ВЫРАЖЕНИЕ «СОСТОЯНИЕ АФФЕКТА» ПЕРЕШЛО ИЗ УГОЛОВНОЙ И ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В НАШУ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ. Но чем аффект отличается от обычной эмоции и в каких случаях он превращается в патологию? Чтобы правильно использовать этот термин, вспомним его происхождение и историю его трактовок в психологии и философии.
ЭМОЦИЯ - ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, отражающий бессознательную личную оценку текущей ситуации. Положительные изменения вызывают у нас радость, неприятности - грусть или раздражение, чужая агрессия - гнев или страх. А аффект - это очень интенсивное эмоциональное состояние, которое длится недолго, но вызывает ярко выраженные соматические проявления - изменение пульса и дыхания, спазм периферических кровеносных сосудов, повышенное потоотделение, нарушение координации движений. Само название «аффект» произошло от латинского слова affectus, означающего «душевное волнение, страсть».
Вот какие бывают виды аффекта …
В зависимости от типа воздействия, аффекты делят на стенические (от древнегреческого σθένος - сила) и астенические (от ἀσθένεια - бессилие). Стенические аффекты - гнев, восторг - побуждают к активной деятельности, и способствуют мобилизации сил. А астенические аффекты - тоска, ужас, бессилие - расслабляют или парализуют любую активность. Если ситуации, вызывающие аффект, периодически повторяются, напряжение постепенно накапливается, что может впоследствии привести к бурному «взрыву». Это состояние называется кумулятивным аффектом (не путать с кумулятивным эффектом, который тоже связан с процессом накопления, но касается не только эмоций).
Но состояния аффекта у человека, который со злости дал кулаком по столу, и человека, который убил кого-то в порыве ярости, а теперь не помнит, как это случилось, сильно различаются.
Специалисты считают, что аффект - крайняя защитная реакция организма, «шанс последней надежды». Аффект «накрывает», когда человек не способен найти выход из опасной или травмирующей ситуации. Происходит мгновенная мобилизация сил, спазм периферических кровеносных сосудов (человек чувствует озноб, появляется холодный пот, немеют руки), растет частота пульса. Все это похоже на симптомы сильного стресса, но с дополнением в виде «сужения сознания», торможения посторонней интеллектуальной деятельности. «Как правило, потом люди хорошо помнят негодование, злость по отношению к кому-то, которую испытывали в тот момент. Но не очень хорошо запоминают, что происходило вокруг. Они полностью сосредоточены на объекте своей ярости», - поясняет Юлия Берсенева (судебно-психиатрический эксперт). Происходит резкое усиление двигательной активности, порой помимо воли человека; герой истории не способен оценить ни адекватность своих действий, ни возможные последствия. Ты словно несешься куда-то в темноте с маленьким фонариком, и луч выхватывает лишь малую часть окружающей обстановки.
Первый вариант - это так называемый физиологический аффект, который естественен для homo sapiens и не сопровождается потерей самоконтроля. Обычно мы бьем по столу, потому что понимаем, что это поможет нам выпустить пар - но при определенных условиях могли бы от этого воздержаться. Гораздо опаснее патологический аффект, вызванный нарушением нормального функционирования психики - это кратковременное (до 30-40 минут) психотическое состояние, во время которого сознание помрачается, человек начинает вести себя на «автопилоте» и уже не может остановиться. Это состояние прекращается так же внезапно, как и началось, а после субъект чувствует резкое истощение, впадает в прострацию и часто не помнит, что с ним происходило в период «выпадения из реальности». Все, что было сделано в состоянии аффекта, пациент после часто воспринимает как совершенное кем-то другим. Хорошая киноиллюстрация патологического аффекта - Халк: зеленый монстр возникает при определенной степени психологического напряжения у героя, которую можно отследить по физическим показателям.
С юридической точки зрения, доказанный патологический аффект - это смягчающее обстоятельство: согласно УК РФ, максимальное наказание за убийство человека, совершенное в таком состоянии, не превышает трех лет тюремного заключения. А вот физиологический аффект вряд ли разжалобит судью - его принимают в расчет только в «кумулятивном» случае, когда человек долго терпел противозаконное или аморальное поведение потерпевшего и наконец вышел из себя.
Статистика говорит прямо: большинство осужденных по статье 107 УК РФ («Убийство в состоянии аффекта») - вовсе не профессиональные разбойники. 72% из них по месту учебы и работы характеризовались положительно, 12% имеют высшее образование, 65% - среднее или среднее специальное.
Еще статистика: свыше 90% преступлений в состоянии аффекта происходит «на почве семейно-бытовых конфликтов». Оно и понятно. Бывает, конечно, что мордобоем заканчивается неожиданное ЧП. Но чаще всего это - обида, копившаяся годами. «Аффект - последняя капля в переполненной чаше. Это всегда ответная реакция на действия другого человека. Это состояние не может вдруг одолеть тебя где-нибудь в безлюдном лесу», - поясняет Юлия. По ее словам, к взрыву не обязательно приводит какой-то серьезный инцидент. Часты случаи, когда муж бьет жену изо дня в день, она терпит, терпит, а однажды за вечерним чаем в качестве спускового крючка выступает вскользь брошенное слово - и тут женщина хватает топор.
Состоянием аффекта интересовались еще древние греки - например, Платон считал его одним из врожденных душевных начал, включающих также вожделение и разум. Трем частям человеческой души соответствуют три сословия в идеальном государстве: если у человека в характере доминировала склонность к аффектам, ему следовало посвятить себя воинскому делу, доминанта разума формировала сословие правителей-философов, а вожделения - сословие крестьян, ремесленников и торговцев. Так или иначе, аффект считался низшим в сравнении с разумом началом, затуманивающим сознание и потому опасным. Предполагалось, что со страстями стоит бороться с помощью силы воли и аргументов рассудка. Христианская концепция работы над собой также предполагала контроль над эмоциями.
Сдвиг в восприятии этого состояния произошел, когда Декарт, а затем Спиноза заговорили о том, какую роль во время сильных эмоций играет взаимосвязь души и тела. Декарт в своих «Страстях души» высказал мысль, что интенсивные эмоциональные состояния отражают как психические, так и физиологические процессы, а Спиноза пошел еще дальше, сделав вывод, что повлиять на интенсивные эмоции с помощью чистого разума невозможно - аффект может быть уничтожен только более сильным аффектом. «Истинное познание добра и зла, поскольку оно истинно, не может препятствовать никакому аффекту; оно способно к этому лишь постольку, поскольку оно рассматривается как аффект» - считал философ. Правда, у Спинозы термин «аффект» имеет более широкое значение и объединяет любые изменения в теле (включая разум), возникшие в результате взаимодействия с окружающим миром.
В конце XIX - начале ХХ века концепция аффекта подверглась еще более серьезной переоценке. Ученые французской социологической школы Эмиль Дюркгейм и Марсель Мосс выяснили, что влияние общества на восприятие индивидуума напрямую зависит от силы аффектации. А французский антрополог Люсьен Леви-Брюль выяснил, что вызывание аффекта имело большое значение в древних ритуалах, вроде инициации и жертвоприношения. Он считал, что первобытное мышление сильно отличалось от современного нам логического мышления тем, что эмоции играли в нем гораздо большую роль.
Аффектами интересовался и Фрейд - он сделал вывод, что подавленные аффекты вызывают психические заболевания: они остаются в подсознании человека и продолжают смутно его тревожить. Иногда они выражаются в физических симптомах - параличах, болях и других непроизвольных ощущениях.