Во время гибели лайнера «Титаник» на острове Куинс на верфи «Harland & Wolff» полным ходом шло строительство третьего судна серии «Олимпик». Первоначально этот лайнер должен был носить наименование «Гигантик», но после гибели предшественника представители компании «White Star Line» от мифологии античности решили отказаться, и нарекли новое судно патриотическим именем «Британик». Его строительство было заморожено на несколько месяцев, в ожидании выводов британской комиссии по расследованию катастрофы «Титаника».
Как вы помните, у "Титаника" был старший брат "Олимпик", а теперь давайте узнаем подробнее такую же нелегкую судьбу младшего брата ...
30 ноября 1911 года началась работа над последним и самым большим из трех океанских лайнеров "Олимпик-класса" в доке №2 на северной верфи в Белфасте,Северная Ирландия.Это был тот же самый док, в котором был построен "Олимпик".
В апреле 1912 года строительство было остановлено всвязи с гибелью "Титаника". Когда работа была продолжена, было внесено множество изменений.Двойное дно расширялось, чтобы сделать двойную обшивку, водонепроницаемые переборки также увеличивались.Все это, а также многие другие нововведения делали судно способным остаться наплаву с шестью поврежденными переборками (на две больше, чем у "Титаника"). Теперь "Британник" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".
Были предусмотрены еще пять спасательных шлюпок.Если судно накренялось на один борт и возникала угроза потопления ничто не должно было мешать посадке людей в шлюпки и их эвакуации. Среди крупных британских судов-"Британник" в то время был самым большим. Компания "White Star Line" спустила "Британник" на воду 26 февраля 1914 года.Изначально корабль должен был называться "Гигантик", но "White Star" выбрала имя "Британник", чтобы показать свой патриотизм в Европе, охваченной войной.Корабль должен был быть самым комфортабельным из "большой тройки".Приемная первого класса должна была быть более большой , чем на "Олимпике" и "Титанике". Ресторан и курительный салон первого класса были расширены и даже планировалось установить орган на парадной лестнице.Подобно "Титанику" и "Олимпику", он вмещал 790 пассажиров первого класса , 835 пассажиров второго класса, 950 пассажиров третьего класса и 950 членов экипажа.
Большой коммерческой прибыли "Британник" не принес из-за начала Первой Мировой войны в июле 1914 года.Вскоре после начала которой, британское праительство всячсеки старалось использовать коммерческие корабли в военных целях. Это вызвало спад пассажиров, пересекающих океан.Уже после нескольких месяцев шесть кораблей компании "White Star Line" были взяты британским адмиралтейством. Тем не менее линия получала хорошие деньги за ежемесячное использование каждого судна. Ряд членов правления компании очень беспокоились за свои суда, принимавшие участие в войне, поскольку были уверены, что война окончится к Рождеству.К сожалению этого не случилось.
Первая Мировая война была новым типом войны.Все новые технологии изобретенные в течение века, которые должны были сделать жизнь людей лучше, использовались для их уничтожения. Армии теперь впервые использовали самолеты, которые могли бросать бомбы на окопы и военную технику. Ранее в войсках использовали винтовки, которые могли сделать всего несколько выстрелов за достаточно длительное время.Но теперь оружие стало автоматическим, оно могло выпустить огромное количество пуль за несколько секунд.Также появились субмарины, которые назывались подводными лодками.Они могли погружаться под воду, оставаясь не видимыми для судов.Появился новый тип ядовитого газа, который, попадая на людей, медленно, но очень болезненно убивал их в течение двух дней. Со всей этой технологией солдаты погибали не поодиночке, а сотнями и очень быстро.
Большие проблемы появились с проливами, которые соединяют Средиземное море с Черным морем. В течение Первой Мировой войны была серьезная борьба, чтобы контролировать этот участок. Многие солдаты, получив ранения, должны были быть отправлены на кораблях-госпиталях обратно в Англию и Францию, но для этого нужны были большие корабли. Именно поэтому британское адмиралтейство собрало вместе два самых больших лайнера Кунарда, Мавританию и Аквитанию.
