Дамаянджи или Дэмаенджи - будиийский храм, расположенный в Пагане, Мьянма. Являясь самым крупным из всех храмов в Пагане, Дамаянджи, согласно народным преданиям, был построен во времена правления короля Нарату (1167-1170). Нарату, вступивший на престол после убийства своего отца Алаунситу и своего старшего брата, по-видимому, построил этот большой храм, чтобы искупить свои грехи.
Дамаянджи является самым большим храмом в Пагане. Внутренние помещения храма были замурованы по неизвестным причинам и пребывают в таком состоянии до сих пор; таким образом, для обозрения доступны только внешние галереи и четыре балкона храма.
Давайте узнаем про этот храм подробнее …
История Паганского царства (1044-1297 гг.) феноменальна тем, что активная часть этого государства продлилась всего 250 лет, причем за эти годы оно достигло настоящего величия. Своему рождению Паган обязан Аноратхе (1015-1078 гг.). Аноратха считается отцом бирманского народа, он объединил народы долины реки Иравади, завоевал государство Мон, обложил данью такие районы, как Шан (Северный Таиланд) и Аракан (Западная Бирма). Тем самым, наряду с Кхмерской Империей, Паганское царство стало одним из ведущих государств Юго-Восточной Азии.
Фото 2.
Анорахта был очень энергичным и мудрым царем. После покорения государств он не стремился немедленно разрушить их культуру, а, напротив, старался перенять всё лучшее. Он много путешествовал, летописи зафиксировали его походы в Кхмерскую Империю и даже на остров Ява. Анарахта построил систему орошения - плотин и каналов, благодаря которой засушливые области Центральной Бирмы превратились в плодородные рисовые плантации. Он провел религиозные реформы, совершив отход от религии Ари Буддизм в более традиционную форму буддизма - Тхеравада, которая и по сей день является одной из основных и консервативных школ буддизма. Цель последователя Тхеравады - достижение состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений. По сравнению с Махаяной для Тхеравады характерно применение рационалистического подхода и сравнительная простота ритуала.
Фото 3.
С 1044 по 1287 гг. цари Паганского царства неизменно укрепляли его. Баган был его столицей, а также в политическим, экономическим и культурным центром. В течение 250 лет правители государства построили более 10 000 религиозных памятников (около 1000 ступ, 10 000 малых храмов и 3000 монастырей)2 на территории площадью 104 кв. км3. Процветающий город увеличился в размерах и величии, и стал космополитическим центром для религиозных и светских исследований, специализирующихся на таких светских науках, как грамматика и философско-психологические (abhidhamma) исследования, также проводились работы на различных языках на темы поэзии, фонологии, грамматике, астрологии, алхимии, медицине, и праву4. Город привлекал монахов и студентов из таких стран, как Индия, Цейлон, а также Кхмерская Империя. По разным оценкам на пике своего могущества население Пагана составляло от 50 0005 до 200 000 человек6, причем последняя оценка является более современной.
Фото 4.
На сегодняшний день сохранилось около 2200 храмов. Архитектура Паганского царства выделяется не только своим количеством, но также и великолепным дизайном. Можно встретить два основных стиля храмов - «ступа» и «гу», или полый храм. Ступа символизирует собой священную Гору Меру, а зонтик, установленный на кирпичной кладке - мировую ось. Оригинальный индийский дизайн ступы постепенно трансформировался в формы, используемые царями Pyu, которые правили данными территориями до завоевания Анорахтой. Далее ступа приобрела цилиндрические и колокообразные формы уже в Паганском царстве. Наверху конструкции ступы находятся концентрические кольца. Далее ступу завершает элемент «Тхи» зонтичной формы, в форме язычка пламени или бутона. Храмы украшены орнаментами с изображением львов, обезьян, газелей, лебедей, небесных танцоров, карликов и т.п. Популярным сюжетом являются мифологические морские чудовища макары, которые соединяют в себе образы крокодила и рыбы или слона и рыбы. Макар считали хранителями учения Будды, они были персонажами индуистских притч и легенд.
Фото 5.
В отличие от ступ, Гу-храмы использовались для медитации, поклонения Будде и ритуалов. Бывают храмы с одним или четырьмя входами, по одному со всех сторон. Бирманские храмы отличаются стреловидными арками и сводчатыми палатами уже начиная с XI в. Это интересный момент хотя бы по той причине, что в Индии сводчатые палаты распространены лишь с конца XII в. Кладка зданий отличается удивительной степенью совершенства, многие здания уцелели после землетрясения 1975 г. Сколько ни пытались восстановить технику используемых в прошлом инженерных решений, этого сделать не удалось. В частности, это пытался сделать царь Бодопайя (1745-1819), но современные ему плотники и каменщики не имели знаний и умений в строительстве сводчатых структур такого масштаба, чтобы быть в состоянии создать аналог просторного внутреннего убранства храмов времен Паганской империи.
Фото 6.
Храм Дамаянджи (Dhammayangyi) - это недостроенный храм царя Наратху (1167- 1170). Храм является самым массивным и широким сооружением в Пагане, он составляетв в каждую сторону 78 метров. Одновременно, это самое загадочное сооружение. Несмотря на то, что царь Наратху правил непродолжительный период, он оставил о себе память, причем эту память сложно назвать доброй. Он взошел на престол после убийства своего престарелого отца Алаунситхи, которому, впрочем, на тот момент уже было 80 лет, а также старшего брата. Соответственно, чтобы хоть как-то снизить величину своих грехов, Наратху решил построить самый большой храм.
Фото 7.
Но методы, которыми Наратху управлял в дальнейшем, также не отличались благодушием. Наратху пообещал казнить строителей, если он сможет воткнуть иглу между кирпичами. В здании имеются два внутренних коридора, вокруг центральной внутренней площади, которая составляет примерно 25 метров с каждой стороны. Почти все внутренние проходы были заполнены щебнем, вероятно, ещё во время строительства. Некоторые полагают, что рабочие остановили строительство здания в момент его смерти, и, возможно, даже заполнили внутренние проходы назло. В результате доступными остались только четыре веранды и наружные коридоры
Фото 8.
Сами обстоятельства смерти Наратху являются не меньшей загадкой. Существует, как минимум, две её версии. По одной из версий, царя убили индийцы. Во время того, как он выполнял гиндуистский игиенический ритуал для жены (бывший индийской принцессы и одной из жен его отца), он был убит восемью людьми, переодетыми в брахманов- священников, которые были посланы самой принцессой. По версии же источников Шри- Ланки (о. Цейлон), Наратху убили сингалы, жители острова. Эти источники настаивают, что сингалы разграбили город и в дальнейшем на Паганское царство распространилось цейлонское влияние в архитектуре.
Фото 9.
Интересным обстоятельством является тот факт, что верхняя часть храма Дамаянджи - это пирамида, которая содержит шесть ступеней-террас. Такое архитектурное решение отличает его и от храма Ананды и от храма Thatbyinnyu, которые имели несомненное архитектурное влияние на храм Дамаянджи. Здание ориентировано на Восток. Кирпичная кладка по точности её подгонки является, возможно, лучшей в Пагане