Воля и природа

Nov 20, 2013 18:36

Слушайте, а можно сеанс богословия для чайников: почему воля - свойство природы, а не ипостаси? Личность у нас ипостась? А воля, вроде как, на личность завязана? Или Отцы что-то иное под волей подразумевали?

богословие

Leave a comment

Comments 18

elentir November 20 2013, 15:04:12 UTC
Подпишусь на комменты.

По моему чайницкому мнению, воля на личность таки не завязана - тут не только две воли воплощенного Христа, являвшегося, безусловно, единой личностью, притом той же самой, что и невоплощенный, но и многочисленные рассуждения о том, что в посмертии душа не может изменить свой прижизненный выбор, т.е., оставаясь личностью, не имеет воли в том же смысле, что живой человек.

Но интересно, что скажут корифеи :-)

Reply

ustavschik November 20 2013, 17:54:07 UTC
Просто не надо путать природную волю и ипостасную. Орос VI Вселенского Собора о двух волях вел речь именно о природных волях, коих в Логосе две соответственно двум природам. А вот говорить об ипостасной воле применительно к Логосу, строго говоря, нельзя -- в Нем нет места выбору в том смысле, в каком выбирает человек (скажем, между грехом и добродетелью).
Невозможность изменения выбора в посмертии связана не с отсутствием личностной воли (ипостась неуничтожима, и желания остаются и в посмертии), а с разлучением с телом. Изменение в человеке (в том числе покаянное) возможно лишь там, где есть сложность, т. е. телесность. А душа, как простая и несоставная, не может и меняться, будучи разлученная с телом.

Reply


alexandrg November 20 2013, 15:17:33 UTC
Сама постановка вопроса неправильная. Воля - это свойство И природы, И ипостаси.

Reply


воля tamarafavor November 20 2013, 15:23:20 UTC
Уж не знаю, "сеанс богословия" ли это или обычные размышления о человеке:)) Просто воля входит в понятие души (если
грубо). По православному учению, душа состоит из ума, воли и чувств, то есть трехчастна. Воля же у человека, по св. Иоанну Златоусту, хромает с грехопадения и нуждается в аскетическом "лечении". А на личности "завязан" дар духа свободы во Христе, тесно связанный с даром любви. Обожение человека и его возрастание в личностном измерении напрямую зависит от того, примет ли он этот дар в полноте или "захватит" его по касательной. (См. у св. ап. Павла: к свободе призваны мы, братья!). Поэтому хорошо бы нашей воле устремляться к свободе во Христе, а она все норовит куда-нибудь к "своему":))

Reply


wotanhotter November 20 2013, 15:31:21 UTC
традиционная концепция на сей счет легко гуглится по словам фелима и гноми. К природе относится фелима, скорее это типа хотения, а к ипостаси - гноми, то бишь выбор.

Reply

mashenka_sench November 20 2013, 16:54:54 UTC
вот именно в это я и не въезжаю. :(

Reply

wotanhotter November 20 2013, 17:14:13 UTC
По-научному Киприан объяснит, а слон растолкует. А вообще, экзамены вроде уже миновали, а для жизни зачем это знать?

Reply

Сейчас меня обличат в ереси :) ustavschik November 20 2013, 17:47:41 UTC
Воля природы (фелиа), еще есть термин волéние -- это то, что связано с потребностями природы. Применительно к человеку -- например, голод, жажда, влечение. Иными словами, то, что свойственно людям "в целом", как общности. Ипостась же своим произволением (= гноми) определяет, что из природного воления будет осуществлено. Произволением же определяется, будет ли реализован греховный прилог -- склонность воли ко греху есть, позыв есть, но будет ли этот позыв реализован, станет ли праксисом -- это и есть выбор.

Reply


kiprian_sh November 20 2013, 15:41:16 UTC
Я Вам вышлю фрагмент своей статьи. Киньте адрес на kiprian@inbox.ru

Reply


Leave a comment

Up