Как то даже я и позабыл, что существуют такие грызуны.
Луговых собачек (лат. Cynomys) относят к типичным обитателям равнин, раскинувшихся в западной части Северной Америки. Забавные зверьки входят в семейство беличьих. До начала освоения поросших травами территорий численность проживавших в этих пределах животных достигала 100 млн. особей.
Вот что про них еще можно вспомнить ...
Фото 2.
Общительные грызуны проживают семьями (до 20 особей), объединенными в большие колонии. Их присутствие выдают кучи выброшенной из нор земли, образующие неподалеку от входа кольцевой вал. В подземном поселении каждой семье отведен отдельный участок. С ролью защитников успешно справляются взрослые самцы, оберегающие семейство от посягательств соседей. Особое внимание уделено поддержанию строгой иерархии. Каждое животное выполняет определенные функции.
Внешне луговые собачки напоминают сусликов. Название связано с характерными особенностями поведения. Выходящие на поверхность зверьки издают звуки, схожие с отрывистым лаем. Каждый крик сопровождается ударами хвоста. Животные информируют друг друга о приближающейся опасности, после чего исчезают в норках. Врагов у них достаточно. На земле на грызунов нападают змеи, барсуки, койоты и лисицы. С неба животных преследуют хищные птицы (ястребы, беркуты, соколы).
Фото 3.
Распахивание прерий ознаменовалось вытеснением луговых собачек с занимаемых территорий. Обитавшие на пастбищах особи истреблялись ковбоями и пастухами. Последние возненавидели грызунов за то, что лошади и рогатый скот ломали ноги в норах, расположенных на расстоянии 1-5 м от поверхности. Усугублению ситуации способствовала и пищевая конкуренция. Зверьки поглощали цветы, семена растений, почки и побеги, идущие на корм домашним животным. Травы составляют 3/4 рациона луговых собачек. Остальная часть отведена свежим плодам, овощам, орехам и семенам. Не брезгуют они также червями и насекомыми, хотя подобные предпочтения нетипичны для грызунов.
В настоящее время луговых собачек можно встретить лишь на охраняемых участках. Собственники некоторых ранчо не эксплуатируют заселенную колониями землю. О масштабах истребления красноречивее всего свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день осталось менее 2% особей от некогда многочисленной популяции.
Фото 4.
Помимо ютской и мексиканской луговых собачек существуют еще 3 разновидности: белохвостая, чернохвостая и луговая собачка Гуннисона. В дикой природе зверьки доживают до 5-8 лет. Активность проявляют в дневное время суток.
Чернохвостых представителей содержат в качестве домашних питомцев. Взрослые особи не превышают в длину 30-38 см, а их вес колеблется в пределах 1-2 кг. В окраске преобладают бледно-коричневые и коричнево-серые оттенки. Короткие лапы оснащены твердыми острыми когтями, приспособленными для рытья подземных ходов. Протяженность последних может достигать 300 м. Маленькие ушки почти незаметны на округленной широкой голове, в верхней части которой расположены черные глаза.
Фото 5.
В отличии от впадающих в полугодовую спячку белохвостых сородичей чернохвостые особи активны на протяжении всего года. В природных условиях чистоплотные зверьки ходят в туалет в специально вырытых норах. После заполнения ниш экскрементами животные приступают к рытью новых нор.
Половая зрелость наступает по окончании первой зимы. Зачастую самки приводят не более одного выводка в год, в котором насчитывается от 4 до 6 детенышей. Сезон размножения ограничен мартом-началом апреля. Длительность беременности не превышает 30-35 дней. Появившиеся на свет голые малыши абсолютно беспомощны. Их глаза закрыты. По истечении шести недель крохи выбираются из-под земли. Их первые вылазки приходятся на май-июнь. Именно в этот период самки прекращают кормление. Окрепшей молодежи приходится переходить на растительный корм.
Фото 6.
И вот теперь самое интересное.
Исследование в полевых условиях провели биологи американского Центра экологических наук Университета штата Мэриленд. Сбор данных проходил на протяжении нескольких месяцев в период с 2003 по 2012 годы в заповеднике на территории Колорадо. Здесь, а также в Вайоминге, Юте и Монтане, обитает белохвостый подвид луговых собачек (Cynomys leucurus).
Фото 7.
Эти небольшие животные живут в прериях, на сухой земле, покрытой короткой травой. Они активны днем, ночью скрываясь в своих самостоятельно выкопанных норах. От своих собратьев белохвостая луговая собачка отличается не только окрасом хвоста, но и тем, что впадает в полугодовую зимнюю спячку. Чернохвостая луговая собачка (Cynomys ludovicianus), напротив, активна круглый год и даже передвигается по снегу.
Для того, чтобы лучше узнать о жизни C. leucurus, ученые буквально «жили, как они», пишет National Geographic. Биологи вставали с рассветом, занимали наблюдательные посты и покидали их только после того, как последняя собачка отправлялась спать в свою нору.
Фото 8.
В 2007 году один из ученых издалека заметил некую активность луговой собачки вокруг другого грызуна. Было выдвинуто предположение, что это взрослая особь, убивающая детеныша другой собачки. В целом у луговых собачек такое поведение встречается, но о том, что этим промышляют и белохвостые, известно не было.
Однако при близком рассмотрении жертвы ученые сделали гораздо более интересное открытие: тушка принадлежала другому грызуну: вайомингскому суслику (Urocitellus elegans) - еще одному представителю семейства беличьих.
Фото 9.
На протяжении следующих пяти лет ученые «раскрыли» 101 убийство собачками сусликов, и еще 62 случая описаны как «похожие». Большая часть «преступлений» совершалась в мае - в период, когда суслики после зимовки выходят для нагула из своих норок. «Охотниками» были взрослые особи обоих полов. Между тем луговые собачки вообще не едят мяса: это полностью травоядные животные. По мнению биологов, уничтожая столь же травоядных сусликов, они ведут борьбу за пищу. В мире живой природы такое встречается: такие травоядные млекопитающие, как крысы, могут убивать конкурентов, но в этом случае они не побрезгуют отведать его мяса. Луговые собачки же просто оставляли тела жертв без дальнейшего к ним внимания.
Фото 10.
Ученые также установили, что убийством промышляют далеко не все луговые собачки в исследуемой популяции, а те из них, кто отправляется на «охоту», делает это с разной интенсивностью. Одна из собачек убила девять сусликов за четыре года, тогда как другая - семь за один день.
Фото 11.
Но оно того стоило: оказалось, что и детеныши у «киллеров» вырастают более крепкими и здоровыми, чем у миролюбивых представителей популяции. Таким образом, эта модель поведения, выработавшаяся в условиях ограниченных ресурсов, оказалась жизнеспособной и даже не потребовала менять пищевые приоритеты травоядных.