Мёртвые и молодые актёры продолжают сниматься в кино
Apr 18, 2017 15:00
К этому давно все шло. После того, как спецэффекты вышли на очень хороший уровень, а гонорары звезд кино стали просто баснословными логично было предположить, что когда то, кто то решит взять образ какого то популярного актера (даже относительно немного заплатив ему, пока он снимается в другом фильме) и с помощью спецэффектов снять его в фильме. Наверняка же получится дешевле и быстрее. Есть же полностью компьютерные и придуманные анимационные персонажи, качество которых дошло уже до такого уровня, что их не отличить от живых людей. С течением времени вообще можно этого выдуманного и нарисованного персонажа сделать настолько знаменитыми, чтобы не нужно было его копировать с современных знаменитых актеров. Вот тут то и будет выгода по гонорарам.
А пока можно на крайний случай просто "пририсовать" лицо к подходящему дублеру знаменитого актера.
Вы думаете такого еще нет в современной киноиндустрии? Ошибаетесь. Все этой уже происходит.
Актёров начали "воскрешать" на компьютере, чтобы исполнить роли в "Звёздных войнах".
В середине пятидесятых режиссёр Эд Вуд - младший снимал очень плохие фильмы. Через сорок лет по его биографии снимут хороший фильм с Джонни Деппом и окажется, что лучший фильм Эда Вуда - тот, к которому он не имел никакого отношения.
На пике карьеры Вуд был занят съёмками фантастического ужастика "План 9 из открытого космоса". Звездой ленты был актёр Бела Лугоши - настоящий динозавр Голливуда, игравший в легендарном фильме "Дракула" 1931 года.
Лугоши умер в начале съёмок и поставил команду в сложное положение: на момент смерти с Лугоши было отснято лишь 10 минут материала и Вуду надо было либо переснимать весь материал и терять кассовое имя на афишах, либо выкручиваться. Он решил выкручиваться и пригласил на площадку массажиста жены в качестве дублёра Лугоши, попросил его скрывать лицо плащом на крупных планах, а в остальные сцены вставил фрагменты архивных материалов, где Лугоши был в образе Дракулы.
Так у деятелей Голливуда появилась идея, что смерть актёра не должна убивать ещё и фильм, в котором он не успел сняться.
Во время съёмок фильма "Игра смерти" Брюс Ли потерял сознание. Его привезли в больницу, продиагностировали отёк мозга и выписали. Через два месяца он умер во сне.
"Игру смерти" переделывали на коленке пять лет. Переписали сценарий, добавив туда ранение героя в лицо и смену внешности. Это немного оправдывало то, что героя Ли с середины фильма играют совсем непохожие на него дублёры. Иногда на дублёров не хватало денег, поэтому в общих планах иногда можно увидеть картонную фигуру Ли с приклеенным лицом.
Сын Брюса Брендон погиб прямо на площадке - пуля в пистолете оказалась настоящей, а ранение - смертельным. Оставшиеся пять сцен "Ворона", на съёмках которого и случилась трагедия, доснимали уже с дублёрами.
Через двадцать лет после смерти своего отца Брюса Ли актер Брэндон Ли нелепо погиб во время съемок мистического боевика «Ворон» (из-за ошибки реквизиторов в стволе пистолета, заряженного холостыми патронами, оказалась боевая пуля). Поскольку Ли к тому времени снялся в почти всех своих сценах, оставшиеся фрагменты были созданы с помощью дублеров и компьютерного монтажа. У съемочной группы также была маска с лицом актера, которую можно было надевать на дублеров, но все были так расстроены гибелью Ли, что никто не хотел видеть его лицо на съемочной площадке. Поэтому эта маска для завершения фильма не применялась. После этой трагедии голливудские правила обращения с оружием были ужесточены, и сейчас ее повторение невозможно.
Оливер Рид - «Гладиатор» (Gladiator, 2000)
Пожилой британский актер Оливер Рид, который некогда сыграл Атоса в «Трех мушкетерах» Ричарда Лестера, скончался от сердечного приступа во время съемок исторического боевика «Гладиатор», где он изображал тренера гладиаторов Антония Проксимо. Чтобы закончить картину, ее создатели переписали сценарий так, чтобы Проксимо погиб по ходу действия (изначально предполагалось, что он доживет до финала). Недостающие сцены были созданы с помощью дублера и компьютерных эффектов. Две минуты с участием «цифрового Рида» обошлись продюсерам в 3,2 миллиона долларов. Картина была посвящена памяти звезды.
