Советск/Тильзит и Славск/Хайнрихсвальде

May 11, 2019 10:00



В принципе понятно, почему после присоединения калининградской области кинулись все переименовывать и не уделяли никакого внимания историческим и культурным объектам Восточной Пруссии. Эхо и память жестокой войны.

Однако прошло время, теперь хорошо бы понять, что в месте с территориями нам досталась и огромная история этой земли начиная с тевтонских рыцарей. Но нет. Пока что все что касается истории до 1945 года в калининградской области не принимается к обсуждению и вниманию, восстановлению. Может быть еще придет время диалога, но есть ощущение, что к этому времени мало что останется целым.

Итак, продолжаем двигаться от Немана к Калининграду...



image Click to view



Автопробег по Калининградской области проходил в рамках проекта "Открывая Серебряное ожерелье" вот на таких "лошадках" Subaru Forester и Subaru Outback

Фото 1.


О чем уже рассказывал по маршруту:
1. Как для съемок кинофильма в СССР взорвали Тевтонский замок "Рагнит"
2. На пепелище и руинах культурного наследия

Двигаемся дальше по маршруту от Немана. Сегодня у нас будет Советск и Славск.



С самого утра приезжаем в город Советск - небольшой город в Калининградской области, расположенный на берегу реки Неман, в 98 километрах к северо-востоку от Калининграда. Кстати, он второй по числу населения (после Калининграда) город Калининградской области - 40 000 человек. Удивительно мне из центральной России посещать города с населением в 4-6 тысяч человек. У нас город в 30 000 обычно называют деревней.

Итак, заглянем в историю.

Весной 1289 года на левом берегу реки Неман, при впадении реки Тыльжа (Тильзе), на месте разрушенного прусского поселения, ландмейстером Тевтонского ордена Мейнхардом Кверфуртом (Куэрфуртом) была основана крепость Тильзит, ставшая центром крупного административного района, простиравшегося от Куршского залива до владений литвинов. Первым комтуром новой комтурии стал рыцарь Бертольд Брухавен. В 1313 году была построена первая переправа через реку Неман. В 1397 году Великий магистр Ордена Конрад фон Юнгинген отдал приказ отстроить замки Рагнит и Тильзит в камне.

Производство Тильзитера было начато в середине XIX века в городе Тильзит в Восточной Пруссии прусско-швейцарскими поселенцами из долины Эмменталь (кантон Берн). Первоначальные здания сырного завода все ещё существуют в Советске. Начиная с 1893 года Тильзитер стали производить также и в Швейцарии, в кантоне Тургау на северо-востоке страны, используя вывезенные из Тильзита рецепты.

Фото 2.


В Тильзите после проигранной войны Александр I торжественно подписывает с Наполеоном ряд договоров, по которым Россия практически ничего не теряет и становится союзницей Франции. Историческое значение, которое имеет тильзитский мирный договор, тяжело переоценить, поскольку в результате был заключён союз между двумя сильнейшими державами на континенте, и в Европе наконец наступил мир.

Фото 3.


А вот еще одна достопримечательность города - мост Королевы Луизы. На другой стороне уже Литва.



Строительство нового моста длиной 416 метров, названного в честь почитавшейся в Германии прусской королевы, началось в 1904 году. Ширина реки в этом месте достигала 220 метров. Мост опирался на два «быка» и взлётом трёх своих арок стал гордостью города.

Торжественная церемония открытия моста состоялась 18 октября 1907 года и была приурочена к 100-летию заключения Тильзитского мира. В память об открытии моста в Тильзите была отчеканена медаль. Въезды на мост были украшены порталами. Сооружение обошлось налогоплательщикам в 2 миллиона марок.

Фото 4.


После Первой мировой войны мост стал пограничным, на нём был устроен контрольно-пропускной пункт и таможня. Первый «пограничный» период в истории моста продлился до 1939 года, когда Мемельский край вошёл в состав Германии.

22 октября 1944 года инженерные части вермахта взорвали мост, чтобы задержать продвижение советской армии. Были уничтожены пролёты моста и северный портал.

