Всемирно известный американский писатель Эдгар Аллан По был достаточно противоречивой личностью. И чем старше он становился, тем противоречия, рождающиеся внутри мастера загадок и тайн, усиливались и крепли. Поэтому мрачная смерть писателя служит, скорее всего, достойным завершением яркой жизни, которую Эдгар посвятил созданию, леденящих кровь, детективных историй.
Эдгар По был не только автором рассказов, он также писал поэмы, самая известная из которых - «Ворон», была написана в 1845 году, а также был прославленным литературным критиком и редактором. Карьера писателя никогда не была стабильной. Он то находился на пике популярности, то прибывал в глубоком кризисе и порой долгое время не мог написать ни строчки.
Скончался великий писатель 7 октября 1849 г. Произошло это в одной из больниц Балтимора. Врачи, за несколько дней пребывания, так и не успели установить причину столь бедственного состояния пациента. И вот уже почти 200 лет ученые и медики стараются понять что же случилось, почему известного Эдгара Аллана По случайно обнаружили в парке Балтимора на деревянной скамье в полуобморочном состоянии и такой грязной одежде, что обеспеченного человека в нем было узнать практически невозможно ?
Так что же случилось ?
3 октября 1849 года прохожие обнаружили Эдгара По разгуливающим по улицам родного Балтимора в совершенно неадекватном состоянии. По отзывам современников, «он находился в страшной депрессии и нуждался в немедленной медицинской помощи». Писателя поместили в больницу, где он через пять дней скончался.
За всё это время Эдгар не смог внятно объяснить, что с ним приключилось. Еще более подозрительным было то, что на писателе была одежда, которую он до этого случая никогда не носил. В ночь перед своей смертью Эдгар лишь несколько раз повторил фамилию «Рэйнольдс» - но кому она принадлежала, так и не удалось выяснить.
Все медицинские записи, включая свидетельство о смерти Эдгара По, исчезли. Газеты того времени объясняли смерть писателя «болезнью мозга» и «воспалением центральной нервной системы» - диагнозами, которые в 19 веке часто ставили людям, скончавшимся от алкоголизма. Что на самом деле явилось причиной смерти По - до сих пор неизвестно.
После смерти давние враги По немедленно распространили версию что писатель страдал алкогольной и наркотической зависимостью, эти слухи получили широкую популярность благодаря “Ryan`s Fourth Ward Polls” - развлекательному заведению, которое находилось совсем близко от места, где обнаружили безумного По. Эта теория считается не состоятельной, так как никто из очевидцев, а так же врач, наблюдавший По в госпитале, не почувствовали запаха алкоголя. Многие склонны считать: По стал жертвой нападения.
Есть свидетели успевшие заметить, что одежда и обувь По была вся грязная и явно не по размеру, а так же принято считать что бред, потеря сознания и кома стали следствием кровоизлияния в мозг, появившегося в результате черепно-мозговой травмы. Именно этой теории придерживаются исследователи останков, которым удалось провести ряд тестов при перезахоронении тела в 1875 году. Также были исследованы волосы писателя и, имеющая на то время большую популярность теория об отравлении и самоубийстве тоже была сочтена вымыслом: никаких следов яда и наркотических веществ обнаружено не было.
За несколько дней в госпитале По так и не пришел в себя. Его мучали галлюцинации и судороги, он упоминал о своей давно умершей жене, а также многократно громко произносил имя Рейнолдс. Среди друзей По не было человека с такой фамилией, поэтому никому не удалось идентифицировать личность незнакомца. Среди других возможных причин смерти числятся холера, сифилис, менингит, эпилепсия.
Существует несколько основных теорий. Многие биографы изучали этот вопрос, но пришли к различным выводам: от Джеффри Мейерса и его уверенности в том, что это была гипогликемия, до Джона Евангелиста Уолша и его теории о сговоре с целью убийства. Также предполагалось, что причиной смерти По стало самоубийство вследствие возникшей депрессии. За два года до смерти его нередко посещали мысли о суициде. Доктора поставили По диагноз «воспаление мозга» и «частое сердцебиение». По страдал от сильнейших головных болей, был прикован к постели, не мог ни читать, ни писать. Возможно, желанием хоть на какое-то время избавиться от мучительных болей и объясняется его увлечение алкоголем, морфием и опием. В 1848 году он уже был при смерти от передозировки лауданумом, который был широко распространён в качестве самого доступного успокоительного и болеутоляющего. Несмотря на то, что остаётся невыясненным, была ли это серьёзная попытка самоубийства или просто просчёт с его стороны, ясно, что не это стало причиной гибели По годом позже.