Нэнси Маршанд - сериал «Клан Сопрано» (The Sopranos, 2001)
Театральная звезда Нэнси Маршанд начала работать на американском телевидении еще в конце 1940-х, когда телевещание в США только лишь делало свои первые шаги. Полвека спустя актриса вновь оказалась на острие художественного прогресса, когда получила роль Ливии Сопрано, коварной и властной матери главного героя, в знаменитой гангстерской драме «Клан Сопрано». Актриса скончалась от рака легких после завершения съемок второго сезона шоу, и создатель сериала Дэвид Чейз решил, что Ливии тоже придется умереть. Ее смерть стала основной сюжетной линией второго эпизода третьего сезона, который был назван по-русски Proshai, Livushka (эти слова произносит русская домработница Ливии в исполнении российской актрисы Аллы Клюки). Сцены с участием живой Ливии были созданы с помощью компьютерной графики и неиспользованных дублей, снятых для предыдущих сезонов шоу.
Патрик Стюарт и Йен МакКеллен - «Люди Икс: Последняя битва» (X-Men: The Last Stand, 2006)
Действие третьего фильма о команде мутантов «Люди Икс» начинается за двадцать лет до основных событий картины: так в прологе авторы фильма знакомят зрителей с юной Джин Грей. Также режиссеру Бретту Рэтнеру для этой сцены понадобились омоложенные Чарльз Ксавьер и Магнито, которых в «Последней битве» сыграли Патрик Стюарт и Йен МакКеллен. Вместо того чтобы омолодить пожилых звезд с помощью грима или пригласить других актеров, Рэтнер нанял студию компьютерной графики, которая специально для этого фильма разработала технологию «цифрового макияжа». Художники консультировались с пластическим хирургом и изучали фильмы 1980-х, чтобы достоверно воссоздать на экране молодые лица Стюарта и МакКеллена.
Вместо того чтобы «перезагрузить» для большого экрана историю самого известного американского супергероя, создатели «Возвращения Супермена» задумали сиквел выпущенных в 1978 и 1980 годах классических лент «Супермен» и «Супермен 2». Для этого они взяли на главную роль актера Брэндона Рута, очень похожего на Кристофера Рива из предыдущих фильмов, и с помощью компьютерных эффектов «оживили» скончавшегося в 2004 году классика Марлона Брандо, чтобы он вновь изобразил криптонианского отца Супермена. При создании сцен Брандо использовались нигде не демонстрировавшиеся съемки актера, предоставленные его наследниками.
Фантастика и реклама
Кадр из фильма "Небесный капитан и мир будущего".
Прошло десятилетие, в Голливуде научились делать убедительные спецэффекты. После этого смерть актёра перестала быть уважительной причиной не играть в новом блокбастере.
Так, Лоуренс Оливье появился в фантастическом боевике "Небесный капитан и мир будущего" 2004 года, где сыграл главного злодея доктора Тотенкопфа, несмотря на то что умер за 13 лет до выхода фильма. Марлон Брандо спустя два года после гибели появился в облике отца Супермена Джор-Эла в "Возвращении Супермена" в 2006 году.
В обоих случаях актёры появлялись лишь фигурами на экранах. Ни Тотенкопф, ни Джор-Эл не появлялись в полный рост и были собраны из архивных записей или интервью и оживлены при помощи спецэффектов.
Если умерших стало можно снимать в кино, почему бы не привлечь их к рекламе? Цифровая Одри Хепбёрн появилась в рекламе шоколада Galaxy (в России производится под маркой Dove), а Грейс Келли и Мерилин Монро сыграли вместе с Шарлиз Терон в ролике, посвящённом выходу аромата J’adore от Dior.
После этого индустрию было уже не остановить. Пол Уокер разбился за рулём "порше" во время съёмок "Форсажа-7" и должен был унести всю франшизу за собой - как можно показывать гонки и трюкачества в фильме, главная звезда которого сгорела заживо после аварии на скорости около 180 км/ч?