Мост был восстановлен в 1947 году. Поначалу пролёты были деревянными, в 1965 году их заменили железобетонными. С сохранившегося южного портала моста сняли барельеф, изображающий королеву Луизу, и в 1964 году заменили его на герб Советского Союза. Также изменили обозначенную на портале дату: 1907 год заменили на 1947. С портала убрали немецкую надпись Königin Luise Brücke.

Фото 5.


Машинные домики утратили свои островерхие черепичные крыши, а ручной механизм подъема откидного пролёта исправен и по сей день. К весне 1965 года деревянный мост прекратил своё существование. Современный мост построен в период с 1965 по 1966 годы.

После распада СССР мост снова стал пограничным. В девяностых годах были предприняты первые попытки реставрации моста. 6 марта 1995 года с портала сняли герб СССР, на этом работы и завершились. Широкомасштабная реставрация портала была проведена в 2002-2003 годах. В ходе этих работ были восстановлены все утраченные детали портала: вернув на своё историческое место барельеф Королевы Луизы, бронзовые вазы и прочие архитектурные элементы главной арки моста. Были также отреставрированы домики для технического оборудования моста, сам мост был оборудован подсветкой. Разводной пролёт был заварен, механизм постепенно пришел в негодность.

Фото 6.


Набережную благоустраивают. Это хорошо. Теперь тут пограничный переход  с Литвой только для грузового автотранспорта.

Вот такие немецкие люки специалисты и знатоки ходят выискивают по улицам. Но они уже почти исчезли, хотя им по нескольку сотен лет.

Фото 7.


Это наверное один из последних оставшихся в городе фахверк.

Фото 8.


Прямо в городе очень неплохой музей военной техники абсолютно открытый для всех. Без заборов и кассы.

Фото 9.


Фото 10.


Вот даже такие интересные образцы есть.

Фото 11.


Центральная часть города.

Фото 12.


Обязательный Ленин.

Фото 13.


Но есть еще и прусская архитектура.

Фото 14.


Памятник трамваю. Ходил тут одно время и трамвай.

Фото 15.


Вот такие образцы.

Фото 16.


А уж брусчатки всевозможного типа в Калининградской области я насмотрелся наверное на всю свою жизнь.

Фото 17.


Посмотрите какой прекрасный дом.

Фото 26.


Но внутри полная разруха

Фото 19.


Посмотрите какие там обои остались от последних жильцов. Вот это цветовая гамма!

Фото 18.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Через пару дней сделаю видеоролик, там будет подробное шныряние по этому дому.

Фото 25.


Школа

Фото 31.


Вот такого образца много домов. Для моего глаза очень необычно...

Фото 32.


Или вот например, есть еще улочки.

Фото 33.


А вот мы дошли до ЖД вокзала, куда в том числе прибывали переселенцы их большой России. Вообще эта тема для меня вообще была покрыта мраком - как заселялась советская Калининградская область. Как приезжали переселенцы их многих районов и областей России.

Фото 35.


Первые годы был жестокий голод, который переживали и советские и оставшиесь немецкие граждане. Как потом отправили всех немцев в Германию и пытались настроить тут жизнь. Тяжело, но справились.

Фото 34.


Приезжали в надежде получить дом, имущество, которое на прежней территории было полностью уничтожено фашистами. Приезжали к отцам и мужьям, которые остались на территории Калининградской области по долгу службы.

А так же ехали по распределению и по разнарядке. Это была так называемая коммунистическая "стройка" - освоение нового для страны региона и построение народного хозяйства.

Фото 36.


Кстати, обратите внимание на шпалы - металлические. Крупповская сталь еще.

Фото 37.


Фото 38.


Вообще эта тема переселенцев очень обширная и малоизвестная. Много о ней говорили пока путешествовали по области. Слушали рассказы родственников, истории очевидев.

Фото 39.


А аистов тут, аистов! Очень много...

Фото 40.


Очень жаль, что очень многое тут вот в таком состоянии.

Фото 41.


