Автоматическая безоткатная пушка MK 115

Jan 24, 2014 21:30





BK7.5

В 1944-45 годах, когда количественное превосходство противника в танках стало подавляющим, в Германии начали лихорадочно устанавливать противотанковые орудия на любую, хоть сколько-нибудь пригодную для этого базу. В поисках путей уменьшения габаритов танковых пушек при сохранении их бронепробиваемости, немецкие конструкторы попытались установить безоткатные орудия на различные образцы бронетехники. В 1945 году на базе среднего танка Pz.Kpfw IV был разработан танк-истребитель с двумя безоткатками. 105-мм безоткатное орудие LG 40 в открытой сверху и с кормы легкой броневой рубке предполагалось устанавливать даже на маленьких (всего 3,4 тонны) машинах для разминирования BIV (подробнее о них смотри в разделе «Бронетанковая техника»).

На вооружение вермахта было принято и 88-мм безоткатное орудие DK (или DuKa) 8,8. Его планировалось устанавливать на боевых катерах и тяжелых пушечных штурмовиках, а также истребителях ПВО (в какой-то мере воскресив довоенные советские опыты: попадание тяжелого снаряда во вражеский танк или четырехмоторный бомбардировщик гарантированно вели к их гибели). Опыты по установке орудия в подфюзеляжной гондоле проводились, в частности, на скоростном двухмоторном бомбардировщике Ju 88A-4. В 1944 году был построен опытный экземпляр машины (смотри раздел «Военно-воздушные силы»).

 


Разрабатывали немцы и автоматические безоткатные орудия. Плодом этих экспериментов стала с успехом использовавшаяся в конце второй мировой 55-мм автоматическая пушка МК115.

Одним из путей повышения боевой эффективности самолетов в годы Второй мировой войны было увеличение калибра ствольного вооружения. Своеобразным рекордсменом в этом отношении стал немецкий штурмовик Henschel Hs-129B-3, оснащенный пушкой BK7.5 калибра 75 мм. Однако увеличение калибра орудий соответствующим образом сказывалось на отдаче и предъявляло новые требования к прочности самолетов. Решением проблемы могла бы стать безоткатная артиллерия, однако ряд экспериментов с подобными системами (в частности, печально известные проекты советского конструктора Л. Курчевского) ставил под вопрос саму возможность создания такого оружия.

В 1945 году, за несколько месяцев до поражения Германии, немецкая фирма Rheinmetall-Borsig разработала проект автоматической авиационной пушки MK 115 калибра 55 мм. В одном орудии предлагалось объединить все лучшие черты как традиционной, так и безоткатной артиллерии. Благодаря этому перспективная 55-мм пушка могла бы устанавливаться на некоторые существующие истребители.

Использованная система снижения отдачи позволяла снизить требования к прочности силовых элементов базового самолета.
Автоматическая пушка MK 115 использовала газоотводную автоматику с запиранием затвора подвижным клином. В нижней части затвора был предусмотрен вырез, в который входил запирающий клин. Интересной особенностью этого орудия стало размещение возвратной пружины. Из-за необходимости размещения сопла газоотводной трубки на одной прямой с каналом ствола пружину пришлось сдвинуть вниз относительно оси затвора. Основные элементы автоматики тоже размещались ниже каморы и затвора.

Автоматическую пушку MK 115 легко отличить от прочего оружия этого класса по характерной газоотводной трубке. Один ее конец был совмещен с каморой ствола, а второй вывели в задней части пушки и установили на нем сопло. Габариты ствольной коробки сказались на форме трубки: она имела несколько изгибов.




На верхней поверхности каморы ствола имелось отверстие, через которое пороховые газы должны были попадать в основную газоотводную трубку с соплом на конце. На нижней поверхности предусмотрели отверстие второй трубки, связанной с газовым поршнем автоматики. Камора с отверстиями в стенках потребовала применения оригинального боеприпаса. Новый снаряд 55 x 175 мм получил сгорающую гильзу с латунным поддоном. Последний предназначался для жесткого соединения стенок гильзы с капсюлем.

