Бонобо - это парадоксальный примат; вернее, таким он кажется в глазах людей, и вокруг него сложилось множество легенд и мифов. Ну хотя бы взять историю открытия бонобо. Есть очень романтическая история о том, что их открыли... в Мюнхенском зоопарке Хеллабрунн, где во время налётов американской авиации в 1944 году погибло много человекообразных обезьян. Бедные животные умерли не от ран и контузий, а от страха. Адский грохот артиллерии, взрывающихся бомб и обвалов привёл их в неописуемый ужас. В панике метались они по клеткам, оглашая опустевший парк истошными криками. Научные работники зоопарка, подсчитывая наутро свои потери, обнаружили, что все погибшие обезьяны в вольере, где жили шимпанзе, отличались хрупким телосложением, при жизни это были пугливые создания, сторонившиеся своих более крупных сородичей.
Непонятно, как раньше ученые не поняли, что это совсем другие, отличные от шимпанзе антропоиды, а считали их всего лишь мелким подвидом!
Зато служители прекрасно знали, что мелкие и крупные шимпанзе не понимают друг друга, они как бы разговаривают на разных языках. По их словам, мелкие шимпанзе очень подвижны, дружелюбны и общительны. Они постоянно «болтают» друг с другом, сопровождая «речь» оживленной жестикуляцией.
Внешне бонобо сильно отличаются от шимпанзе, взять хотя бы лицо: в отличие от всех обезьян, у них, как и у нас, красные губы, которые контрастируют с черной физиономией - кожа у бонобо не сероватая, как у шимпанзе, а черная. Волосы на голове разделяет элегантный проборчик. Лицо выдается вперед не сильно, как у детенышей (что является одним из признаков неотении), лоб слегка выпуклый, надбровные дуги не слишком развиты. Череп округлый, без гребней, уши небольшие. В отличие от коренастых шимпанзе, бонобо обладают изящным, грацильным сложением, у них узкие плечи, а передвигаются они по земле, практически не сгибая колен - из современных приматов так делают только они и мы. Могут они и ходить на двух ногах, хотя обычно все-таки опираются о землю руками. И, кстати, прилагательное «карликовые» совершенно не отражает реальность: бонобо вовсе не мелкие обезьяны, по росту они практически не уступают обычным шимпанзе, ноги у них относительно длиннее (и более мускулистые), а весят они меньше из-за более тонкого тела. Местные жители прекрасно различают этих человекообразных обезьян, название «бонобо» пришло из языка одного из конголезских племен. Между прочим, и те, и другие в условиях неволи отличаются бОльшими размерами, чем в природе, и живут намного дольше (бонобо в джунглях доживают до сорока лет, а в зоопарках и других подобных заведениях - до шестидесяти).
На фото шимпанзе и бонобо
В популярной литературе часто упоминается, что бонобо - наиболее близкий к нам из ныне живущих приматов, но так ли это?
Когда-то - а если точнее, то около 10 миллионов лет назад - наш общий предок жил в восточной Африке. Ученые дали ему имя накалипитек. От него - или от кого-то очень на него похожего - и произошли африканские человекообразные обезьяны и человек. Ветвь, ведущая к гориллам, этим гигантским вегетарианцам, отделилась от общего ствола раньше, чуть позже - 6-8 миллионов лет назад - от накалипитека произошли шимпанзе и те гоминиды, от которых ведем начало и мы (сахелантропы, от которых произошли оррорины, от них - ардипитеки, затем автралопитеки и так далее). Шимпанзе разделились на два вида, по разным данным, от 1 до 2,5 миллионов лет назад, а судя по сравнительному анализу ДНК, менее миллиона лет назад. Их общий ареал разорвала река Конго, в очередной раз изменившая свое течение, и обезьяны никак не могли преодолеть это препятствие. Те антропоиды, которые эволюционировали в обыкновенных шимпанзе, остались на северном, правом берегу, а предки бонобо - на южном, левом. Так что мы одинаково родственны и тем и другим, но анатомически бонобо, возможно, более близок к нашему общему предку. Однако Такаеши Кано считает, что череп бонобо ближе к черепу австралопитека, чем к черепу обычного шимпанзе. Возможно, тут дело в скорости эволюции - обычные шимпанзе быстрее эволюционировали в сторону мощи и массивности.
