Ну вот что с ними делать? Они конечно же "братушки" и уже десятилетие как "почти союзное государство". И границ у нас с ними нет. Ездил в Минск - это круто и удобно без таможни и пограничной проверки.
Но что делать с белорусским реэкспортом как из нее так и через нее? Чуть только пытается Россия как то отрегулировать это, что бы не терпеть убытков - Лукашенко сразу грозиться "уйти на Запад". И вот такой шантаж постоянный.
Сейчас вот Минск настаивает на сохранении объемов поставок нефтепродуктов из России по льготным ценам (как участнице ЕАЭС), а российская сторона не хочет этого делать, т.к. большая часть просто реэкспортируется в ту же Украину или Европу по ценам ниже европейских. В этом случае экспортные пошлины российский бюджет недополучает.
Но это же только верхушка контрабандного айсберга...
Беларусь вошла в тройку мировых лидеров в импорте форели из Норвегии, об этом свидетельствуют данные Норвежского совета по морепродуктах. Всего в 2017-ом Норвегия экспортировала 40 тысяч тонн форели почти на 3 млрд норвежских крон, главными покупателями стали Япония, Беларусь и США.
Согласно экспертам, это не первые косвенные доказательства того, что Минск эффективно зарабатывает на российском продовольственном эмбарго. Продукты, которые из-за санкций не могут напрямую из западной Европы поставляться на российский рынок, идут в Беларусь, перерабатываются и уже как белорусский товар направляются на восток.
«В пересчете на тонну продукции наиболее прибыльным является реэкспорт рыбы. Мы покупаем по 2000 долларов за тонну, а перепродаём по 4000», - объясняет схему экономический обозреватель «Белсат» Станислав Ивашкевич.
После того, как с начала 2016-го Россия отказалась покупать турецкие томаты, Беларусь вдруг увеличила их импорт в 6 раз и стала мировым лидером среди покупателей турецких помидоров. А если посмотреть с 2012 года, то по данным Белстата импорт турецких томатов в Беларусь вырос в 12 раз.
Еще один знаковый пример польские яблоки. До санкций польские фермеры поставляли в российские магазины почти половину урожая, до 750 тонн ежегодно. После санкций импорт польских яблок в Беларусь вырос в 4 раза.
«Если бы у нас были данные, сколько мы заработали на реэкспорте, это был бы статья уголовного кодекса и санкции со стороны Москвы, поэтому такой статистики никто не ведет, как никто не вел статистику по продаже бензина под видом разбавителей», - говорит экономист Леонид Заико.
Европейские производители идут в суд
Брюссель официально обратился ко Всемирной торговой организации с просьбой выставить счет России на € 1,4 млрд за продовольственные эмбарго.
Время от времени «Россельхознадзор» обвиняет Беларусь в нарушении технологической цепи в мясо-молочной и рыбной промышленности. Но в сумме экспорт той же рыбы из Беларуси в Россию в 2016-ом году принес в бюджет столько же, сколько и продукция МТЗ.
А есть же еще и сигареты!
Контрафакт, то есть отечественные подделки сигарет, составляет минимум от нелегальных объемов, реализуемых на территории России. По оценкам Kantar TNS, в первом квартале 2018 года доля подделок не превышала 0,4 процента российского табачного рынка. Большую же часть нелегальной продукции составляет контрабанда. В первую очередь, произведенная в странах-партнерах России по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Она уже захватила порядка 2,9 процента всего российского рынка сигарет.
«Сегодня основной объем нелегальной продукции поступает в Россию с территории стран-участниц Евразийского экономического союза, где ставки акциза и, соответственно, стоимость сигарет значительно ниже российских», - пояснил Эдуард Воронцов, исполнительный директор Совета по вопросам развития табачной промышленности.
К примеру, еще в начале 2018 года в России пачка сигарет в среднем стоила 89 рублей, в Казахстане - 67 рублей, а в Белоруссии не превышала 29 рублей. Существенная разница в цене стимулирует интерес криминальных структур к нелегальным поставкам сигарет на российский рынок. Абсолютным лидером в поставках контрабанды выступает Белоруссия, на которую приходится около 29 процентов нелегальных поставок.
О масштабах контрабанды можно судить по данным Международного торгового центра ООН. В 2013 году Польша экспортировала в Россию 751 тысячу тонн яблок. После введения эмбарго торговля обвалилась. Однако польский экспорт в Белоруссию резко вырос - со 153 тысяч тонн в 2013-м до 550 тысяч тонн в 2016 году. Могло ли так резко вырасти потребление польских яблок в Белоруссии - вопрос риторический.
Яблоки, снабженные сертификатами о белорусском происхождении, были только началом. Затем в Россию пошли белорусские апельсины, мандарины, кокосы, ананасы и манго. В 2015 году Белоруссия вошла в топ-10 стран-поставщиков экзотических фруктов в РФ.
Россельхознадзор не впечатлили успехи белорусских аграриев. С декабря 2017 года ведомство ввело эмбарго на поставки фруктов из соседней страны. Причины просты: товары снабжены очевидно фальшивыми государственными сертификатами, а пускать на отечественный рынок продукцию неизвестного происхождения нельзя.
Помимо фруктов, внутренний белорусский рынок явно не способен переварить и другие товары, поступающие в страну с избытком. По данным того же Международного торгового центра ООН, в 2013 году Белоруссия импортировала говядины на 0,5 миллиарда рублей, а в 2016-м - более чем на 3 миллиарда. А закупки овощей выросли с 5 до 31 миллиарда.
Чтобы резкий рост трансграничных перевозок не бросался в глаза, контрабандисты начали строить свои дороги в обход крупных трасс. В августе 2016 года сотрудники погрануправления ФСБ по Смоленской области обнаружили дорогу через российско-белорусскую границу протяженностью около пяти километров. Ранее она была проселочной грунтовкой, однако к моменту обнаружения по ней в любую погоду могли проехать груженые фуры.
Как следует из заявления спецслужбы, эта дорога использовалась исключительно для контрабанды санкционных товаров из Евросоюза. Двумя неделями ранее на ней задержали девять грузовиков со свежими яблоками, вишней, сливами и персиками из Польши.