Змеи-душители называются иначе ложноногими змеями, так как у них имеются рудименты задних конечностей в виде коготков по бокам анального отверстия. Кроме того у них сохранились рудименты всех трех тазовых костей и бедер (ведь змеи происходят о варанообразных ящериц, от которых она ответвились в верхнеюрский период). У них мощная мускулатура, так как они душат добычу прежде чем проглотить ее. Глаза их имеют вертикальный зрачок.
Первое подсемейство, так называемые питоны, населяют главным образом Азию, в особенности Индокитай и Малайский архипелаг. Что касается размеров, то они действительно принадлежат к самым крупным змеям в мире, отдельные рекордисты достигают 10 м в длину.
Другое подсемейство - удавы, родина которых - тропическая Америка. К ним относится знаменитый боа-констриктор, хотя слухи о его величине преувеличены, обычно он не бывает длиннее 4 метров. Кроме него в это подсемейство входит настоящий гигант - удав анаконда, самые большие экземпляры которого достигали 11-и метров. О толщине их мы здесь не говорим, поскольку она не показательна: только что пообедавший удав может иметь колоссальную «тушу», раздувшись от проглоченной добычи. Во всяком случае, толщина в самом широком месте не объевшейся анаконды сравнима с туловищем мужчины, а если и побольше, то ненамного.
Удавы и питоны охотятся, поджидая свою добычу, затаившись на деревьях. Анаконда же, змея в принципе водяная, хотя и может ползать по деревьям, однако делает это не очень охотно.
Основная окраска анаконды серовато-зеленая с крупными темно-бурыми пятнами округлой или продолговатой формы, чередующимися в шахматном порядке. По бокам туловища идет ряд мелких светлых пятен, окруженных черной полосой. Такая окраска великолепно скрывает анаконду, когда она затаивается, лежа в тихой заводи, где по серо-зеленой воде плавают бурые листья и пучки водорослей. Излюбленные места анаконды - слабопроточные рукава и заводи, старицы и озера, заболоченные низины в бассейнах рек Амазонки и Ориноко. В таких укромных уголках анаконда, лежа в воде, сторожит свою добычу различных млекопитающих, приходящих на водопой (агути, пекари), водоплавающих птиц, иногда черепах и молодых кайманов. Жертвой анаконды оказываются также домашние свиньи, собаки, куры, утки, когда они приближаются к воде. Анаконда нередко выползает на берег и принимает солнечные ванны, но далеко от воды не отходит. Она прекрасно плавает, ныряет и может долго находиться под водой, при этом ноздри ее закрываются специальными клапанами.
При пересыхании водоема анаконда перебирается в соседние или спускается вниз по течению реки. В случае чрезмерной суши, когда все близлежащие водоемы высыхают, она зарывается в песок или в ил и впадает в состояние, напоминающее спячку. Это относится только к тем местам, где случаются сезонные засухи. В Бразилии же, например, змея эта остается бодрой и деятельной круглый год.
Страшные рассказы о людоедстве анаконды не соответствуют действительности. Змеи никогда не атакуют добычу, которую не в состоянии проглотить. Единичные нападения на людей совершаются ею, видимо, по ошибке, когда змея видит под водой только часть тела человека или если ей кажется, что на нее хотят напасть или отнять ее добычу.
Общеизвестно, что нижняя челюсть змеи состоит из двух половинок, соединенных очень эластичным сухожилием. Так же с помощью сухожилий, а не стабильного сустава, соединяется она с черепом, что позволяет змее до невероятных размеров растягивать свою пасть. Однако эта ее способность не безгранична. Голова самой большой анаконды не превышает 15 см в диаметре. Как бы она ни раскрывала пасть, ни голова, ни тело человека сквозь нее не протиснутся.
Что же касается глотания анакондой добычи «живьем», то удавы вообще никогда этого не делают, поскольку они сначала должны задушить жертву, сжимая ее своими кольцами, на что и указывает их название.
Особенно красочные рассказы можно услышать о змеином взгляде. Он и искрящийся, и околдовывающий, и леденящий, и приводящий в оцепенение людей и животных.
Все это, разумеется, чепуха, однако эти змеиные глаза и без того являются анатомическим курьезом. На самом деле, мы их вообще не видим.
Как это? «Я, - скажет бывалый человек, - анаконды никогда не видел, но с другими змеями встречался неоднократно и хорошо знаю, что глаза у них есть, но только какие-то матовые, невыразительные».
Вот это описание соответствует действительности и указывает именно на то, что этот человек настоящих глаз змеи не видел. Дело в том, что у этих пресмыкающихся наблюдается удивительное явление. Верхнее и нижнее веки у них срослись, в результате чего глаза оказались отгороженными от света. Однако для того, чтобы они могли как-то выполнять свои функции на пользу животному, сросшиеся веки стали прозрачными, в результате чего змея смотрит сквозь них, как сквозь стекла очков. Перед линькой старая кожица начинает отделяться от тела, прозрачность век резко понижается, и тогда мы перестаем различать радужную оболочку и зрачки змеи. Она, со своей стороны, тоже начинает хуже видеть сквозь эти свои матовые «очки».