К несчастью, два суперлайнера не могли перевезти всех раненых. Именно тогда адмиралтейство вспомнило о "Британнике". Его мантаж не был завершен, так как материалы нужные для окончания постройки, были использованы в военных целях.Так, 13 ноября 1915 года, после того как он простоял год в Белфасте недостроенный, британское адмиралтейство переоборудовало его в корабль-госпиталь, а раскошные интерьеры были преобразованны в общежития и операционные.Приемная первого класса и обеденный салон были переоборудованны в отделения интенсивной терапии. Все остальные помещения:комнаты, салоны-стали палатами.Прогулочные палубы стали использоваться как отделения для легко раненых. Самые роскошные каюты стали кабинетами докторов.
На корпус нанесли зеленые зеленую полосу и шесть красных крестов.12 декабря 1915 года "Британник" был готов к несению военной службы. Он прибыл в Ливерпуль, Англия, где на него было назначено 2034 койки, 1035 складных койки, а так же персонал:52 должностных лица, 101 доктор и медецинская сестра, 336 сопровождающих, 675 человек команды. Судно могло в общей сложности перевозить 3309 пациентов. Корабль поступил под командование капитана Чарльза А.Бартлетта. Он начал свою карьеру в компании "White Star Line" в 1874 году и получил сертификат за заслуги в 1903 году.Хотя пассажиры полюбили его, он не был любим начальством из-за его беспокойства по поводу скорости судна. "Британник" был определен как "Судно-госпиталь Его Величества" (HMHS), получил бортовой номер G618. Он вышел из Ливерпуля в свое первое путешествие 23 декабря 1915 года в направлени Наполи, Италия, и порта Мадрос на греческом острове Лемнос.Небольшой остров был выбран как база для атаки в проливе Дарданелл. Позже выяснилось, что именно этот остров стал местом наибольшего скопления раненых В отличие от его паредшественников "Британник" не праздновал свой первый рейс. "Британник" присоединился к "Мавритани" и "Аквитани" для работы в проливе Дарданелл.Все вместе суда могли перевозить более чем 10000 больных и раненых. "Лузитания" не присоединилась к ним, так как была потоплена немецкой подводной лодкой в 1915 году.Хотя местом назначения "Британника" являлся пролив Дарданелл, но судно также использовалось в других местах.
Для людей, которые работали на "Британнике", огромное судно стало домом. Рождество 1915 года они отпраздновали на борту по дороге в Италию. На то чтобы пройти путь от Англии до Италии "Британнику" потребовалось пять дней и он прибыл в пункт назначения 28 декабря.Для всех кораблей было обязательным правилом пополнить запасы угля и взять на борт раненых солдат.29 декабря 1915 года корабль был направлен на остров Мадрос, чтобы добраться до него "Британнику" потребовалось два дня.
"Британник" простоял около острова четыре дня и принял на борт 3300 больных и раненых.Он прибыл в Великобританию 9 января 1916 года, где раненые были помещены на поезда, которые перевезли их в госпитали Лондона. Второе путешествие было короче, так как покинув порт 20 января "Британник" взял курс в Италию, где приняв на борт раненых, он вернулся в Англию 9 февраля 1916 года.
На "Британнике" был введен режим, которому все должны были подчиняться. Пациенты будились в 6.00, чтобы умыться и убрать койку.Завтрак в 7.30. После этого персонал должен был вычистить столовую.Проверка судна капитаном осуществлялась с 11.00. Ленч- в 12.30, чай-в 4.30 и 8.30, после этого устанавливались кровати. В 9.00 капитан делал последний обход судна перед сном. Независимо от тяжести ранания ко всем пациентам относились одинаково. В своем третьем путешествии "Британник" вышел из порта 20 марта 1916 годаи прибыл в Италию 25 марта. Он покинул Италию через два дня и отправился на Сицилию.После приема раненых он покинул Сицилию 30 марта и прибыл в Саутгемптон 4 апреля. После этого он ушел в Белфаст, где был снят с военной службы. "Британник" только встал на прикол для переоборудывания, чтобы вновь сделать его гражданским судном, когда британское адмиралтейство снова призвало корабль на военную службу и вернуло "Британник" в Саутгемптон 28 августа 1916 года.
