далай-ламе. Еще в 1908 году американский дипломат Уильям Рокхилл (William Rockhill) заявил Далай-ламе XIII: "Тесные и дружеские отношения с Китаем абсолютно необходимы, ибо Тибет входит и должен входить в состав Цинской (Маньчжурской) империи ради собственного блага". Спустя сто лет при Далай-ламе XIV изменилось немногое. После встречи в 2011 году с президентом Обамой в Картографической комнате Белого дома (Овальный кабинет показался слишком официальным) Далай-ламу вывели через заднюю дверь и повели мимо мусорных баков. Конечно, все это было сделано ради того, чтобы избежать обвинений со стороны Пекина, который расценивает как "вмешательство" даже самую мягкую критику по поводу его политики в отношении Тибета.

Однако это было важнейшее и очень драматичное отступление от минималистского подхода. Почти двадцать лет после 1950 года, когда китайцы захватили Тибет, ЦРУ проводило тайную операцию с целью подготовки тибетских повстанцев и сбора разведывательной информации о Китае в рамках своих попыток сдержать распространение коммунизма по миру. Об этом сегодня мало известно, но программа ЦРУ привела, как минимум, к одному яркому и эффектному успеху разведки, а также обеспечила поддержку Далай-ламе. Накануне исторической встречи Ричарда Никсона с Мао в 1972 году эта программа была неожиданно отменена, и США вернулись к своей традиционной политике в отношении Тибета, держа его на расстоянии. Но это не помогло покончить с мощной атмосферой недоверия, которая продолжает отравлять американо-китайские отношения. Китайское правительство не только хорошо знало о программе ЦРУ, но и опубликовало в 1992 году официальный документ на эту тему. В нем была информация о деятельности управления, полученная из надежных западных источников, однако вина возлагалась в основном на "клику Далай-ламы". Эту фразу Пекин использует по сей день.





Повстанческое движение началось после того, как Народно-освободительная армия Китая вторглась в Тибет после разгрома националистов, и когда Пекин вынудил правительство Далай-ламы признать власть Китая над этим регионом. В 1955 году группа местных тибетских лидеров тайно подготовила заговор с целью проведения вооруженного восстания, и год спустя начались волнения. Повстанцы брали в осаду местные органы государственной власти, сотнями убивая государственных служащих и китайцев хань. В мае 1957 года были созданы повстанческая организация и боевые силы повстанцев, которые начали убивать коммунистических руководителей, дезорганизовывать работу связи, нападать на различные учреждения и на китайские армейские подразделения, дислоцировавшиеся в этом регионе.

К тому времени восстание получило американскую поддержку. В начале 1950-х годов ЦРУ начало искать возможности и способы для оказания помощи тибетцам в рамках своей расширявшейся кампании по сдерживанию коммунистического Китая. Ко второй половине десятилетия был запущен проект "Цирк": боевиков тибетского сопротивления начали возить за границу на обучение, а на территории Тибета в стратегически важных местах американцы стали сбрасывать на парашютах оружие и боеприпасы. В 1959 году управление открыло секретный учебный центр по подготовке тибетского пополнения в Кемп-Хейле, штат Колорадо. Место было выбрано неслучайно, поскольку база находилась на высоте 3 километров над уровнем моря, а окружающая местность напоминала Гималаи. По словам одного источника, через лагерь в Колорадо прошли примерно 170 "партизан Камба".

Усилия ЦРУ так и не привели к массовому восстанию против китайских захватчиков, но они стали одним из важнейших успехов разведки во времена холодной войны, поскольку в 1961 году тибетские боевики захватили и передали ЦРУ огромное количество китайских военных документов. Из них удалось узнать о падении морального духа у китайских солдат, которые узнали о массовом голоде, поразившем Китай во время Большого скачка. Но в следующем десятилетии в Вашингтоне возникли серьезные разногласия относительно деятельности ЦРУ в Тибете, и в 1971 году, когда Генри Киссинджер готовил встречу Никсона с Мао, программу свернули.

"Хотя вопрос Тибета не стоял на повестке во время переговоров в Пекине, эпоха официальной американской поддержки тибетцам подошла к концу, - вспоминал в своей вышедшей в 1999 году книге "Orphans of the Cold War: America and the Tibetan Struggle for Survival" (Сироты холодной войны: Америка и тибетская борьба за выживание) ветеран ЦРУ Джон Кеннет Кнаус (John Kenneth Knaus), проработавший там 40 лет. - В новом уравнении Киссинджера места Тибету не нашлось". К 1975 году президент Джеральд Форд уже смог сказать скептически настроенному будущему лидеру Китая Дэн Сяопину: "Позвольте заверить вас, господин вице-премьер, что мы выступаем против любых правительственных действий [США] в отношении Тибета, и не проводим их".