Ехали мимо полуразрушенного дома. На нем еще проступают немекие надписи. Есть еще такие остатки по области.

Фото 42.


Доехали до города Славск.

Город основан в 1292 году как селение Хайнрихсвальде - «лес Генриха». В 1939 году Хайнрихсвальде с населением в 3500 человек получил статус города. К девяностым годам 19 века это место становится климатическим курортом, где к 1935 году осуществилось создание открытого бассейна с минеральной водой. И до настоящего времени это единственный открытый минеральный источник в области.

В ходе Второй мировой войны 20 января 1945 года Хайнрихсвальде без боя был занят советскими войсками. С 1945 года в составе СССР (РСФСР). 7 сентября 1946 года Хайнрихсвальде был переименован в Славск "в честь славной победы над врагом".

Фото 43.


Одна из древнейших достопримечательностей города - Католическая кирха Раутерскирх. Это конечно не 14 век как в Рагните например, но все равно.

Фото 44.


В 1686-1694 годах в Хайнрихсвальде была построена фахверковая кирха. Со временем кирха обветшала, на ее месте 17 июня 1867 года была заложена новая кирпичная кирха в готическом стиле, строительство которой было завершено 15 октября 1869 года.

Фото 45.


Во время боев Второй мировой войны кирха не пострадала, в послевоенные годы был разобран орган, утрачено внутреннее убранство, здание стало использоваться в качестве складского помещения.

В 1993 году кирха была передана евангелической общине, начались ремонтные работы, однако неожиданно было принято решение отдать ее Русской Православной церкви. В августе 1994 года кирху вновь вернули евангелической общине. 6 марта 2013 года здание кирхи было передано Муниципальному бюджетному учреждению "Информационно-туристический центр".

Фото 46.


Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения.

Фото 47.


Фото 48.


Фото 49.


Фото 50.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.


Кирху постепенно приводят в порядок.

Фото 56.


Забрались на колокольню! Шикарный вид.  Вон наши машинки видны...

Фото 57.


Фото 58.


Совершенно случайно зашли в Славске в краеведческий музей. Очень интересное место!

Обратите внимание на синие полосочки - это каналы. В области работает много водоотвоных станций и насосов. Как рассказывал нам экскурсовод, на одной станции насос сломался, так через некоторое время у него на даче по колено воды было. Вот такая система работает тут уже сотни лет.

Жаль только, не удалось побывать на какой то такой станции.

Фото 59.


В музее хранится история партизанского движения в этих краях. Например история группы "Джек". Ей удалось продержаться в жесточайших условиях преследования нацистами несоклько месяцев. Другие группы и неслько дней не могли продержаться.

Один из участников группы "Джек" живет сейчас в Минске.

Фото 60.


Очень хороший музей и по истории Пруссии и по истории войны и по советской истории этой земли.

Фото 61.


Фото 62.


А вот тут я долго не мог оторваться от полок.

Фото 63.


Многие книги узнал. А вы?

Фото 64.


Фото 65.


Фото 66.


Фото 67.


Фото 68.


Фото 69.


Фото 70.


Фото 71.


Фото 72.


Фото 73.


Фото 74.


Фото 75.


Фото 76.


Фото 77.


И такая у меня долго висела на стене.

Фото 78.


Фото 79.


Фото 82.


Фото 83.


Напомню, что автопробег "Открывая Серебряное ожерелье" по калининградской области стал возможен благодаря поддержке друзей и спонсоров:



#openso2019 #Subaru #Сбербанк #Мегафон #Проект111 #Одноклассники #Авторадио #КомсомольскаяПравда #TvilRu #путешествиеначинаетсястебя #Redmond #ReadyForSky #RусскаЯЕвропА

#КомсомольскаяПравда, #subaru, #readyforsky, Мои путешествия, #Сбербанк, #Авторадио, #Мегафон, #Проект111, #RусскаЯЕвропА, #redmond, Калининград, #Одноклассники, #openso2019, #tvilru, #путешествиеначинаетсястебя

Previous post Next post
Up