Но режиссёр Джастин Лин, как и Вуд в своё время, решил выкручиваться. Для неснятых сцен привлекли братьев актёра - Коди и Калеба, а для цифровых спецэффектов - студию WETA, ответственную за Горлума и обезьяну Цезаря из серии "Планета обезьян". Многие зрители даже и не заметили подлога - настолько убедительно выглядел компьютерный Уокер.
После этого стало понятно, что актёру даже необязательно жить, чтобы играть в современном кино. Можно поставить дублёра в кадр, а потом студия спецэффектов превратит его в кого угодно, хоть в Патрика Стюарта, хоть в Лесли Нильсена.
Этим и воспользовались создатели прошлогоднего фильма "Изгой-один. Звёздные войны: Истории". В их ленте вновь появляется генерал-губернатор Таркин, которого в классическом фильме "Звёздные войны" сыграл английский актёр Питер Кушинг, умерший в 1994 году.
В этот раз киноделы не ограничились архивными записями и не стали привлекать к съёмкам родственников актёра. Кушинг появился на экране в полный рост, его компьютерная модель разговаривала, ходила и была ключевым персонажем в сюжете фильма.
В Интернете поднялся гомон по поводу морального аспекта такого "оживления". Многие посчитали такой подход надругательством над усопшим актёром - ведь он даже не мог отказаться от роли. Другие цинично отмечали силу "Звёздных войн" как франшизы - она может даже поднимать людей из могилы, чтобы они снимались дальше.
В самой последней сцене "Изгоя-один" появлялась созданная на компьютере принцесса Лея, которую сорок лет назад играла Кэрри Фишер. Омолодить 60-летнюю Фишер было невозможно даже с помощью новейших технологий, поэтому актрису решили, как и Кушинга, "отпечатать на компьютере". Фишер скончалась от сердечного приступа спустя 12 дней после премьеры "Изгоя-один".
Кадр из фильма "Изгой-один. Звёздные войны: Истории".
К моменту своей смерти она уже полностью отснялась в восьмом эпизоде саги под названием "Последние джедаи", однако несколько сцен девятого с её участием не были ещё готовы.
Что будет дальше - понятно. Авторы "Звёздных войн" перепишут сценарий, приклеят где-нибудь компьютерную копию Фишер - и новая фантастическая трилогия закончится посвящением в её честь.
А вот что будет дальше с кино, где смерть окончательно перестала убирать имена актёров с афиш, не ясно. С одной стороны, такие способы могли помочь отдать последние почести великим актёрам прошлого. Но в итоге оказывается, что герои просто должны жить вечно: киномеханизм по производству новых частей не должен останавливаться. И не будет, пока новые детали к нему можно делать на компьютере. Лет через десять-двадцать какой-нибудь пятнадцатый "Форсаж" выйдет без единого живого актёра в кадре.
Кстати, совсем забыли про молодого Арнольда в последнем Терминаторе. Как вам он получился? Вот немного подробностей:
Если долго смотреть на Арнольда Шварценеггера, можно увидеть небольшой излом носа, и что лицо его, как и у всех, немного асимметрично, что особенно заметно в движении. «Один глаз всегда чуточку шире, чем другой», - замечает Шелдон Стопсак, специалист по спецэффектам, на чьи плечи легло создание одной из самых чумовых экшн-сцен этого лета. В «Терминатор: Генезис» путешествующий по времени робот-убийца Шварценеггер должен сразиться, ни больше, ни меньше, с молодым собой. «Самым лучшим комплиментом для нас станет, если люди решат, что мы использовали кадры из фильма 1984 года», - говорит продюсер Дэвид Эллисон.
Но это не так. В фильме Джеймса Кэмерона «Терминатор» есть сцена, ставшая культовой: посреди вспышек молний и дыма на площадке Обсерватории Гриффит в Лос-Анджелесе появляется голый мужчина. Спустя несколько секунд он легко разбирается с тремя панками и забирает их одежду. Для «Генезиса» пришлось воссоздать один из ключевых моментов оригинала, но с небольшим твистом. В этот раз Терминатор возникает на том же месте с единственной миссией - уничтожить Сару Коннор (Эмилия Кларк). Но встречается не только с панками, но и со своей старой копией - героическим киборгом, заменившим юной Саре отца. Молодой и старый Терминаторы (между ними тридцать лет) сцепляются в жестокой схватке, пока панки с восхищением наблюдают. Шварценеггеру, которому сейчас 67, обожает эту сцену. «Мне кажется, к моему возрасту подошли с умом, - говорит актер. - Очень продуманный процесс».
