Такер Sno-Cat завис над расщелиной в Транс-антарктической экспедиции, 1955-1958 (Photo by Fox Photos/Getty Images)
И еще одно его фото + описание экспедиции :
Трансантарктическая экспедиция Британского содружества (англ. Commonwealth Trans-Antarctic Expedition, аббревиатура CTAE) 1955-1958 гг. - полярная экспедиция под руководством сэра Вивиана Фукса и сэра Эдмунда Хиллари, впервые в мировой научной практике успешно пересекшая Антарктический континент на дистанции 3473 км и проведшая исследования мощности ледникового покрова на всём протяжении пути от залива Фазеля на побережье моря Уэдделла, до побережья моря Росса. Вспомогательная команда Э. Хиллари участвовала в программе Международного геофизического года и 3 января 1958 г. третьими в истории (после Амундсена и Скотта) достигли Южного полюса по суше.
Следующее пересечение всего материка будет совершено только в 1981 г. сэром Ранульфом Файнсом в рамках Трансглобальной экспедиции 1979-1982 гг.
Южным летом 1955-1956 гг. партия Фукса на судне «Терон» отправилась в Море Уэдделла, где столкнулась с необычайно тяжёлой ледовой обстановкой. (В 1911 г. из-за блокирования экспедиционного судна льдами сорвался трансантарктический поход Вильгельма Фильхнера, а в 1915 г. - Эрнеста Шеклтона). До берегов залива Фазеля удалось добраться только благодаря ледовой разведке с самолёта. На берегу остались 8 человек для обустройства базы и около 250 т. снаряжения. Во главе зимовочной партии был К. Блэйкок. Фукс был вынужден вернуться в Европу для организации дальнейших работ.
Зимовка была тяжёлой. Снаряжение находилось на льду бухты, в то время как базу следовало обустроить в горном массиве в 3 милях от стоянки судна. Восьмерых членов команды было явно недостаточно для погрузочных и строительных работ. Люди жили в палатках или в больших грузовых контейнерах, изолированных стекловатой. Климат в бухте оказался намного более холодным, чем предполагалось, были часты штормовые ветра. Собак невозможно было держать под открытым небом и команда стала строить подснежные туннели, где поддерживалась температура −16 °C, причём оказалось, что для собак было слишком жарко: снег таял от теплоты собачьего тела. Строительство экспедиционного дома было прервано почти недельной снежной бурей, сделавшей невозможной любые работы. Постоянно приходилось откапывать палатки, а всё снаряжение было занесено сугробами. Штормом унесло паковые льды из бухты со значительной частью снаряжения, включая гусеничные снегоходы и запасы топлива.
Тем не менее, тренированные полярники смогли выжить в палатках в полярной ночи при −30 °C и сильных ветрах, и к июлю обустроили базу «Шеклтон». С 1 сентября 1956 г. проводились картографические и геологические работы на южной трассе (использовались собачьи упряжки, так как сохранившийся снегоход имел дефект двигателя).
Трансантарктический поход
В декабре 1956 г. в «Шеклтон» прибыл Фукс на датском ледоколе Magga Dan, привезя дополнительные материалы и транспортные средства. Сезон января - апреля 1956 г. был использован для дальнейших картографических работ, а также закладки складов на дистанции 300 миль (480 км) к югу, на трассе была устроена метеорологическая станция. Вторая зимовка с участием начальника прошла благополучно.
24 ноября 1957 г. трансконтинентальный поход начался. В нём участвовали 12 человек. Основным транспортом были специально оборудованные гусеничные тракторы и транспортёры en:Sno-Cat. Путь был очень тяжёл, поскольку экспедиционеров встретили сотни миль снежных заструг. Параллельно навстречу отряду Фукса прокладывали маршрут члены команды Хиллари с базы «Скотт»: им предстояло заложить склады в радиусе 700 миль (1100 км) от пролива Мак-Мёрдо. Основным транспортом команды Хиллари были колёсные тракторы en:Ferguson TE20. Члены команды Международного геофизического года обследовали ранее неизученные районы побережья Моря Росса и горных районов.
