Смотря на на эту фотографию, мне сразу вспомнился обзор в этом блоге - «Гений среди гениев» на работе, но мы сейчас поговорим об интернете в самой закрытой стране мира.
В современном мире, где границы между многими странами уже просто абстрактные понятия, КНДР остается необычным примером государства, где доступ в интернет практически полностью закрыт. Связано это, в первую очередь, с тотальным контролем со стороны правительства. Интернет в Северной Корее служит только для одной цели - обслуживать нужды властей, а у обывателей страны отсутствует фактически любая информация, за исключением пропаганды из телевидения и газет. Хотя, в последнее время, все больше становится заметна тенденция открытия «железного занавеса» и, конечно, это коснется и интернета.
Сейчас доступ к сети есть лишь у немногих северокорейцев. На 2013 год количество IP-адресов, выходящих в интернет, составляло всего лишь 1200. Доступ к нему имеют партийные деятели, некоторые НИИ, иностранные посольства, столичные университеты, внешнеэкономические деятели, пропагандисты и еще некоторые избранные самим Ким Чен Ыном. Подавляющее большинство же пользуется национальной сетью Кванменом, о которой мы сейчас поговорим более подробно.
1. Всемирная паутина.
Информационная и экономическая замкнутость страны позволила северокорейским властям решить проблему с нежелательной информацией в Сети радикально - Интернет просто «отрубили» по всей стране. В 2000 году по инициативе правительства КНДР в качестве суррогата сети интернет, была создана национальная сеть Кванмен - яркий пример интранета. Рядовым пользователям (которых и так немного - из-за дороговизны компьютера это в основном номенклатурщики) предлагается его аналог - внутренняя «сетка», охватывающая всю страну.
В этом «аналоге», как говорят знакомые с проблемой люди, все то же самое, что и в «большом» Интернете - сайты, чаты, форумы. Правда, типичной для западного и российского сегментов анархией или даже свободой там и не пахнет - в точном соответствии с оруэлловской идеей, информация мониторится цензорами. Специфика страны - информация прочитывается ВСЯ, практически без исключения.
Значительная часть контента попадает в Кванмен из большого интернета. Его отбирает спецучреждение - Корейский компьютерный центр. Сотрудники этого центра работают по принципу кочегара с лопатой: сгребают сайты, которые представляются политически допустимыми, и выкладывают их во внутреннюю локалку. В общем, сама идея того, что есть такая шайтан-машина, куда можно потыкать и увидеть всякие интересные вещи, известна большинству северокорейцев уже давно.
Большая часть страниц относится к учебным заведениям и производственным предприятиям. Сейчас сеть активно развивается и, помимо материалов на корейском языке, стали появляться сайты на английском и русском языках.
Процесс добавления информации в интранет происходит по заказам различных учреждений и организаций, а далее Центр компьютерной информации сгружает информацию из всемирного интернета в Кванмен, проводя при этом цензурную проверку контента. Только после этого сайт становится доступным пользователям.
По меркам современного человека, Кванмен больше походит на электронную библиотеку, где возможности пользователей ограничены до предела. В Кванмене можно скачивать электронные книги и читать их на китайских планшетах Samjiyon, производимых специально для КНДР. Также в интранете есть новостные ресурсы, в большей степени посвященные пропаганде коммунизма, статьи о науке, поисковая система и немного коммерции - есть даже возможность вести свой бизнес. Общаются пользователи через электронную почту и специальные университетские форумы, где есть возможность обмениваться песнями и поздравлениями.
Поскольку КНДР бедная страна и средняя зарплата рабочего около 4 долларов, то встретить компьютер в северокорейской семье - достаточно редкое явление. На всех компьютерах используется Red Star OS на ядре Linux, новая версия которой интерфейсом напоминает Mac OS X. В Red Star OS имеется модифицированная версия браузера Mozilla Firefox, названный Нэнара, текстовый редактор, почтовая система, медиаплеер и некоторые игры.
Социальных сетей в КНДР нет и возможность общения с другими странами попросту отсутствует. По словам иностранцев, самое популярное место, где обычно молчаливые северокорейцы могут общаться на «закрытые темы» и обсудить власть - это поезда. Здесь, словно в большой социальной сети, незнакомец может общаться с незнакомцев на темы, которые на работе или дома он бы затрагивать не стал.
Основная часть материалов в сети, естественно, коммунистическо-пропагандистского содержания. Однако встречаются и нейтральные в политическом плане естественно-научные и технические тексты, а так же сайты, на которых происходит общение между учениками и преподавателями различных высших учебных заведений.
Для того, чтобы пользователи Кванмён получили доступ к какому-либо сайту, его должен добавить в эту сеть Центр контроля. Он проводит цензурирование материалов сайта и только после этого загружает его в Кванмён. В большинстве своём это сайты, которые добавляются по запросу образовательных и научных учреждений.
По большому счёту Кванмён больше походит на большую электронную библиотеку. Пользователи могут скачивать понравившиеся книги и загружать их в планшеты Samjiyon, которые специально для Северной Кореи производит Китай.
Кроме этого пользователи Кванмёна могут слушать в сети музыку, обмениваться друг с другом поздравлениями и читать новости в основном пропагандистского содержания. Всё общение в Кванмёне происходит через специальные студенческие форумы и электронную почту.
Подключаются северокорейцы к своей сети через Dial-up, но внутри сети имеют неограниченный трафик. В большинстве своём для доступа к Кванмёну они используют планшеты или мобильные телефоны. Это обусловлено тем, что компьютер в стране очень дорогое удовольствие, доступное далеко не всем. Средняя зарплата жителя Северной Кореи составляет $20 в месяц. А те компьютеры, что есть в стране работают под управление лишь одной операционной системы «Красная звезда».
Операционная система Red Star впервые стала доступна за пределами Северной Кореи в 2010 году, когда один из русских студентов университета им. Ким Ир Сена опубликовал её в интернете.
Эта система, основаная на Red Hat Linux, была разработана Корейским Компьютерным Центром. Это довольно крупный центр разработки в Пхеньяне. Причём предыдущая версия системы базировалась на популярном KDE, который имитировал внешний вид Windows 7. А нынешняя во многом повторяет интерфейс Mac OS. К разработке нового дистрибутива приложил руку американский учёный Уилл Скотт.
В системе есть приложения для электронной почты, специальная версия офисного пакета Microsoft Office, стандартные игры и интернет-браузер «Нэнара», который считается копией Mozilla Firefox.
Есть ещё группа людей, которая имеет доступ только к e-mail реального интернета - люди, которым это необходимо по роду деятельности. Они заходят в охраняемое помещение, там стоит женщина - охранник госбезопасности. Человек записывается, ставит подпись и идёт читать мыло. Его контролируют, чтобы он не пользовался браузером, а смотрел только почту.
Когда сеть только создавалась, выходить в интранет можно было из дома. Но лет восемь назад приняли решение это запретить. Вроде бы этот запрет еще не отменили.
Интересно, что компьютер в Северной Корее широко покупают, это важный символ успеха. Наличие дома компьютера показывает, что ты относишься к среднему классу, - это как в России приличная иномарка. Его используют, например, для просмотра фильмов или как игровую машину.
Каждый компьютер стоит на государственном учёте: их в Северную Корею не привозят, руководствуясь официальным запретом на ввоз техники подобного рода. Все ПК в стране собирает государственный монополист Achim Paendeo (아침팬더, дословный перевод - «утренняя панда»), производя ежегодно всего несколько сотен компьютеров - конкретное их число определяется правительством каждый год. Оно же регламентирует точное число IP-адресов, действующих на территории страны: 1024 динамичных адреса на 25 миллионов жителей.
Беспроводных сетей в Северной Корее нет - эта мера безопасности позволяет исключить подключение к сетям внешних гаджетов и устройств, опять же в угоду безопасности государства. Ноутбуки, кстати, тоже попадают под определение «внешнего компьютера», так что их производство и перепродажа в стране запрещены. Зато КНДР выпускает планшеты, правда, без 3G и Wi-Fi.