Так и должно быть, ведь для одной сцены потребовалось немало усилий от целой команды, чтобы спроектировать и создать полностью цифровую копию Шварценеггера. Ничего подобного в подобном объеме с живым актером на экране еще не делали. Когда Стопсак, до этого успевший поработать со «Стражами галактики» и «Люди-Икс: Дни минувшего будущего», впервые услышал план создать синтетического актера (синтесапиенс), он одновременно испытал радость и ужас. «Абсолютно безумная затея, хотя бы из-за одной только сложности задачи, - говорит он. - Работа над цифровым человеком - что-то вроде Священного Грааля для визуальных эффектов».
Амбициозная затея потребовала от Стопсака и его команды аниматоров и дизайнеров кучу времени: они трудились на протяжении 12 напряженных месяцев, чтобы создать материал, который в фильме занимает всего пять минут.
Стопсаку и супервайзеру по спецэффектам Янеку Сиррсу пришлось перебрать каждый кадр, каждый миллиметр пленки, когда-либо запечатлевший Шварценеггера, даже окунуться в документалку 1977 году «Качая железо». «Думаю, они видели больше фотографий Арнольда Шварценеггера, чем кто угодно на планете», - говорит продюсер Дэвид Эллисон. Работа над сценой шла до последнего момента - ее закончили за полчаса до того, как финальный принт отдали на просмотр продюсерам.
Процесс создания цифровой копии молодого Шварценеггера можно разложить на три шага:
Шаг первый: найти подходящего дублера.
Команда фильма рыскала по всему свету, в поисках человека подходящих габаритов. В итоге остановились на двадцатисемилетнем австралийском бодибилдире Бретте Азаре. «Бретт оказался единственным, кто подходил под наши параметры, - рассказывает Эллисон. - И выяснилось, что он считает Арнольда своим идолом». На съемках Азару пришлось столкнуться со Шварценеггером, когда снимали драку двух Терминаторов. И уже потом подключилась команда специалистов по спецэффекткам.
Шаг второй: создать цифровое лицо.
Каждая деталь лица Шварценеггра хранилась в огромной библиотеке изображений, которой и пользовались аниматоры для создания молодой версии. Также провели сессию мо-капа со Шварценеггером, чтобы запечатлеть оригинальную мимику. «Мы взяли результаты мо-капа и попытались наложить их на молодую копию, чтобы сгладить разницу в годах», - рассказывает Стопсак.
Шаг третий: отработать движения.
Многочисленные кадры со Шварценеггером из документального фильма «Качая железо» легли в основу при построении молодого Арнольда. Они помогли воссоздать все, начиная от груди и заканчивая ягодицами. «У Арнольда уникальное тело, нам пришлось отойти от простых дублеров, говорит Стопсак. - Мы почти полностью заменили Бретта цифровой копией, чтобы придать сцене должный уровень достоверности».
Бывают и такие случаи, когда обходятся даже без компьютерного монтажа:
Питер Селлерс ("След Розовой пантеры", 1982)
История еще более печальная, чем в случае с "Игрой смерти". Британец Питер Селлерс, прославившийся ролью инспектора Клузо, умер ДО ТОГО, как начались съемки этой картины. Тем не менее, он в центре сюжета: авторы смонтировали роль из обрезков предыдущей картины из серии - "Розовая пантера наносит новый удар". Их оказалось мало, поэтому пришлось вклеивать фрагменты из других фильмов Селлерса, в результате чего герой необъяснимым образом то стареет, то молодеет, а приметы времени вокруг меняются: то очевидным образом 60-е, то 80-е… Вдова Селлерса подала на продюсеров в суд - и получила миллион долларов за ущерб, причиненный ей и памяти ее покойного мужа.
Или вот еще:
Хит Леджер ("Воображариум доктора Парнасса", 2010)
Хит Леджер погиб в 28 лет, едва успев приступить к съемкам Терри Гиллиама. Он отснялся всего в нескольких сценах. Проект логичнее было бы прикрыть, но Гиллиам нашел изящное решение: герой, перемещаясь по разным мирам, постоянно меняет облик. Роль Леджера доиграли Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл.