75-летний профессор из Гамбурга Клаус Самес собирается воскреснуть через 150 лет. Если, конечно, получится. Ученый планирует заморозить себя в надежде, что специалисты будущего смогут его оживить. Немец утверждает, что с головой у него все в порядке, сообщает Bild.
Процесс, которому планирует подвергнуть себя пожилой исследователь, называется криоконсервация. Он заключается в том, чтобы заморозить живой организм, а затем восстановить его биологические функции. Описание данной процедуры звучит более чем жутко.
Давайте узнаем об этом подробнее …
Сначала тело Клауса Самеса охладят до температуры минус 196 градусов. Затем юристы будут обязаны официально зафиксировать смерть его мозга. После этого у ассистентов профессора будет всего пять минут, чтобы поместить его тело в ванную со льдом (его для успеха операции потребуется 60 килограммов).
Если помощники Самеса опоздают хотя бы на минуту, грандиозный эксперимент провалится - клетки ученого начнут разлагаться, и вернуть его к жизни станет невозможно. В случае удачного завершения второго этапа криоконсервации тело Клауса Самеса в специальном холодильнике отправят в американский город Клинтон-Тауншип, штат Мичиган, где находится штаб-квартира компании Cryonic Institute.
Немец уже подписал с ней контракт на воскрешение. Сотрудники фирмы откачают из вен профессора кровь и заменят ее специальным физраствором. Таким образом, клетки ученого застынут и будут ждать, пока их научатся размораживать. По мнению Самеса, на это у человечества уйдет полтора века.
«Я на сто процентов отдаю себе отчет в том, что я делаю. У меня с головой все в порядке», - заявил профессор, который почти всю жизнь изучал геронтологию, а с 1995 года начал активно интересоваться вопросами крионики. За то, чтобы сотрудники Cryonic Institute разморозили его тело через 150 лет, Клаус Самес заплатил им 21 тысячу евро. Транспортировка тела смельчака из Германии в США обойдется в 14 тысяч евро.
Первая работа о крионике «Перспективы бессмертия» вышла в свет в 1962 году. Книга, написанная американским ученым Робертом Эттингером, произвела сенсацию в научном мире. С тех пор группы исследователей по всему миру пытаются усовершенствовать и доработать предложенную Эттингером технологию воскрешения.
Вообще науке известны случаи, когда люди, умершие в результате глубокого охлаждения, воскресали, сохраняя при этом здравый ум, трезвую память и физическую силу.
Так например, что такое «размораживание» испытал на собственной шкуре житель Японии Масару Сайто. Жарким летом 1967 г. шофер грузовика-рефрижератора решил немного отдохнуть и охладиться в холодильной камере грузовика, перевозившего блоки сухого льда. Дверь рефрижератора неожиданно захлопнулась, и шоФер оказался в западне. Когда его извлекли из холодильной камеры, он находился в абсолютно замерзшем состоянии и не подавал никаких признаков жизни. Но в ближайшей больнице ему была оказана срочная медицинская помощь, и он ожил.
Среди тех, кто умирал от переохлаждения, есть свои рекордсмены. Дольше всех находились в состоянии «зарегистрированной смерти» жители Канады: Эдвард Тед Миллиган пробыл мертвым около двух часов, а Джин Джобоун - около четырех. Возвращаясь домой метельным январским утром после ночи, проведенной в гостях, она внезапно потеряла сознание. В семь утра Джин обнаружил случайный прохожий, но из-за неблагоприятного стечения обстоятельств в больницу ее привезли лишь спустя полтора часа. Сердце у нее уже перестало биться, не было дыхания. За то. чтобы вернуть ее к жизни, боролись семь врачей и десять медсестер. Им это удалось.
Но самый поразительный случай произошел в Монголии. Здесь зимой 1987 года мальчик, замерзший в степи, пролежал 12 часов на снегу при 34-градусном морозе. Когда мальчика нашли, у него не было ни дыхания, ни пульса. После оказания экстренной медицинской помощи появился намек на пульс - два удара в минуту. Понадобилась многочасовая работа реаниматоров, пока удалось восстановить дыхание и услышать слабый стон мальчика. Через сутки он шевельнул пальцем, потом - рукой. Полностью сознание вернулось к нему только через двое суток, А через неделю мальчик был выписан домой с лаконичным заключением: «Патологических изменений нет».
«ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВОСКРЕСНУТЬ!»
Если после смерти от холода человек иногда оживает, значит, этот процесс можно сделать управляемым. К такому выводу пришли ученые на основании анализа «природных чудес» и приступили к разработке необходимых методик.