Процесс линьки у анаконды часто проходит под водой; в неволе приходится наблюдать, как змея, погрузившись в бассейн, трется брюхом о его дно и постепенно стягивает с себя выползок. Анаконда, как многие пресмыкающиеся, и в том числе змеи, яйцеживородяща, и самка приносит от 28 до 42 детенышей длиной 5080 см, но изредка может откладывать яйца. Беременность у анаконды длится очень долго. Однажды самка, пойманная в Бразилии, в октябре 1928 года, произвела на свет потомство в количестве почти сотни детенышей, но уже в Берлинском зоопарке и по истечении семи месяцев. Новорожденные змейки имели длину по 3/4 м.
В неволе эти змеи живут недолго, 5-6 лет, максимальная зафиксированная продолжительность жизни в неволе - 28 лет. Кормят их в основном кроликами, морскими свинками, крысами, но они поедают также различных рептилий, рыб и иногда заглатывает змей. Однажды 5-метровая анаконда задушила и съела 2,5-метрового темного питона, на что ей понадобилось всего 45 минут.
Обыкновенный удав встречается и близ человеческого жилья, где охотится на грызунов и ящериц. В некоторых районах он даже почти «одомашнен» - местные жители держат удавов в домах и амбарах, и те исправно ловят крыс и мышей, как кошки.
В период размножения, который наступает в разное время у каждого подвида, обыкновенный удав приносит от 15 до 64 живых детенышей длиной по полметра каждый. За два года они вырастают до 2-3 м в длину и становятся половозрелыми. При содержании в неволе обыкновенный удав охотно поедает мышей, крыс, голубей И кур. Молодые удавы хорошо приручаются, взрослые змеи нередко бывают злобными, шипят И кусают человека при неосторожном обращении. Удавы живут в неволе около десяти лет, но иногда и значительно дольше - до 23 лет.
Мадагаскарский удав очень близок по своему строению к обыкновенному удаву и до последнего времени включался вместе с ним в род Constrictor, но некоторые анатомические отличия и обособленный ареал принудили выделить его в самостоятельный род.
Необыкновенно красивая окраска туловища с ромбовидными пятнами на спине и замысловатым глазчатым рисунком по бокам дополняется интенсивным синевато-зеленым металлическим блеском, особенно ярким на задней части туловища. Эта змея, достигающая трех метров в длину, населяет леса Мадагаскара, где держится всегда вблизи воды. В неволе он охотно поедает различных птиц; он очень спокойного нрава и никогда не пускает в ход свои зубы.
По книге Яна Жабинского
Если медленно дрейфовать вниз по течению от слияния Абунана с Рио-Негро, то можно повстречаться с треугольной головой анаконды. Тело ее несколько футов. Оно извивается. Это гигантская анаконда. Пришлось стрелять в нее для сохранения своей жизни. Когда мы вышли на берег, то с большой осторожностью приблизились к змее. Постарались измерить её длину. Оказалось - шестьдесят два фута. Такие большие анаконды встречаются редко, но следы, которые они оставляют в болотах, бывают шириной до шести футов. Все это свидетельствует в пользу высказывания тех индейцев и сборщиков каучука, которые утверждают, что анаконды могут достигать невероятно больших размеров. Любое вторжение в места обитания анаконд подобно игре со смертью.
Почти в каждой впадине, заполненной водой, можно найти два или три таких чудовища. Местные индейцы бесстрашно охотятся на змей. Они собравшись в группы до 10 человек, прыгают в воду, чтобы убить анаконду ножами. И это у них иногда получается. Почти в каждой книге о Южной Америке можно столкнуться с анакондой.
Охотница анаконда медлительная. Чаще всего она лежит на дне и только изредка поднимает голову над водой, чтобы посмотреть, не подошла ли ее добыча к берегу. Она может просто плыть по течению реки в поисках стаек рыб. Чаще всего анаконда охотится на рыбу, различных млекопитающих, приходящих на водопой, водоплавающих птиц, иногда черепах и молодых кайманов. Убивает она своим смертельным объятием - душит жертву.
Слишком большой рост для анаконды - биологически неоправданные излишества. Анаконды бывают двух видов. Второй вид - это южная анаконда. Живет она южнее обычного вида и размером много меньше его (предел - 3,25 метра). Окрашена анаконда не ярко: темно-оливковый основной тон, а по телу разбросаны овальные чёрные («бархатные») пятна. У южной анаконды основной фон более светлый, с желтизной. Анаконда - настоящий водяной удав. Но добычу промышляет она не в воде, а у берега: хватает зверей и птиц, пришедших напиться. В некоторых областях анаконды регулярно охотятся на молодых крокодилов (кайманов). Анаконда не откладывает яйца, а рожает живых детёнышей. Их в одном помете от 30 до 80. И длиной они, новорожденные - 70-90 сантиметров.
Именно по причине труднодоступности мест ее обитания, о повадках гигантской анаконды известно очень мало. Почти все сведения собраны при наблюдении за этими животными в зоопарках. Также трудно оценить и их численность в дикой природе. Впрочем, по всей видимости, исчезновение этому виду не грозит.