Затем "Британник" отправился на один из британских островов, где четыре недели провел как плавающая больница.Всвой четвертый рейд он отправился 24 сентября 1916 года.В этой поездке он перевозил членов организации "Добровольное Отделение Помощи"(VAD).Следующая остановка была в Наполи для пополнения запасов топлива.Судно прибыдло на Мадрос 3 октября, здесь члены VAD пересели на судно "Галека".Они исследовали причины пищевых отравлений команды. "Британник" вернулся в Саутгемптон 11 октября 1916 года.В пятое путешествие он отправился 20 октября на остров Мадрос и обратно.В последний день судно застиг большой шторм, но к счастью корабль благополучно вернулся в Саутгемптон. "Аквитания" во время этого же шторма получила серьезные повреждения, поэтому она не смогла осуществить свой очередной рейс за ранеными и "Британник" взял на себя обязанности "Аквитани". Таким образом он отправился в сое шестое путешествие всего через четыре дня после прибытия.
"Британник" вышел из Саутгемптона в воскресенье 12 ноября 1916 года. До Итали добрался без происшествий.В пятницу 17 ноября он прибыл в Наполи. Там предполагалось пробыть до 18 ноября, но из-за шторма отплытие было отложено на день.Вторник 12 ноября был отличным днем."Британник" шел на закате через канал Кеа, который представлял собой небольшой водный путь между островом Кеа и континентальной Грецией.Около восьми часов утра команда, работавшая в бойлерной и машинном отделении, ожидала смены.Чтобы ускорить смену офицеры иногда открывали водонепроницаемые двери на небольшое время.
Спустя несколько минут послышался сильный грохот, содрогнувший все судно. Историки до сих пор не уверены: подорвался ли "Британник" на мине, оставленной немецкой подводной лодкой, или был торпедирован. Корабль сразу накренился на один бок.Капитан Бартлетт сразу отдал распоряжение послать сигнал бедствия, приказал команде приготовить спасательные шлюпки и объявил по всему кораблю тревогу. Спасательные лодки спускались на воду и отплывали от корабля. Однако несколько лодок были затянуты гребными винтами, которые продолжали работать, некоторые успели выпрыгнуть прежде чем их лодки были разрезанны на щепки.
На воду были спущены почти все спасательные шлюпки.В целом эвакуация прошла успешно. Из 1066 пассажиров, которые были на борту, 30 погибли.Большинство смертей, если не все они, являлись следствием инцидента с винтом.Если бы на борту находились еще 3000 раненых солдат, то масштабы трагедии были бы сопоствавимы с гибелью "Титаника". Капитан Бартлетт был последним, кто оставил судно.После того, как прогремел последний взрыв, он прыгнул в воду и поплыл прочь от корабля. Он залез в пустую шлюпку, которая дрейфовала неподалеку, и поплыл к берегу. Один в спасательной лодке, он наблюдал как его судно исчезает под водой.
Помощь подоспела тут же. Многие суда услышали сигнал бедствия "Британника". Первым, кто смог помочь, был британский крейсер HMS "Героик", сопровождаемый рыбачьей лодкой. Два судна начали принимать уцелевших. Вскоре прибыл HMS "Srourge". Через час или два после этого прибыл HMS "Foxhound", чтобы спасти остальных уцелевших. С этих судов, женщины и должностные лица были высажены на небольшой остров Mальта. Там они находились до тех пор, пока другое судно не доставило их обратно в Британию. Остальные добирались в Англию поездом через Францию и пролив Ла Манш.
Даже со всеми нововведениями "Британник" затонул. Сначала пять водонепроницаемых отделений были затоплены. Шестой также затоплялся поскольку водонепроницаемая дверь, разделявшая пятое и шестое отделения не закрыла весь путь. Судно было способным остаться на плаву с шестью поврежденными отделениями. Тем не менее, большинство корабельных окон были открыты, поскольку сестры проветривали судно. Если бы эти окна были закрыты, то "Британник", возможно, остался бы на плаву.Теперь судно лежит на глубине 395 футов под водой.Кроме нескольких пробоин корпус особо не пострадал.Он был исследован в 1976 году."Британник" не перевез ни одного коммерческого пассажира. Он никогда не пересекал Атлантический океан. Он не смог занять своего места на трансатлантическом маршруте. Взамен, он стал самым большим судном,принимавшим участие в Первой Мировой войне.