Так почему же бонобо меньше изменились по сравнению с шимпанзе? Вероятно, потому что им не надо было меняться - они попали в обезьяний рай. Они живут в густом тропическом дождевом лесу бассейна Конго, где мало естественных врагов, много пищи и нет конкурентов. До появления в этих местах человека опасность представляли разве что леопарды, но те всегда могут найти более легкую добычу. Именно «райскими» условиями жизни можно объяснить и особенности поведения бонобо, которые резко отличают их от шимпанзе.
Самая важная информация о жизни бонобо в естественных условиях была собрана учеными киотской школы. Впрочем, основные положения их социальных отношений хорошо известны широкой публике: в любой популярной статье про бонобо можно прочитать, что у них распространён матриархат, они миролюбивы и недоразумения разрешают с помощью секса, которым занимаются постоянно, причем все со всеми, невзирая на пол и возраст.
Самцы бонобо - настоящие маменькины сынки, их связь с матерью длится чуть ли не всю жизнь, а статус в группе зависит от статуса родительницы. Сейчас при перемещении бонобо из одного зоопарка в другой сына переселяют обязательно вместе с матерью, иначе самец в новой компании может стать изгоем. Юные самки более самостоятельны; перейдя в чужую группу, они стараются подружиться с одной из главных самок и под ее опекой постепенно становятся полноправными членами семейства. Как и у шимпанзе, группы не слишком постоянны, происходит миграция отдельных особей между сообществами. Группы по 10-20 членов днем самостоятельно бродят по лесу в поисках пищи, а на ночлег несколько групп, бывает, объединяются - до 100 особей могут устраивать гнезда на соседних деревьях. Доминирование самок у бонобо резко отличается от доминирования самцов у шимпанзе. Самки бонобо не подавляют самцов, в основном доминирование проявляется в отношении пищи - самки всегда едят в первую очередь, у самцов даже «и мысли не появляется» этот порядок нарушить, самая вкусная еда почти всегда достается исключительно самкам. Самки часто игнорируют самцов, которые выпрашивают у них еду. И среди бонобо встречаются «железные леди», которые держат своих подчиненных хоть и не в страхе, но в напряжении. За самцами, которые намного крупнее, остаются типично «мужские» функции - лидерство при выборе направления движения группы, нахождение кормовых площадок и т.п.
Исследователей поражают чисто сестринские отношения неродственных самок в группе, которые помогают друг другу, утешают при необходимости, стараются держаться вместе - словом, дружат. Впрочем, еще Конрад Лоренц писал, что личность появляется там, где появляется личная дружба, а бонобо, несомненно, личности.
Детеныши бонобо развиваются медленно. Период детства очень длителен, бонобо становятся половозрелыми примерно в тринадцать лет. В экспериментальных исследованиях установлено, что бонобо только в шесть лет справляются с задачами, которые детеныши шимпанзе решают уже в три года. Юные бонобо много играют, и игривость долго сохраняется и у взрослых животных.
Бонобо всеядны, питаются в основном тропическими фруктами, которыми изобилуют их места обитания.
Сексуальное поведение бонобо - настоящая камасутра.
При возникновении конфликтов бонобо практически сразу же мирятся, занимаясь сексом. «Make love not war» - это про них. Ученые не раз наблюдали, что когда встречаются разные группы, на смену первоначальному напряжению быстро приходит всеобщая оргия, в которой участвуют и «свои», и «чужие». Надо сказать, что о необычном половом поведении бонобо было известно давно, но это как бы проходило мимо внимания широкой публики. Вообще бонобо - ну, подумаешь, какие-то шимпанзе-карлики! - почему-то оказались на задворках человеческого знания до тех пор, пока знаменитый антрополог Франс де Вааль не выпустил книгу под говорящим названием «Бонобо: забытый примат» (1997) (Де Вааль изучал бонобо в разных зоопарках, больше всего - в Сан-Диего). Так вот, еще в 1954 году немецкие приматологи Эдуард Трац и Хайнц Хек, наблюдавшие этих антропоидов в зоопарке, описали сексуальные обычаи бонобо; похоже, учёные сами стеснялись своих наблюдений, поэтому замаскировали их латинской терминологией. Только сексуальная революция позволила в 70-ых годах по-настоящему изучить «их нравы».