Как попасть и выйти из северокорейского интранета?
На данный момент не существует прямого выхода из мирового интернета в интранет КНДР. Были пару попыток взлома Кванмена, однако, прямых доказательств так и не было предоставлено. Впрочем, не все так безнадежно: любой желающий может посмотреть в любой точке мира северокорейское телевидение и послушать местное радио «Голос Кореи». Также у иностранных пользователей есть возможность испробовать национальную поисковую систему.
Что касается выхода во всемирную сеть из КНДР, то здесь дела обстоят и того хуже. Как уже говорилось выше, доступом в интернет обладают лишь государственные учреждения и политические деятели. Однако с 1 марта 2013 иностранным туристам разрешили входить в интернет на территории государства по средству 3G связи, правда, эта услуга не сильно прижилась, ведь доступ стоит несколько сотен долларов. Чиновники, заботясь об имидже страны, постоянно придумывают различные путеводители, в том числе и интерактивные. Ярким примером этому служит первая видео игра, созданная в Северной Корее, браузерная гонка Pyongyang Racer.
Просто взглянув на нее, можно понять, что КНДР уже на несколько десятков лет отстала от других стран в плане информационных технологий. Соревноваться в этой игре не с кем, но катаясь по пустынным улицам Пхеньяна, можно изучить все местные достопримечательности столицы.
>
Доступ в глобальный Интернет, впрочем, тоже имеется. Однако есть он только там, где это жизненно необходимо для промышленности или науки (скажем, в НИИ). И каждый встречный-поперечный зайти и сесть за компьютер с Интернетом там не сможет. По скупым описаниям, сотрудники, имеющие доступ в Интернет, многократно проверяются по линии госбезопасности и получают допуск именно от нее, а комната с компьютером, подключенным к Сети, также охраняется соответствующим образом - не предъявив допуск, не пройдешь. Куда сотрудник ходит в Интернете, естественно, тоже проверят.
Компьютеры распространены в основном «там, где надо» - и там они имеются еще с советских времен. Что же касается частных пользователей, то развитие сетевых технологий сдерживается не только дороговизной компьютеров (по соотношению к средней зарплате - примерно как автомобиль в СССР, и только на «черном рынке»), но и слаборазвитостью связи - побывавшие в Корее отмечают, что там в провинции еще в ходу технологии времен «Барышня, Смольный дайте» или аналоги полевых телефонов времен войны. В крупных городах чуть лучше, а телефонизация Пхеньяна вроде как сопоставима с таковой советского райцентра перестроечных времен.
Правда, есть надежда, что компьютерные сети используют не только телефонную связь - иначе это было бы совсем удивительно.
Относительно свободно в Интернет могут заходить разве что сотрудники посольств и торгпредств - причем не только иностранцы, но и местный персонал. Такой «либерализм» можно попытаться объяснить только двумя версиями: либо все они поголовно имеют звания в госбезе или просто многократно проверены, либо госбез махнул рукой: «все равно от иностранцев наслушаются». Первое вернее. Интересно, что собственный канал у посольств возник не так давно - еще в начале 2000-х им приходилось дозваниваться по международной связи до китайского провайдера.
По состоянию на конец 2015 года количество активных IP-адресов имеющих доступ к глобальной сети не превышает 1500. Это при том, что количество населения страны ещё в 2013 году перевалило за 25 миллионов. Выходить в интернет могут лишь партийные функционеры, некоторые университеты, научные деятели, посольства и особо приближённые к лидеру страны.
Несмотря на все усилия северокорейской власти, страна, а вместе с ней и интернет постепенно начнет открываться для внешнего мира. Возможно, КНДР последует примеру Китая и создаст аналог Золотого щита, и откажется от фильтрации информации, как это сделали уже многие тоталитарные государства. Но, а пока, местные жители, по их собственным словам, сильно страдают от недостатка информации и возможности общения в интернете.