Снодграсс был уверен, что По умер от алкоголизма, и предпринимал большие усилия, чтобы убедить в этом других. Он поддерживал Движение за трезвость и считал, что история По является прекрасным примером в борьбе с пьянством. Работы Снодграсса по этому вопросу, однако, признаны не заслуживающими доверия. Моран в своём собственном докладе 1885 года оспаривал позицию Снодграсса и утверждал, что По умер не под влиянием какой-либо интоксикации. Моран утверждал, что «от По не исходило ни малейшего запаха алкоголя». Однако некоторые газеты в тот момент сообщали, что причиной смерти По стало «кровоизлияние в мозг» или «черепно-мозговое воспаление», которые являются эвфемизмом, обозначающим смерть от постыдных причин, коей являлся алкоголизм. В своей книге «Эдгар А. По: Невропатическое исследование» психиатр Джон Робертсона предположил, что причиной смерти По стал хронический запойный алкоголизм - дипсомания, состояние, в котором человек не помнит, что с ним происходило.
Следует отметить, что образ По как неуправляемого алкоголика является спорным. В частности, Томас Майн Рид, тогдашний собутыльник Эдгара По, признавался, что они вдвоём «изрядно шалили», но что По «никогда не выходил за рамки невинного веселья, в котором никто себе не отказывает… Признавая, что такая слабость у По имела место, я честно скажу, пристрастием это не было». Некоторые исследователи допускают, что у По была персональная непереносимость алкоголя и что он пьянел от одного бокала вина. По другим данным, он пил только в тяжкие моменты жизни, а потом мог несколько месяцев обходиться без алкоголя. Ясности в вопросе алкоголизма также не добавляло имевшее место членство Эдгара По в обществе «Сыны трезвости». Уильям Гленн, который контролировал исполнение Эдгаром По взятых на себя обязательств, несколькими годами позже написал, что у членов общества трезвости не было оснований считать, что По нарушал свои обязательства в Ричмонде. Томас Данн Инглиш, который являлся врачом Эдгара По, а также имел медицинское образование, настаивал на том, что По не был наркоманом.
Так, он писал:
«Если бы По употреблял опиум, когда я с ним общался (до 1846 года), я и как врач, и как наблюдательный человек обязательно бы заметил это во время его частых визитов в мою комнату и моих визитов в его дом, а также наших встреч в иных местах - я не видел никаких тому свидетельств и считаю такие обвинения беспочвенными»
Среди большого количества иных причин смерти в последующие годы назывались различные формы заболеваний мозга и опухоль головного мозга, диабет, различные формы ферментной недостаточности, сифилис, апоплексический удар, алкогольный делирий, эпилепсия и менингит. Некий доктор Джон У. Франсис осматривал По в мае 1848 года и посчитал, что у него была сердечная недостаточность, которую писатель позднее отрицал. В 2006 году был изучен образец волос, результаты которого опровергли возможность отравления свинцом, ртутью, а также другими токсичными испарениями тяжёлых металлов. Также среди причин называлась и холера. По был проездом в Филадельфии в начале 1849 года, как раз когда там была эпидемия холеры. Он заболел, находясь в городе, и написал своей тёще Марии Клемм, что «возможно подхватил холеру, или это приступ чего-то не менее ужасного».
Поскольку По был обнаружен в день выборов, уже в 1872 году появились предположения, что По стал жертвой так называемого купинга . Балтимор в то время печально славился политической коррупцией, а город терроризировали шайки «охотников за голосами», которые с помощью угроз либо обещаний сгоняли бедолаг за три дня до голосования в специальные места - «курятники», в которых людей держали под воздействием спиртного и наркотиков до начала выборов, а затем каждого заставляли голосовать по несколько раз. Выборы должны были состояться 3 октября, на фоне чего вполне правдоподобной может быть версия, что его, уже в беспомощном состоянии, силой поместили в один из таких «курятников», который находился как раз в двух кварталах от места, где его нашли. Купинг стал стандартным объяснением смерти По в большинстве его биографий на протяжении нескольких десятилетий. Следует также отметить, что положение По в Балтиморе делало его легко узнаваемой фигурой и что такая афера была маловероятной.
В последнее время стали появляться свидетельства того, что По мог также погибнуть от укуса бешеной собаки: отказ от воды, судороги, галлюцинации и лихорадка - классические симптомы бешенства.
Есть что-то мистическое в таинственности, связанной со смертью великого писателя, который сам всецело посвятил себя созданию причудливых паутин повествования всевозможных мрачным и загадочных историй.
Но на этом загадочная история не закончилась. Вот что писали американские газеты в 2010 году: «Таинственный посетитель, который каждый год оставлял розы и початую бутылку французского коньяка на могиле писателя Эдгара По в Балтиморе», не принес этот «подарок» впервые за 61 год, пишет сегодня The Telegraph. Его прибытия ждали около 50 человек, приехавших из разных частей США, чтобы отметить 201-ю годовщину со дня рождения писателя.