Гибель судна «Британик» стала самой большой потерей британского торгового флота за всю историю первой мировой войны.
Однако общественность всколыхнула не крушение «Британика», где погибло всего 30 человек, а то при каких обстоятельствах это произошло. Ведь судно затонуло за 57 минут. В гибель очередного лайнера гиганта люди просто не могли поверить.
Газеты писали, что «Британик» стал жертвой преднамеренной торпедной атаки. Однако это сообщение было опровергнуто командиром немецкой подводной лодки U-73 капитаном Зейссом, который утверждал, что в проливе была выставлена минная банка, на которую и напоролся лайнер. Подтверждением тому является бортовой журнал, в котором точно описано, что командир субмарины не отдавал приказания торпедировать «Британик», но также указан факт постановки нескольких мин у острова, где произошла катастрофа. Командир субмарины увидел, что на палубе корабля находятся люди. Все они принадлежали к военному корпусу и были одеты в форму защитного цвета.
Существуют две версии гибели «Британика». Официальная - лайнер подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73. Вторая неофициальная версия была озвучена экспедицией известного исследователя Жака-Ива Кусто в 1975 году, согласно которой на борту лайнера перевозилось нелегальное оружие в Египет. Судно должно было зайти в порт Александрии и выгрузить его. Этот факт стал известен германской разведке, и во время бункеровки в Неаполе в один из угольных бункеров правого борта была заложена адская машинка. Через четыре дня, когда хранилища изрядно опустели, адская машинка сработала, вызвав вторичный взрыв угольной пыли во всех бункерах правого борта. Этим объясняется гул, который ощущался в течение некоторого времени после взрыва. Быстрое затопление лайнера Кусто объясняет тем, что герметичность была нарушена вторичным взрывом угольной пыли на всем протяжении бункеров. Так или иначе, вторичная детонация могла произойти и под влиянием взрыва мины за бортом. Подтверждением тому является скопление большого количества угля на грунте, разбросанного вокруг останков судна.
Более 90 лет эксперты задаются вопросом - перевозил ли «Британик» боеприпасы, был ли он подорван на мине, и как одна торпеда или мина могла уничтожить судно прославившееся непотопляемым. Ответы лежат на глубине 112 метров недалеко от острова Кеа.
Покоясь на левом борту 275 метровый гигант «Британик» спит беспробудным сном. На поверхности остались лишь леера, остальное погребено в песках. Огромный якорь единственное напоминание о былом величии этого корабля. Корпус этого «пришельца» теперь принадлежит другому миру, в котором корабль ведет войну с другими захватчиками: крабами, морскими червями, водорослями и прочими микроорганизмами.
В настоящее время останки лайнера «Британик» принадлежат морскому историку Саймону Миллзу. Он планирует организовать на остове судна уникальный музей, расставив в различных местах лежащего на дне корпуса видеокамеры, которые будут транслировать изображение на берег, где с помощью компьютеров будут формировать в общую картинку на панорамном экране.
Достаточно здравой и вполне коммерчески привлекательной выглядит идея подъема «Британика» и его восстановление до первозданного вида, поскольку судно является единственным сохранившимся до наших дней в более целостном виде, образцом трансатлантического судостроения начала прошлого века и к тому же однотипным судном печально известного лайнера «Титаник».
Технические данные океанского пассажирского лайнера «HMHS Britannic»: Водоизмещение - 48158 тонн; Длина - 275,4 м; Ширина - 28,6 м; Осадка - 10,6 м; Силовая установка - паротурбинная «Parsons» мощностью 50000 л.с.; Количество паровых котлов - 24; Скорость - 21 узел; Количество пассажиров - 2570 человек; Экипаж - 860 человек; После переоборудования - 675 кают; Количество спальных мест - 3300; Медицинский персонал - 489;