Паровое судно, океанский лайнер был наиболее мощной метафорой начала XX века. Морской, флотский дизайн требовал подчинения формы и внутреннего пространства объекта, исключительно сообразуясь с его функциональным назначением. И это не случайное совпадение, то, что здание Flatiron (Утюг) чрезвычайно напоминает сделанный из камня пароход.
История возведения этого оригинального здания берет начало в самом начале века - 1901-1902 гг. Автор сего примечательного строения - Дэниэл Бернхэм (Daniel Burnham). Кстати, Флэтайрон-билдинг было одним из первых многоэтажных строений, конструкции которого крепились на каркас из стальных балок. Высота небоскреба - 94 метра, на которых разместился 21 этаж. Вообще же, идея треугольных небоскребов, стоящих на пересечении улиц, уже была ранее реализована в Филадельфии, и здание также получило название 'Утюг'; а следом появились канадский треугольный небоскреб в Торонто, аналогичное здание в Ливерпуле, затем - в Коннектикуте. Так, можно уверенно сказать, что 'Утюг' как часть городского пейзажа был в конце позапрошлого века довольно модным.
Американский фотограф-модернист Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz [1864 -1946]), показавший на своих снимках наиболее известные образы здания Флэтайрон, невесомо плывущего над снегом Мэдисон Сквер парка, писал: "Здание как будто двигалось на меня, подобно носу огромного океанского парохода. Это как бы картина новой Америки в процессе её создания". С его волнистой терракотовой отделкой, Флэтайрон, и действительно, как будто выплывает из классического прошлого в грядущую эпоху, эпоху стального небоскрёба. Прекрасный образец небоскрёба, подобно двуликому Янусу, смотрящего назад в прошлое, но, одновременно и предвосхищающего будущее.
На момент постройки здание явилось одним из самых высоких строений в Нью-Йорке, а его первоначальным названием стало Fuller Building (Здание Фуллера), и лишь в 30-х годах прошлого века оно получило нынешнее название. Шли годы, обстановка (и, особенно - высота) в городе менялась, и сегодня высота Флэтайрон-билдинг, конечно, уже никого не может удивить, однако, здание по-прежнему остается самой примечательной частью городского пейзажа.
Примечательно, что, глядя на сохранившиеся фотографии строительства небоскреба Флэтайрон-билдинг, можно заметить довольно интересную деталь - дело в том, что строители начала века имели довольно оригинальные представления о технике безопасности, не пользовались страховками и выполняли совершенно безумные трюки на верхних этажах.
Флэтайрон-билдинг - неизменная и обязательная деталь городского пейзажа Нью-Йорка, предмет гордости горожан и восхищения туристов.
Первоначально построенное, как штаб-квартира строительной компании Джорджа А. Фуллера (George A. Fuller), здание только в течение короткого срока называлось зданием Фуллера (Fuller Building). Довольно скоро, благодаря своей характерной форме, оно получило прозвище Утюг (Flatiron). Компания Фуллера построила многие известные здания в Нью-Йорке, такие, как вокзал Пенсильвания, отель Плаза, а после Второй Мировой войны, Lever House (1952) и Seagram Building (1958), ставшими, между прочим, одними из первых небоскрёбов со сплошным остеклением фасада. А 21-этажное здание Flatiron, 307 футов (93, 6 м) высотой, было на момент окончания строительства, самым высоким к северу от Уолл-Стрит.
Весьма распространена ошибка, повторяемая во многих источниках, говорящих о том, что небоскрёб Утюг был в то время самым первым зданием со стальным каркасом или самым высоким зданием в мире. Однако, это не так. Например, здание Парк Роу было возведено в 1899 году с применением той же технологии и было более высоким.
Фуллер правильно заметил, что Flatiron датирован эпохой, когда "архитекторы всё ещё притворялись, что не существует стали". Но Чикагская архитектурная фирма Дэниэла Х. Бёрнхэма (Daniel H. Burnham) была уже на один шаг впереди других. Бёрнхэм максимально использовал дельтовидный участок для возведения небоскрёба как свободностоящего скульптурного объекта. Но любой созерцатель этого объекта интуитивно чувствует, что стены здания вроде как тонковаты для того, чтобы выдержать его вес. Случайный пешеход помимо собственной воли будет сметён в водоворот движения на острие этой шестифутовой вершины в пересечении Бродвея и Пятой Авеню. Чрезвычайно узкий угол как будто сжимает пространство, заставляя зрителя посмотреть вверх в поисках потерявшегося объёма здания, усиливая для себя ощущение его безграничной высоты.
