Африканские бусины из бутылочного стекла.

Sep 04, 2011 16:51




Те из нас, кто вплотную занимаются созданием украшений, либо предпочитают их носить и разбираются в моде и стиле, знают, насколько ценны уникальные редкие материалы. Признайтесь, вы ведь не один час потратили, рассматривая книги или перебираясь с сайта на сайт в поисках редких бусин, авторских, старинных или этнических.

Сегодня хочу поговорить о некоторых видах стеклянных африканских бусин. Причём, рассказать хочу не об истории их появления, бо тут всё более или менее понятно, а именно о практической стороне.
В первую очередь эти удивительные яркие узорчатые стёклышки необычны тем, что многие из них сделаны из бутылочного стекла!
Под катом - огромное количество фотографий процесса их изготовления, фотографии готовых изделий, а также видео.
На радикале по техническим причинам, извините.

В этом обзоре я не буду касаться африканского аналога миллефиори, свойственного в большей степени кенийским мастерам, а рассмотрю основные техники работы с измельчённым бутылочным стеклом, применяемым в Кробо.
Кробо - область в Гане, довольно крупный центр современного производства бусин со множеством мастерских. Они производят бусины пяти основных видов:
- бусины из пудры (powdered glass beads)
- прозрачные бусины (translucent beads)
- расписные бусины (painted glass beads)
- бисер (seed beads)
- bodum bead (шевроны??? не поняла и не нашла достаточной информации)

При использовании пудры получаются классические мутные узорчатые бусины. Справедливости ради отмечу, что не все они обязательно сделаны из бутылок, но зачастую это именно так. Также используют оконные стёкла, автомобильные фары и т.п., словом, любое стеклянное вторсырьё.










Делается это следующим образом.
Бутылки ощищают и по возможности моют, сортируют по цветам.




Затем толкут в высокой ступе.




Более мелкая фракция получается при растирании стеклянного песка между двумя камнями. Порошок периодически просеивают и растирают снова, пока пудра не станет как можно более тонкой. Разумеется, всё это делается вручную.
Поскольку при таком уровне измельчения стекло правтически полностью теряет свою цветность, в готовую пудру добавляют небольшое количество минерального красителя.








Делают керамические формы с углублениями.







Формы сушат, обжигают, а непосредственно перед наполнением ячеек стеклом, всю форму покрывают каолином (сорт глины, основная составная часть фарфора), препятствующим припеканию стекла к форме, и высушивают. Это покрытие периодически возобновляют.
В больших мастерских таких форм множество, разных по размеру и конфигурации.







В центре форм для бусин из пудры иногда делают небольшое углубление:




Для того, чтобы получить бусину с дыркой, в центр формы помещают растительный прутик (черешки маниоки). Термическая обработка происходит довольно быстро и на невысокой температуре, поэтому стеклянная пудра не превращается в однородный кусочек растекающегося расплавленного стекла, песчинки лишь припекаются друг к другу как при фьюзинге.





Разноцветную пудру засыпают в форму слой за слоем по тому же принципу, что и в египетских сувенирных бутылках, наполненных цветным песком. Узор формируется именно так, холодным способом.
Для наглядности фотографии того, как это происходит, но в стеклянном стакане:
















Именно так происходит заполнение формы для бусины.




Затем форму отправляют в печь.
Аццкое сооружение сделано из местной красной глины, топят дровами.







Заслонки условно предохраняют от прямого жара при работе.




Температура там сравнительно невысока (600-800град), поэтому стекло спекается лишь частично, бусинка остаётся мутной и крупинки стекла легко различимы.
Температура определяется мастером на глаз, по цвету плавящегося стекла.




Стебель выгорает, оставляя в бусинке ровное отверстие:




В печи форма находится в течении 20-45 минут в зависимости от температуры и размера изделия.

По идее после этого неплохо было бы сделать отжиг (выдерживание на температуре плавления стекла (около 550град) для равномерного распределения молекул и снятия напряжения), но, учитывая специфику технологии и места работы, африканские мастера обходятся без него.
В современных больших печах для гуты рядом с тиглем, наполненным расплавленным стеклом, есть место, лер, куда и складывают отформованные изделия для отжига. Возможно, иногда они делают так же, но чаще просто оставляют бусинки медленно остывать в форме.




