Миссионерская поездка к эвенам - ч.4. Женщины и дети

Jul 26, 2022 20:46


Сегодня я расскажу о положении женщин и детей в родовых общинах эвенов.



И снова предоставляется слово девочке Глаше. Когда мы спросили ее, сколько у нее братьев и сестер, она странно посмотрела на нас и стала перечислять имена, назвав их около двенадцати. Мы удивились, и только моя Даша догадалась уточнить: «А у мамы с папой вас сколько?» Оказалось, что их пять.

Из этого эпизода мы извлекаем ценную информацию: дети в родовых общинах не слишком разделяют себя на родных и многоюродных: растут вместе, значит, братья и сестры.



В воспитании детей действует полное равноправие: мальчики и девочки воспитываются вполне по-спартански, умеют одно и то же. Когда Глаша расплакалась, потому что упала с оленя, ее мама еще и прикрикнула на нее слегка: дескать, чего тут реветь, надо было обратно сесть и продолжить соревнование. Единственное, чего девочки в моем присутствии не делали - не занимались вольной борьбой. Пацаны в свою очередь могут и печь растопить, и хлеб испечь, да и посуду моют без гендерных различий.







Тренируются и играют в спортивные игры без разделений на мальчиков и девочек. На самих соревнованиях разделятся по половому и возрастному признакам, конечно, потому что физически мальчики/девочки и малыши/взрослые различаются.

В отношении детей действует элемент некоторой государственной несправедливости. Каждому оленеводу полагается дотация от государства - они называют ее зарплатой, но реально это именно дотация, поддержка традиционного образа жизни. Она составляет около двадцати тысяч рублей в месяц. Помимо того, что это копейки, из-за чего дети, взрослея, стараются уехать учиться в город и по возможности остаться там (хоть какая-то стабильность, вероятность получить достойный доход, ну и плюс сохраняются некоторые льготы для КМНС - типа того, что они призыву в армию не подлежат), есть и другая проблема: дело в том, что работают далеко не только взрослые оленеводы. Ребенок пяти лет уверенно держится на олене, а восьмилетка умеет пасти стадо, причем не только днем. Утром после нашего приезда на общей кухне нам представили Гришу. Грише было одиннадцать лет, и он в тот день был ночным дежурным. Сейчас он, уставший, но довольный, пил чай и собирался немного отдохнуть. Немного - потому что других дел у Гриши, как и у других детей, никто не отнимал. Дети спокойненько рубят дрова, строгают стружку для розжига, свежуют оленя, участвуют в приготовлении пищи, а ребята постарше даже при необходимости отстреливают волков, терроризирующих оленей.

Но, к сожалению, у нас дети не считаются субъектами хозяйственной деятельности, и до определенного возраста зарплату не получают.





Парни нарубили дров и идут в кухню



Мальчики и девочки помогают свежевать оленя. Тут, конечно, есть детская хитрость: можно урвать все вкусненькое.



Гриша после ночного дежурства

Такая же проблема существует с женщинами, не занятыми непосредственно оленеводством, а занимающимися домашним хозяйством. Домашнее оно весьма условно. В советское время появился странный термин «чумработница». Чумработница работает, естественно, не в чуме, а в той же общей кухонной палатке, и работа эта далеко не проста. Пока мы находились в стане, на кухне почти постоянно находилась жена главы общины Евдокия и еще одна женщина - Тая. Тая, по-моему, вообще не отходила от печки. Мы как-то спросили ее: «А вы спите вообще?» - и она ответила: «Немного. Я мужа жду, он в стаде». В стаде - это значит ушел с оленями подальше, как нагуляют жирок - вернется. Получается, что его жена во время его отсутствия фактически кормит общину. Дотация же чумработнице полагается гораздо меньшая.



Чайник греют на печке типа буржуйки. В общей кухне стоит разваливающийся стол, за ним едят небольшими группами по очереди.

Еще интересная история про семейные отношения у эвенов.

В общине попадаются люди разного происхождения. Супер-бабушка Тамара, например, была геологом, но как-то встретилась с принцем на белом мерседесе олене из тундры и решила соединить с ним свою жизнь. Община приняла ее совершенно спокойно. Один из ее правнуков наполовину азербайджанец или дагестанец, я не поняла.

Глашин папа Василий, кстати, тоже не чистокровный эвен - наполовину ненец, из этой половины еще четверть русской крови.

К смешанным бракам (и, как я понимаю, «нагулянным» детям) относятся не просто ровно, но даже довольно одобрительно. Это понятно: община замкнутая, нужна новая кровь. В старые времена, как говорят, считалось хорошим тоном уступить жену гостю. Насколько этот диковатый обычай сохранился до наших дней, мне судить сложно, но в любом случае к разврату он отношения не имеет ни малейшего. Из-за этой толерантности дети в роду выглядят совершенно по-разному и носят неожиданные имена: Данияр, Чулпан, Карина…



Данияр



Чулпан

В эвенских общинах в целом царит патриархат: глава - мужчина. Впрочем, самым уважаемым человеком рода может быть и женщина (как та самая бабушка Тамара). А уж формальной главой, отвечающей за взаимодействие с государственными институтами и занимающейся всякой бумажной волокитой - совершенно точно женщина.

Лично у меня создалось впечатление, что эвенским женщинам не помешала бы медицинская помощь. Безусловно, они не совсем брошены: например, если в общине есть роженица, то на седьмом месяце беременности к ней прилетит волшебник в голубом вертолет и заберет ее в поселок, где она родит под присмотром медиков. Но, например, комплексные обследования они, как и мужчины, не проходят по двадцать лет, а учитывая, что рожает именно женщина (и рожает не по одному: в таких семьях рожают по три - шесть детей), организм у нее изнашивается быстрее. Поэтому у меня есть голубая мечта, вероятно, несбыточная, приехать туда снова с врачами - с гинекологом и маммологом хотя бы; а также завезти элементарных, простите за подробность, гигиенических принадлежностей. Банально, но факт: эти деликатные детали быта бывают весьма небесполезными в условиях, когда, например, помыться - это целая спецоперация.

Заодно скажу и про мытье: желающие моются в нагретой на костре воде из речки. Я предпочла влезть в саму речку - днем она не очень холодная. Раз в несколько дней ставят баню (в большой палатке). Антисанитарии там нет: люди почему-то очень чистенькие, никаких неприятных запахов не издают.



Что еще добавить?

У эвенов бывают разводы, но я, откровенно говоря, не знаю подробностей - насколько это скандальная ситуация. Наша венчанная пара Петр и Аграфена находятся во втором браке. Честно признались, что первый брак у них был по необходимости, а вот сейчас, на склоне лет - по любви. Как я понимаю, если ты долг по продолжению рода перед обществом выполнил, то будь свободен на все четыре стороны.

Поспрашивала немного об оформлении браков. В их культуре это не заведено, хотя для удобства обычно регистрируются, когда оказываются в поселке. Тем же Петру и Аграфене это даром не надо, они не расписаны и не видят в этом никакой необходимости.

В целом эвены мне показались достаточно здоровым социумом: умеренно патриархальным, но вполне адаптивным в изменчивых современных условиях.

Якутия, социальное

Previous post Next post
Up