Никакого прямого отношения к размножению оно не имеет. Это и совокупления в различных позах, в том числе в позе миссионера, которую ранее считали исключительно человеческой особенностью, и разнообразный петтинг, и оральный секс, и французские поцелуи... В сексуальные отношения вступают самцы, самки и детеныши без различия пола и возраста, за одним исключением. Матери и сыновья сексом друг с другом не занимаются, это табу. Особенно часто трутся друг о друга гениталиями самки, считается, что таким образом они скрепляют свои отношения. В дикой природе сексуальная активность бонобо значительно меньше, чем в зоопарках - надо ведь когда-то и еду добывать.
Интеллект бонобо проявляется вовсе не в орудийной деятельности.
Их когнитивные способности ярче всего видны в социальном поведении. При необходимости бонобо могут действовать сообща, например, добывая пищу на охоте. Бонобо очень тонко разбираются в том, кто из группы в каком настроении, и строят свои действия соответствующим образом. Они прекрасно умеют обманывать и манипулировать - макиавеллизм им свойственен так же, как и обычным шимпанзе. В то же время они проявляют доброту, умеют утешать своих товарищей, и альтруистические поступки в их среде нередки. Правда, чаще альтруистическое поведение проявляется в зоопарках, но ведь там бонобо находятся под практически постоянным наблюдением.
В природе была отмечена одна интересная особенность социального поведения бонобо. Они строят гнезда не только для ночного сна, но и для дневного отдыха, и просто так.
Гнездо - это личная собственность, посторонним туда вход воспрещен.
Даже малыши сидят на краю гнезда, ожидая, пока мама не пригласит их к себе. Благодаря этому самки легко заставляют подросших детенышей лет в шесть-семь строить себе отдельные гнезда, просто не разрешая делить свое. Если бонобо решил уединиться в гнезде, его там никто не побеспокоит. Например, можно уклониться от неприятной разборки с соплеменником - стоит забраться на дерево и обломать две-три веточки, и ты уже «в гнезде». Сидя в гнезде, можно наслаждаться вкусной пищей, и никто не будет ее у тебя выпрашивать или отбирать. Интересно, что в неволе у некоторых шимпанзе тоже иногда проявлялось стремление к уединению .
Не говоря уже о человеке...
Изучая высших человекообразных обезьян, исследователи пытаются понять, какой образ жизни вели наши предки, что им позволило в ходе эволюции в конце концов превратиться в человека.
И шимпанзе и бонобо - наши ближайшие родственники, у нас с ними от 98 до 98,5% общих генов (геном бонобо был расшифрован в лаборатории Сванте Паабо в 2012 году). Были ли наши предки столь агрессивными, как шимпанзе, или такими же миролюбивыми и готовыми к сотрудничеству, как бонобо? Мы можем только гадать. Но вряд ли они были похожи на бонобо. Бонобо всю свою историю жили в непроходимом девственном лесу, с изобилием еды и в отсутствии хищников и конкурентов, как на необитаемом острове. Тонкость психики и повышенная чувствительность имеют обратную сторону - слабость нервной системы (вспомним панику со смертельным исходом при бомбежке Мюнхена). По свидетельству Ванессы Вудс, осиротевшие маленькие бонобо выживают гораздо хуже, чем детеныши шимпанзе, изо всех сил цепляющиеся за жизнь. Нашим же предкам надо было быть сильными. Им приходилось сражаться за территорию и обороняться от врагов. Для этого просто необходима некоторая степень агрессивности. В психологии есть понятие конструктивной агрессивности - той агрессивности, которая позволяет преодолевать препятствия. Без нее вряд ли бы появился на свет Homo sapiens, завоевавший всю планету.