Чтобы сделать вот такие биконические бусины...




... сначала из пудры спекают два узорчатых конуса, затем насаживают их на тот же растительный прутик и спекают обе половинки. Надо полагать, на чуть меньшей температуре.





Однотонные бусинки из пудры расписывают керамическими красками (раствор глины с цветной стеклянной пудрой), сушат, закладывают в те же формочки и снова обжигают.
Рисунок наносят тонкой палочкой или иглой.







Получаются узнаваемые пёстные яркие бусинки со специфическими узорами.







Видео, снятое одной из мастерских:

image Click to view



Бусины из более крупных осколков стекла делают из похожих форм, разве что у них нет углубления в центре для прутика маниоки. Ячейки выполняют роль мерного стаканчика для получения более-менее одинаковых по размеру бусин, тигля для плавки стекла и доски для раскатки одновременно.
Для начала форму заполняют одноцветным или пригодным к смешиванию (учитывая коэффициэнт термического расшитерия, узнаваемого на практике) измельчённым стеклом.




Затем отправляют в печь на чуть более продолжительное время и более высокую температуру, чем бусины из пудры.
При достижении стеклом нужной степени мягкости, форму извлекают и быстро формуют бусины, работая двумя шилами. Первым придерживают керамическую форму, вторым прокалывают стеклянную массу и очень быстро прокручивают её, прижимая к стекнкам формы, чтобы бусинка стала круглой.








И те, и другие бусины после остывания шлифуют на камне при помощи воды и песка. Как? Руками, конечно :-/




После шлифовки бусинки смазывают маслом, машинным или пищевым растительным.
Бусины из простого битого стекла остаются более-менее прозрачными, но частички стекла всё же иногда различимы (в случае недостаточно высокой температуры):







В бусинах легко узнаются бутылочные цвета, но от этого они не становятся менее прекрасными в своей первобытной наивности и простоте.



















Эти бусинки, равно как изделия из них, можно приобрести в инет-магазинах и на e-bay.

Далее - небольшая галерея украшений, сделанных с применением этих удивительных бусин, причём сборка не только этническая, но и европейских и американских авторов.



































Преимущестренно по материалам сайтов:
http://www.uniqueafricanarts.com/store/
http://sharondriscoll.blogspot.com/2010_08_01_archive.html
http://www.friendsofbonou.org/beads.shtml
http://beadmuseum.wordpress.com/2010/08/15/krobo-beads-from-ghana/
http://kautzfamily.blogspot.com/2010_04_01_archive.html
http://uniqueafricanarts.com/blog/?p=240
http://sankofa.com.au/recycled-beads.html
и др.

Особо рекомендую заглянуть сюда:
http://www.ourfairearth.com/blog/?cat=9 (и другие страницы тоже)
http://www.ezakwantu.com/Gallery%20Trade%20Beads%20Slave%20Beads%20African%20Currency.htm (обязательно! итория бусин с кучей фотографий)
http://fiveprime.org/hivemind/Tags/kitengela,workshop - !!! не могу сохранить фотографии оттуда
http://www.flickr.com/photos/imknowmadic2/3556592259/in/photostream/
http://www.crafthistory.com/Beads/Ghana/Krobo.htm

Гугл бурно отзывается на:
african recycled glass
african recycled glass bead
africa glass bead making
krobo recycled glass
krobo beads
krobo powder beads
и т.п.

ЗЫ: хотя данная статья призвана не только развлечь вас, но и сподвигнуть на новые свершения, не могу не добавить от себя: не повторяйте это дома!!! Или повторяйте, но не забудьте о пожарной безопасности - раз, о личной защите - два. Не могу без содрогания смотреть на то, как они эту пудру в голых руках держат и шлифуют бусины этими же незащищенными ладошками. Это совсем не прибавляет здоровья, не говоря уже о том что попросту очень вредно и опасно.
Previous post Next post
Up