Многие друзья Тибета и почитатели Далай-ламы, которые всегда выступали против насилия, считают, что сам он ничего не знал о программе ЦРУ. Однако один из братьев Далай-ламы Гьяло Тондуп (Gyalo Thondup) был тесно связан с операцией ЦРУ, а принимавший в ней участие Кнаус пишет: "Гьяло Тондуп информировал своего брата Далай-ламу об общих условиях поддержки ЦРУ". По словам Кнауса, с конца 1950-х годов управление платило Далай-ламе по 15000 долларов в месяц. В 1974 году выплаты были прекращены.,



В 1999 году я спросил Далай-ламу, не нанесла ли вред Тибету операция ЦРУ. "Да, это так", - ответил он. Вмешательство оказалось пагубным, потому что  оно было направлено главным образом на обслуживание американских интересов, а не на оказание длительной помощи тибетцам, добавил Далай-лама. "Когда американская политика в отношении Китая изменилась, они прекратили оказывать помощь, - заявил он мне. - В противном случае мы могли бы продолжать эту борьбу. Многие тибетцы возлагали большие надежды на оружие, которое ЦРУ сбрасывало с самолетов, но потом пришла китайская армия и уничтожила их. У американцев были другие планы, отличавшиеся от планов тибетцев".

Абсолютно верно, и эти разные планы в 2010 году подробно изложила владеющая тибетским языком антрополог Кэрол Макгранахан (Carole McGranahan), которая написала книгу "Arrested Histories: Tibet, the CIA, and Memories of a Forgotten War" (Остановленная история: Тибет, ЦРУ и воспоминания о забытых войнах). Иногда автор чрезмерно запутывает свое повествование сложной антропологической терминологией, однако она великолепно показывает то, насколько разительно отличаются мнения тибетских ветеранов об операции ЦРУ от воспоминаний их американских партнеров. Поражает пример с захватом военных документов, которые тибетские партизаны смогли получить, устроив засаду на одного высокопоставленного китайского офицера. Эта сцена показана во всех ее страшных деталях на огромной картине, которая хранится в музее ЦРУ в Вашингтоне. В документах говорится не только о низком моральном духе китайских солдат. Там раскрываются масштабы насилия и зверств китайцев в Тибете. "Эта информация стала для тибетского правительства в изгнании единственным документальным доказательством, свидетельствующим  о китайских злодеяниях, и поэтому она была бесценна", - отмечает Макгранахан. Тем не менее, тема документов и их захвата редко всплывала во время ее длительных бесед с ветеранами. "Почему это достижение, которое столь высоко оценили правительства США и Тибета, не стало таким же знаменательным и памятным для партизан?"

Одна из причин заключается в  том, что тибетским партизанам ничего не сказали о ценности этих документов, прочитать которые они не могли. Один из ветеранов рассказал Макгранахан:

"Наши солдаты напали на китайские грузовики и захватили какие-то документы китайского правительства. После этого американцы подняли нам денежное довольствие. Никто не знал, что было в этих документах. В то время вопросов не задавали. Если ты задавал много вопросов, остальные начинали относиться к тебе с подозрением".



Командир группы, организовавшей засаду, рассказал антропологу: "В качестве награды ЦРУ дало мне часы Omega". Но и он тоже очень мало знал о важности захваченных документов. Как подробно пишет Макгранахан, ветераны прежде всего были преданы Далай-ламе и хотели, чтобы он снова стал верховным лидером независимого Тибета.

Когда миссия ЦРУ закончилась, Тибет в китайской  политике Вашингтона начал отходить на задний план. Об этом откровенно  пишет Кнаус в своей второй книге "Beyond Shangri-la: America and Tibet’s Move into the Twenty-First Century" (По ту сторону Шангри-Ла: Америка и вхождение Тибета в 21-й век). Реальность такова, что американским президентам сейчас приходится иметь дело с мировой державой, какой является  Китай. В весьма запутанных оруэлловских выражениях, оправдывающих невнимание Америки к Тибету, бывший заместитель госсекретаря по Восточной Азии Маршалл Грин (Marshall Green) рассказывает Кнаусу: "Мы ничем не могли помочь тибетцам, кроме улучшения отношений с китайскими коммунистами, потому что  при таком раскладе у нас появлялась возможность оказывать на них давление, дабы они проводили более умеренную политику по отношению к  Тибету". Грин признал, что это было "оправдание для отказа тибетцам".

Скоро президент Обама будет встречаться с новым китайским лидером Си Цзиньпином. Советники напомнят ему о встрече между его предшественником Биллом Клинтоном и тогдашним китайским председателем Цзян Цзэминем, которая состоялась 27 июня 1998 года. На той встрече Клинтон заверил Цзяна: "Я согласен, что Тибет является  частью Китая, автономным районом Китая. И я могу понять, почему признание этого будет предварительным условием для диалога с Далай-ламой". Полагаясь на свое хорошо известное обаяние, Клинтон добавил: "Я встречался с Далай-ламой. Я считаю его честным человеком, и полагаю, что если бы у него состоялась беседа с председателем Цзяном, они бы очень понравились друг другу". Говорят, что Цзян откинул назад голову и засмеялся. Замечание Клинтона из официальной китайской стенограммы убрали.

Оригинал публикации: Tibet: The CIA’s Cancelled War

("The New York Review of Books", США)
Джонатан Мирски (Jonathan Mirsky)

А мы с вами вспомним, Почему шпионы похожи на ученых и например, Как у Пакистана появилось ядерное оружие ?

США, Тибет, Политика

Previous post Next post
Up