Иногда называемые "Барокко Бёрнхэма", как будто подёрнутые мелкой рябью, терракотовые стены украшены объёмными изображениями львиных голов, венков и масок. Несомненно, в этом ощущается связь с классическим наследием архитектуры прошлых веков. На уровне четвёртого этажа изображения овальных венков чередуются с таинственными древнегреческими женскими масками. Терракотовые облицовочные блоки украшены глубоким рельефным орнаментом, создающим витиеватую игру света и тени по всей поверхности здания. Глубоко утопленные окна выглядят как тёмные пустоты на поверхности стен.
Выступающие из стен на высоту восьми этажей, выпуклости, относительно редко встречающиеся в Нью-Йоркских офисных зданиях, более характерные для небоскрёбов Чикаго, таких, как Fisher Building, построенный Бёрнхэмом в 1896 году, придают фасаду ритмичность струящейся волны. Терракотовые блоки имеют чёткие горизонтальные границы, усиливая ощущение множества слоёв, расположенных один поверх другого.
Флэтайрон является одной из наиболее ярких реализаций высотного здания в виде классической колонны с чётко выделенным основанием, правильно оформленным стволом и орнаментальным завершением в верхней части. Основание, которым могут считаться нижние четыре или пять этажей (из-за того, что первый этаж имеет двойную высоту) отличается массивным рельефом крупных блоков известнякового облицовочного камня. Бёрнхэм оснастил верхнюю часть здания массивным, нависающим зубчатым карнизом. Тот факт, что с определённых углов зрения здание видится как колонна, является удивительной буквальной демонстрацией эссенции свободно стоящей башни.
Форма колонны была результатом для небоскрёба такой высоты, но для высот в 30-40 этажей, которых вскоре достигли здания в Нью-Йорке, тяжёлый классический карниз казался довольно нелепым. Однако Флэтайрон является вполне современным объектом в том смысле, что он требует от смотрящего на него завершения общей картины, поскольку не существует единственного образа этого здания. Его образ зависит от точки обзора, в которой находится наблюдатель в данный момент. Задрав голову вверх, можно увидеть летящий в небе клин, вблизи здание кажется головокружительной стеной, похоже, толщиной своей не превышающее колонну. Сбоку, 190-футовый (58 м) фасад, обращённый к Бродвею, напоминает палаццо почти невообразимой высоты. Массивная стена заостряется подобно носу корабля. Образ здания не постоянен, он резонирует между статикой и движением, даёт ощущение динамизма, предвосхищая собой весь динамичный XX век.
Клкикабельно 2000 рх
После окончания строительства прошло 10 лет. На улицах все еще много конных повозок, все еще мало автомобилей, но обратите внимание - из за Флэтайрона по 22ой улице выезжает настоящий даблдеккер.
Для фанатов Джека Финни напомню - 1912г. - это время действия "Меж трех времен". Ключевая сцена книги - Сай Морли присутствует при встрече "Тедди" Рузвельта с его таинственным посланником в Европе в окрестностях Флэтайрон билдинг. Для того , чтобы остаться незамеченным, Сай залазит на карниз над вторым этажом. Вот кусок текста, описывающий как он это сделал.
Поднявшись со скамейки ( в сквере - см. в левом нижнем углу снимка), я вновь пересек Бродвей и остановился возле "Флэтирон-билдинг". Что дальше? Я много раз проходил мимо этого здания, но лишь сейчас, подойдя совсем близко, присмотрелся к нему как следует и заметил, что его стены сложены из больших каменных блоков, между которыми выдолблены борозды. Я вцепился пальцами в борозду на уровне плеч, поставил правый ботинок боком на первую от тротуара борозду, выпрямил колено - и так стоял, повиснув на стене здания в десяти дюймах над тротуаром. А потом понял, что должен сделать это снова, немедленно, сейчас, не задумываясь, иначе вообще никогда на это не решусь.
Одной, затем другой рукой я дотянулся до следующей борозды, переставил выше носок левой ноги, выпрямил колени. И тотчас же проделал это снова и снова. Грубо отесанный камень царапал мою одежду, цеплялся за пуговицы, задевал, холодный на ощупь, щеку.