Считается, что впервые незнакомец пришел на могилу Эдгара По накануне 140-летия со дня рождения, в ночь с 18 на 19 января 1949 года, - в год столетия смерти писателя. С тех пор человек в черном пальто и шляпе с тростью с серебряным набалдашником, такой же таинственный и мрачный, как герои рассказов и поэм По, каждый год тайком приходит на кладбище, оставляет на могиле три красные розы и початую бутылку коньяка, после чего незаметно исчезает под покровом темноты. Предполагают, что розы символизируют По, его жену Вирджинию и тещу Марию Клемм. В чем состоит символическое значение оставляемой бутылки с коньяком, остается пока лишь догадываться. В некоторых случаях тайный поклонник помимо совершения традиционного ритуала оставлял у надгробного камня записки. Иногда в них содержались просто слова признательности - «Эдгар, я помню о тебе». В 1993 году на могиле писателя была оставлена весьма загадочная записка следующего содержания: «Факел перейдёт к другому». Это вызвало толки о серьезной болезни или приближающейся кончине первого тайного поклонника. В оставленной в январе 1999 года записке сообщалось, что первый тайный поклонник скончался в предыдущем году, и обязательства по продолжению традиции были возложены на его «наследника». В дальнейшем наблюдатели за таинственной традицией отмечали, что, по всей видимости, новый тайный поклонник значительно моложе.
В 2001 году за некоторое время до предстоящей встречи Балтимор Рэйвенс («Балтиморских Воронов») с Нью-Йорк Джайентс («Великанами из Нью-Йорка») в борьбе за Супер Боул XXXV, тайный почитатель По оставил записку, гласящую: «Великаны из Нью-Йорка». И над всем безраздельно воцарились Мрак, Гибель и Небесная синева. «Балтиморские Вороны». Многочисленные потери понесут они. Эдгар Аллан По навеки». Содержание записки произвело некоторый фурор, на что было несколько причин. Никогда прежде тайный поклонник не высказывал своего мнения относительно таких текущих событий, как предстоящий спортивный матч, и никто не мог найти объяснения, почему команда Бэлтимор Рэйвенс, названная в честь самого известного стихотворения По - «Ворон» - впала в немилость у незнакомца. Предсказание (содержащее аллюзию на последнюю строку рассказа По «Маска красной смерти» - «…и над всем безраздельно воцарились Мрак, Гибель и Красная смерть»), не сбылось - «Вороны» выиграли Супер Боул со счётом 34:7.
В 2004 году тайный поклонник По, по всей видимости, за что-то невзлюбил французов - среди оставленных им роз была найдена записка следующего содержания: «Французский коньяк оскверняет священное место последнего успокоения По. С тяжестью в сердце и лишь из уважения к семейной традиции коньяк оставлен. Вечная память великому По!» Высказывались мнения, что таким образом незнакомец выразил своё неодобрение оппозиции Франции по отношению к войне в Ираке.
Весть о таинственном незнакомце быстро разлетелась по Америке. Конечно, выследить ночного посетителя и узнать его имя нетрудно, но тогда исчезнут пьянящая таинственность и романтика, которые принесли заслуженную славу творчеству самого Эдгара Алана По. Этого истинные поклонники его таланта хотят меньше всего. Не случайно они заключили между собой неофициальное соглашение - не пытаться раскрыть его тайну.
Только однажды, в 1990 году, куратор музея писателя в Балтиморе Джефф Джером разрешил профессиональному фотографу из журнала Life, вооруженному мощным фотоаппаратом со специальными инфракрасными ночными линзами, сделать несколько снимков. На них запечатлен стоящий на коленях перед могилой невысокий седой мужчина.
В 2007 году 92-летний житель США Сэм Порпора (Sam Porpora) выступил на телеканала СNN с заявлением, что он является тем самым таинственным незнакомцем. «Это делали мы, я и мои товарищи», - признался он, добавив, что придуманная им традиция была своеобразные «рекламной мистификацией», предпринятой с целью привлечь широкий интерес к любимому писателю и спасти от уничтожения старое церковное кладбище, где он покоится. Идея таинственного почитателя По пришла Порпоре в 60-х годах прошлого столетия, когда он стал историком Вестминстерской пресвитерианской церкви, построенной в 1852 году. Церковь насчитывала всего 60 прихожан, и Порпора, которому исполнилось 60 лет, был самым молодым. Церковное кладбище с могилой Эдгара По пришло в запустение, став любимейшим местом пьяниц и преступников. Порпора решил раздобыть денег на восстановление. В интервью местному репортеру он рассказал, что начиная с 1949 года каждый год на могилу По приходит загадочный почитатель, который приносит 3 розы (По, его жене и теще) и бутылку коньяка, который Эдгар По очень любил. Легенда оказалась увлекательной. Начиная с 1977 года, Порпора стал приглашать на кладбище небольшие группы поклонников Эдгара По и легко любопытных, чтобы посмотреть за почитателем, принесшим коньяк и розы. Рассказу Сэма Порпоры верят не все. Некоторые члены Общества Эдгара По в Балтиморе рассказывают, что помнят о рассказах старых прихожан церкви - теперь уже усопших, - которые говорили, что незнакомец появлялся задолго до времени, о котором упоминает Порпора.