В январе 1958 г. произошёл казус: экспедиция вообще не должна была достигать Южного полюса (Фукс планировал обследовать неизученные районы периферии Полярного плато, тем более, что с 1956 г. на Южном полюсе функционировала американская база «Амундсен-Скотт»). Э. Хиллари, закончив закладку склада «700 миль», самовольно двинулся к Южному полюсу, и 4 января достиг американской базы, став третьим человеком в истории, достигшим южной оконечности земного шара по суше. С американской базы он радировал Фуксу, предложив окончить экспедицию на полюсе, что было для руководителя совершенно неприемлемым, так как срывало научную программу. Действия Хиллари вызвали бурю восторгов на его родине - Новой Зеландии, но были осуждены всем мировым научным сообществом.
19 января 1958 г. Южного полюса достиг Фукс, встретив радушный приём на базе «Амундсен-Скотт». Хиллари к тому времени покинул полюс на американском самолёте. Далее маршрут Фукса пролегал по трассе, проложенной Хиллари. Не обошлось без казусов и здесь - постоянно ломались тракторы (собак вывезли с Южного полюса на самолёте), а один из механиков отравился угарным газом из-за неисправности выхлопной системы. На базу «Скотт» отряд Фукса прибыл 2 марта 1958 г., преололев 2158 миль (3473 км.) за 99 дней. На судне «Индевор» была получена телеграмма от королевы Елизаветы II, возведшей Фукса в рыцарское звание.
Успех экспедиции обеспечивался также всемерной поддержкой армии США, а также воздушной разведкой: четыре члена команды в декабре 1958 г. пролетели на самолёте en:de Havilland Canada DHC-3 Otter 1430 миль (2300 км.) над всей трассой похода за 11 часов. Полёт базировался на станции США «Эллсворт», основанной близ базы «Шеклтон» в 1957 г.
Результаты экспедиции
Экспедиция была одной из главных сенсаций 1958 г.: впервые в мировой истории люди пересекли ледовый континент. Корреспонденты ведущих мировых изданий находились на базах «Амундсен-Скотт» и «Скотт», в отряде Хиллари был специальный корреспондент. Из-за спешки книга об экспедиции представляла из себя плохо обработанный путевой дневник: она вышла в свет в сентябре 1958 г. и ни слова не содержала о главных результатах экспедиции - научных. Из 19 глав, 15 написал Фукс, 4 - Хиллари.
Самым крупным результатом экспедиции были сейсмометрические определения мощности Антарктического ледника, проводимые группой Фукса через каждые 30 миль пути. Были впервые получены достоверные систематические данные толщины ледникового покрова на дистанции свыше 3000 км. Впервые было выяснено, что средняя толщина ледника превышает 2000 м.
Также были проведены многочисленные геологические и гляциологические наблюдения, топографическая съёмка и гравиметрические изыскания. Экспедиция обследовала ряд антарктических оазисов в горах Моря Росса (в одном из них был найден мумифицированный тюлень), а вспомогательные отряды обследовали все ледники Трансантарктических гор, включая ледник Бирдмора. Научная группа отряда Хиллари проделала на тракторах и собачьих упряжках 2600 миль пути.
Экспедиция Фукса-Хиллари фактически начала систематическое исследование Антарктиды современными научными средствами и методами, продолженное советскими и американскими высокоширотными станциями и экспедициям. Экспедиция на практике доказала эффективность применения механического транспорта при изучении внутриконтинентальных пространств Антарктиды. Автор послесловия к русскому изданию книги Фукса и Хиллари - Г. А. Авсюк, утверждал, что «Эпитет „последнего великого путешествия в мире“ имеет некоторое оправдание, особенно в применении слова „великое“»
Ах, да , вот еще в догонку :
Кликабельно 2000 рх, Marion Island,
via Это конечно образно. Никогда еще не видел такого ровного ледника …
А вот смотрите, про что я вам еще напомню :
Антарктический вездеход Snow Cruiser - вот это транспорт ! Посмотрите еще на
Ледяные пещеры Антарктики, узнайте
Антарктида и Антарктика. Что происходит ? и уточните про
Загадочные древние пирамиды в Антарктиде Оригинал статьи находится на сайте
ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
http://infoglaz.ru/?p=49982