Первопроходцем стал американский профессор физики Роберт Эттинджер. опубликовавший в 1964 году книгу «Перспектива бессмертия», в которой изложил основные идеи крионики. Начиналась она с заманчивого обещания, что большинство ныне живущих людей имеют хороший шанс на возобновление их физической жизни после смерти, поскольку замороженные и хранимые при сверхнизких температурах тела подвержены лишь незначительным изменениям, и в будущем новые технологии позволят осуществить оживление и омолаживание замороженных организмов.
Исходя из этого. Эттинджер основал в Вашингтоне первую криогенную фирму - «Общество продления жизни». Затем появились Нью-Йоркское крионическое общество, корпорация «Крайо-кэр» и Калифорнийское крионическое общество. Последнее в 1967 году осуществило первое замораживание в истории, произведенное по научной методике. Этим первым пациентом был американский профессор психологии Джеймс Бедфорд. Узнав, что умирает от рака легких, он сам согласился на то. чтобы его заморозили в жидком азоте и вернули к жизни, когда медицина победит это смертельное заболевание.
КАК ДЕЛАЮТ «КРИОКОНСЕРВЫ»
С технической точки зрения процесс замораживания не слишком сложен. Но тут есть одна закавыка. Приступать к нему разрешается только с предварительного письменного согласия пациента и лишь после того, как врачи констатируют его клиническую (остановка сердца и дыхания) и биологическую (прекращение биоэлектрической активности мозга) смерть. При этом криоконсервированию можно подвергнуть только живого, пусть даже агонизирующего, но все-таки живого человека. Никто не возьмется проводить эту процедуру с покойником.
Пытаться воскресить его после замораживания - все равно что оживлять труп мамонта, найденный в вечной мерзлоте.
После этого агонизирующего «мертвеца» подключают к системе искусственного кровообращения. Она насыщает кислородом еще живые ткани. Затем кровь постепенно заменяют криопротекторами. а само тело в течение нескольких дней охлаждают до температуры жидкого азота - минус 196 градусов по Цельсию.
При этом для заморозки мозга до стекло-подобного состояния в криораствор добавляют глицерин и 2%-й раствор специальной субстанции.
За год организм, погруженный в крепкий сон и замороженный, состарится не более чем на одну секунду жизни в обычных условиях.
Все ингредиенты, сопутствующие «искусственной» смерти, кроме жидкого азота и глицерина, держатся в строжайшей тайне.
Затем твердое, как лед, тело завертывают в пластик, кладут в спальный мешок и на алюминиевом поддоне опускают в криостат - металлический термос высотой 3 метра и диаметром 1,5 метра, заполненный жидким азотом, который периодически добавляют, поскольку он постепенно испаряется.
В обычной криокамере умещается четыре человека, которых хранят вниз головой на случай непредвиденных обстоятельств, потому что на дне азот остается дольше.
В 1967 году, узнав, что умирает от рака легких, профессор психологии Джеймс Бедфорд из Лос-Анджелеса первым согласился, чтобы его заморозили в жидком азоте.
Любой… ухватился за приятную идею существовать 10-12 веков, в течение каждого из которых он имел бы 8-9 лет настоящее активной жизни». Скорее всего, многие согласятся с этим утверждением. Между тем оно было высказано еще в середине XVIII в. французским учен Рене Реомюром. А в 1767 г известный английский физиолог Хантер писал: «Если человек сможет отдать… жизнь чередованию сна и активности, то его существование может быть продлено до тысячи лет. При размораживании каждые сто лет на один год он каждый раз мог бы узнавать, что произошло за то время, пока он был бездыханной «сосулькой». Как видите, в своих фантазиях ученые опередили время…
Подготовка к будущей новой жизни выглядит довольно просто. Но. чтобы начать ее. предстоит решить главную проблему: как при размораживании сохранить замороженные клетки? Ведь при обычном оттаивании погибнет около половины тканей тела, в том числе и клетки мозга.
Вот что говорит об этой проблеме доктор биологических наук Ольга Горишная: «Кристаллы льда не разрушают клетку, а лишь разрезают ее пополам Например, если вы положите в морозильник рыбу, то потом вынете не рыбный фарш, а ту же рыбу, только замороженную. Примерно то же самое произойдет, если положить туда живую рыбу. Правда, оживить ее потом вряд ли удастся. Для того чтобы «разрезанные» льдом клетки ожили и организм продолжал жить, необходимо их как бы «сшить» заново. Методы, позволяющие сделать это. уже разработаны в рамках научного направления, называемого нанотохнологней.
