Как соединить 2 стороны реки не создавая проблем судоходству? кажется, вариант есть только один - раздвижной мост. Такие сооружения есть почти в каждой стране и принципиально мало чем друг от друга отличаются.
С решением аналогичной проблемы, власти двух городов Португалете (Portugalete) и Лас-Аренас (Las Arenas) обратились к архитектору Альберто де Паласио(Alberto de Palacio), ученику знаменитого Эйфеля. Было необходимо соединить 2 стороны реки Нервьон (Nervión), разделяющую города, но не нарушить при этом судоходства. Архитектор поступил несколько неожиданно, создав первый в мире летающий мост. Мост, высотой 45 метров, был построен в 1893 году и стал называться Бискайским мостом-транспортером (Puente de Vizcaya). Фото 2.
Бискайский мост (Puente de Vizcaya) находится недалеко от Бильбао. Местные жители часто называют его «Пуэнте-Колганте» - «подвесной мост» (исп. Puente Colgante). Однако, правильнее будет название: Бискайский мост-транспортёр.
Паром, работающий на паровых двигателях, перемещался в воздухе над рекой Нервьон. Его назвали - «летающий мост».
Фото 3.
Переправа держалась на двух башнях-опорах, по 61 метр каждая. Между ними расположили основной пролет длиной 160 м, укрепив его на высоте 45 м. Тросы, связывающие опоры моста, зафиксировали бетонными блоками.
«Летающий мост» действует и сейчас. На подвесной платформе перевозят машины (по шесть за один рейс) и несколько десятков людей. Для подъёма на башни моста предусмотрены два лифта.
Фото 4.
Архитектор пустил паром, но не по реке, как это принято для паромов, а над рекою. Для того чтобы соорудить для него путь, поставили две опоры высотой 61 метр, а между ним натянули тросы, на которых и висит основной пролет моста. Тросы крепятся к тяжелым бетонным блокам. И, собственно, всё - строение моста совсем простое.
Фото 5.
Собственно перевозочное средство, сам паром, испанцы называют гондолой, как и всякую лодку. Но эта усовершенствованная летающая гондола переносит по воздуху шесть автомобилей и еще несколько десятков пассажиров, преодолевая за полторы минуты 160 метров русла реки. И летает эта гондола над речкой каждые восемь минут, исправно действуя днем и ночью, в любое время года.
Фото 6.
Это был первый в мире мост, предназначенный для перемещения людей и экипажей таким необычным образом, он стал образцом для многих подобных мостов в Европе, Африке и Америке, лишь немногие из которых сохранились до наших дней. Работа моста нарушилась на 4 года в период Гражданской войны в Испании, когда было принято решение уничтожить все возможные переправы через Нервьон, чтобы остановить продвижение войск генерала Франко.
Фото 7.
17 июня 1937 года верхняя секция моста была подорвана, однако война закончилась всего через 3 дня. Несколькими годами позже мост был полностью восстановлен, и продолжил свою работу. В башнях моста были так же установлены два новых лифта, поднимающие посетителей на высоту 50 м, где они могут пройти по платформе моста и посмотреть на порт и гавань Абра.
Фото 8.
Благодаря новаторскому использованию легких витых стальных канатов, этот мост признан одной из выдающихся архитектурных металлических конструкций эпохи промышленной революции и с 2002 года охраняется ЮНЕСКО…
Фото 9.
Мост-транспортер функционирует круглые сутки, гондола ходит каждые 8 минут. Оплата - отдельным билетом или по карте Creditrans, стоимость зависит от времени суток (0.3 - 1.2 евро - за человека, 1.3 - 2.55 евро - за автомобиль). Можно подняться на лифте на платформу моста - посмотреть вниз и вокруг. Чтобы перейти на другую сторону Бискайского моста пешком, нужно заплатить 5 евро.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 2.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 32.
Фото 33.
В середине 20-х годов мосты-транспортеры перестали быть актуальными, в связи с возросшим количеством автомобилей на дорогах. Тем не менее, до сих пор некоторые из них существуют. Мало того, некоторые до сих пор функционируют и даже возводятся новые парящие паромы. Есть еще несколько, которые были переделаны в другие конструкции, но они не столь интересны.
В конце XIX века в ряде стран по этому образцу было построено ещё 20 сооружений, но сохранилось лишь несколько, а действующим считается только Puente de Vizcaya.
Фото 34.
Pont à transbordeur de Marseille
Последним из построенных, является Royal Victoria Dock Bridge, расположенный в Лондоне. Он был сооружен в 1998-м году.