Как ясно из имеющихся схем, работа автоматической пушки MK 115 должна была выглядеть следующим образом. При движении вперед под действием возвратной пружины затвор захватывает снаряд обоймы и досылает его в камору. Достигнув крайнего переднего положения, затвор при помощи специальных упоров двигает деталь, выполняющую функции газового поршня и тяги запорного клина, и фиксируется в таком положении. Далее следует воспламенение капсюля (по некоторым данным, новое орудие должно было использовать электрическую систему воспламенения) и выстрел. Пороховые газы разгоняют снаряд в нарезном стволе. Кроме того, после сгорания гильзы газы попадают в две газоотводные трубки. Поток газов, уходящий через основную трубку, должен вырываться через сопло и компенсировать часть отдачи. Второй поток уходит в нижнюю трубку, к газовому поршню. Поршень сложной формы освобождает запорный клин и дает толчок затвору. Освобожденный затвор уходит назад, возвращает несгоревший поддон снаряда в обойму, а затем под действием возвратной пружины снова подается вперед. Затвор захватывает новый снаряд и цикл повторяется.



Пушка MK 115 получилась достаточно тяжелой и крупной. При весе порядка 180 кг она имела общую длину 3300 мм. Менее половины общей длины орудия приходилось на ствол длиной 24 калибра (1320 мм). Такие размеры и вес орудия без боекомплекта сильно сократили список самолетов, которые могли нести его. Габариты и масса пушки MK 115 могли компенсировать другие ее характеристики. Так, расчетная скорострельность доходила до 300 выстрелов в минуту, а начальная скорость снаряда, несмотря на сброс части пороховых газов, достигала 600 м/с. Наконец, применение безоткатной схемы позволило значительно снизить силу отдачи. По некоторым данным, по этому параметру 55-мм пушка MK 115 могла сравниться с немецкими орудиями калибра 37 мм.

Разработка пушки MK 115 закончилась в первых месяцах 1945 года. По понятным причинам, она не успела попасть на фронт. В некоторых источниках утверждается, что фирма «Рейнметалл-Борзиг» успела собрать один или даже несколько опытных образцов новой пушки, однако испытания так и не были завершены. Согласно другой информации, проект MK 115 остался на бумаге ввиду быстрого наступления войск антигитлеровской коалиции.

Вне зависимости от фактической стадии проекта MK 115 по состоянию на конец весны 1945 года, перспективная безоткатная автоматическая пушка так и не смогла оказать влияние на ход Второй мировой войны. Документация по проекту досталась союзникам. Совместное использование автоматики и безоткатных систем оказалось слишком сложным и поэтому дальнейшее развитие артиллерии, за исключением нескольких экспериментальных проектов, пошло по уже проторенным путям. В дальнейшем конструкторы создавали либо автоматические пушки отработанных схем, либо безоткатные орудия без автоматики.




Одним из первых истребителей, разработанных специальнопод динамореактивные пушки Л. В. Курчевского, стал И-12 (АНТ-23). Проектирование его началось 1 апреля 1929 г., а в ноябре 1930 г. ЦАГИ представил эскизный проект самолета. Были составлены технические требования на тяжелый истребитель, способный вести бой с воздушным противником на больших дальностях и высоте до 5000 м, вооруженный двумя АПК калибра 76,2 мм. Снаряды предполагалось начинять картечью. 5 ноября на заседании НТК рассмотрели несколько проектов нового самолета и окончательно утвердили его облик. Было решено строить двухбалочный одноместный цельнометаллический истребитель с двумя двигателями воздушного охлаждения «Юпитер» мощностью по 420 (525) л.с. и двухкилевым оперением. Внутри балок, выточенных из стальных труб диаметром 170мм, устанавливались пушки Курчевского.

Однако, кроме нескольких испытаний продолжение этот проект не получил.

[источники]
источники
http://topwar.ru/38795-avtomaticheskaya-bezotkatnaya-pushka-mk-115-germaniya.html - Рябов Кирилл
http://wehrmacht-history.com/
http://raigap.livejournal.com/
http://luft46.com/
http://voenoboz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=222:2011-04-10-17-07-49&catid=44:2011-02-14-00-08-31&Itemid=2&limitstart=6


Могу вам напомнить еще несколько образцов авиационной техники времен войны:  вот  «Летающее крыло» Третьего Рейха, а вот такие интересные  Проекты подвижных пулеметных и пушечных установок для истребителей. Ну и конечно эффектная  Пилотируемая бомба из Третьего Рейха

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=41908

Авиация

Previous post Next post
Up