«Речь идет о создании сверхкрошечного устройства размером порядка нанометра (одной миллиардной доли метра), которое смогло бы работать буквально с молекулами и атомами, - рассказывает ведущий научный сотрудник Института теоретической и прикладной физики РАЕН, доктор физико-математических наук Рудольф Несмелое. - Эти устройства будут заниматься молекулярной хирургией - восстановлением частично разрушенной клетки путем манипуляций с отдельными молекулами. Опытные образцы таких роботов, снабженных миниатюрными вычислительными устройствами и сенсорами, уже появились в Японии.
Первые разработки есть и в нашей стране. Через 10-15 лет можно будет говорить об опытах на живых организмах, а при положительном исходе еще через несколько лет начнутся работы с человеческим материалом».
По словам Рудольфа Борисовича, эта фантастическая картина в не слишком отдаленном будущем может выглядеть приблизительно так. Замороженное, скажем, в 2003 году тело начинает оттаивать, например, в 2033-м. В него тут же внедряются молекулярные роботы, которые анализируют повреждения, возникшие в клетках организма при его смерти, замораживании и хранении, обмениваются информацией между собой и контролирующим их суперкомпьютером, расположенным вне тела. На основе этого анализа они производят исправление повреждений, омолаживание и лечение клеток.
По окончании работы молекулярные роботы покидают обновленное тело через кровеносную или дыхательную систему. И столетний человек начинает чувствовать себя юношей.
ДВЕСТИ ЛЕТ СПУСТЯ
Полная заморозка в наши дни уже не так популярна, зато криобанки отдельных органов, клеток и тканей с появлением клонирования все шире распространяются по всему миру.
Впрочем, далеко не все ученые согласны со столь оптимистическим прогнозом. Они высказывают немало сомнений, которые пока никто не может опровергнуть. Сумеет ли адаптироваться человек, оживший, например, через сто или двести лет, к абсолютно незнакомой для него жизни? Велика вероятность того, что, очнувшись от векового сна, «новорожденный» просто сойдет с ума и наложит на себя руки.
Или, даже если его возвращение в реальный мир произойдет намного раньше, как он воспримет известие о том. что его жена вышла замуж за лучшего друга или злейшего врага, а внучка убила бабушку? Не станет ли новая жизнь чередой сплошных сожалений о том, что она состоялась? Поэтому до того, как появились -колонии бессмертных-, необходимо подумать и об этом.
По данным на март 2008 года, клиентами криофирм в США являются 1572 человека, крионировано 167 человек. В России, по данным на сентябрь 2007 года крионировано 6 пациентов.
ТЕРЯТЬ-ТО НЕЧЕГО
В настоящее время примеру первого замороженного Джеймса Бедфорда последовали еще более сотни человек, имена которых хранятся в секрете. В крио-центрах на морозильных камерах вывешиваются исключительно бирки с номерами. Кто скрывается под каждым из них. известно только главному врачу. Такая мера предосторожности вполне оправданна, поскольку в середине 90-х годов прошлого столетия было несколько попыток похитить тела известных людей с целью получения выкупа.
Однако некоторые клиенты, чтобы получить огромную скидку за рекламирование криогенных фирм, озвучили свои имена на весь мир. В их число вошли Уот Дисней, Сальвадор Дали, известный американский комедийный актер Дик Джонс.
А два десятка человек, пожелавших остаться инкогнито, выбрали более дешевый способ криоконсервации и заморозили только свои головы, считая, что в будущем их без труда снабдят новыми телами, выращенными с помощью ДНК их клеток.
Кроме того, около 1000 человек подписали контракты на замораживание в будущем и начали в рассрочку платить за это.
Несмотря на все сомнения скептиков, это шанс воспользоваться возможностями медицины будущего для людей, неизлечимо больных или просто очень старых. Если у человека, умирающего от рака или СПИ/Да. есть 150 тысяч долларов, то почему бы не рискнуть? Терять-то все равно нечего.
Есть, конечно, и чудаки, которые могли бы жить, но непременно хотят -заглянуть в будущее». Однако им обычно предлагают заключить контракт и дождаться старости, поскольку процедура замораживания может применяться только к умирающему человеку. Но не исключено, что при наличии больших денег и молодой, здоровый человек может заморозиться нелегально, так сказать «контрабандой».
Характерно, что многие ведущие специалисты по молекулярной медицине тоже подписали контракты на замораживание в случав резкого ухудшения здоровья. Правда, пессимисты считают, что размораживать научатся лишь лет через сто - двести. Но для криоконсервированного человека это не имеет значения, поскольку он может храниться хоть 1000 лет.