Растопырясь по-крабьи, я полз все выше и выше по стене "Флэтирон-билдинг", не смея задуматься, отметая прочь все мысли, покуда не ткнулся макушкой в каменный карниз, который тянулся вдоль всего здания. Карниз преградил мне путь, и я висел на стене, отчетливо сознавая, что если свалюсь с этой высоты - примерно тридцать футов, - насмерть, скорее всего, не разобьюсь, хотя кто знает? Но уж наверняка переломаю себе кости, запросто сломаю спину, если падение окажется особенно неудачным, а то и разобью голову - такое тоже возможно. Не думай об этом, сказал я себе, действуй, и все; и я очень осторожно разжал пальцы правой руки, протянул ее вверх, задев костяшками низ каменного уступа; пальцы ощупью проползли по нему и вцепились в его край. Тогда я ухватился за карниз и второй рукой - очень быстро, потому что моим ногам не было никакой опоры, и я едва заметно покачивался, подвешенный над тротуаром; наконец я подтянулся и лег подбородком на карниз. Еще усилие - и я выпрямил руки, перегнулся вперед и сумел лечь на карниз всем телом; ноги, правда, все еще болтались без опоры в воздухе, но теперь я был в безопасности и мог облегченно вздохнуть.
Отдохнув, я подтянул колени, вскарабкался на карниз и уселся на этом любимце мойщиков окон, который тянулся, ни разу не обрываясь, вокруг всего здания.
Несколько мгновений я мысленно поздравлял себя с победой, восседая в темноте на стене "Флэтирон-билдинг", удобно привалившись спиной к тесаному каменному блоку между окнами какой-то конторы - на окнах была надпись, но я, как ни поворачивал голову, не мог ее разобрать.
Если внимательно изучить ФлэтАйрон Билдинг, например с помощью
Google Maps, то видно - то что сделе Сай реально но только в двух местах - у входов в здание со стороны 5ой Авеню и Бродвея. Да и то - требуется приличная сила и решительность. Судя по всему и сам автор романа тщательно изучил проблему.
Кликабельно 3000 рх
Флэтайрон - один из самых популярных небоскрёбов в Нью-Йорке, его образ запечатлён на множестве фотографий, во многих фильмах, с ним связано немало интересных историй и событий. Вскоре после завершения его строительства в 1902 году, обнаружилось, что рядом со зданием часто возникают сильные восходящие воздушные потоки, это явление породило то, что потом назвали "23-skidoo". Вообще-то, в ту пору далеко не каждый отваживался прогуливаться рядом со зданием, поскольку, многие опасались, что оно может упасть на них (и их можно понять, учитывая невероятно тонкий острый угол небоскрёба, обращённый к перекрёстку Бродвея и Пятой авеню).
Стены здания украшены объемными венками, львиными головами, всевозможными масками. На уровне 4-го этажа венки перемежаются с изображениями женских древнегреческих масок. Окна утоплены глубоко, и на поверхности стен они выглядят темными пустотами. Горизонтально расположенные блоки создают видимость многослойности здания. Нижние 4-5 этажей служат основанием здания, на котором установлена классическая колонна. Верхняя часть небоскреба украшена довольно массивным зубчатым карнизом.
Сегодня Флэтайрон-билдинг - один из главных символов Нью-Йорка, описанный во множестве литературных произведений, не говоря уже о фильмах и видеоматериалах.
Интересно, что знаменитый Утюг имеет и одну довольно примечательную особенность - образ здания не одинаков и всякий раз зависит от точки обзора, в которой находится наблюдатель в данный момент. Так, задрав голову вверх, можно увидеть некий летящий в небе клин, а вблизи здание кажется головокружительной стеной, при этом его толщина покажется не более колонны. Со стороны Бродвея Утюг напоминает палаццо почти нереальной высоты, а его стена напоминает своим заострением нос корабля. Вообще же, здание это выглядит удивительно динамичным, насколько бы неуместно это ни звучало.
Однако, находились "отважные мужчины", которые буквально "дежурили" рядом с "Утюгом" в ожидании момента, когда воздушным потоком задерёт кверху юбку у кого-нибудь из прогуливающихся поблизости от здания дам, и тогда взору счастливчика откроются прекрасные дамские лодыжки. Вот такие были времена!
Стали возникать даже целые группы таких ценителей женских прелестей. Их-то и прозвали "23-skidoo", по названию улицы, пересекающей Бродвей и Пятое авеню рядом с Флэтайроном. "Skidoo" - это устарелый вариант слова "Scrum!", которое на американском сленге означает "уходить", "сматываться", "проваливать". Именно так, по-видимому, обращались нью-йоркские полисмены к группам зевак мужского пола, слоняющимся поблизости небоскрёба в надежде улицезреть дамские прелести, открытые порывами ветра.
Сейчас Нью-Йорк можно по праву назвать городом небоскребов. Здесь их ровно 140 - зданий из бетона и стали, разной этажности, разного стиля и назначения, которые рассекают небесную гладь американского «большого яблока».
Кликабельно 2000 рх
Кликабельно 1600 рх
А теперь нажимайте на картинки ниже и попадайте прямиком в Нью-Йорк
Click to view
Click to view