marinabg порадовала ссылочкой И по тому, что человеческая плоть содержит в себе земные элементы и по тому, что земля нас держит на себе и кормит, она - великая тайна. Тайна её в том, что земля - живая.
Там много прекрасного. Этот бред и мракобесие лежит
на одном из самых читаемых православных сайтов. По сравнению с этим царебожническая чушь некоей схимонахини, выложенная на "Русской Линии", выглядит невинно и трогательно (ссылку потом дам, если кому интересно).
Из цитируемой статьи выделю самое чудовищное.
1. Тайна её в том, что земля - живая. Её носили в ладанке на груди воины, на могилы, выпавшие быть в чужой стране, привозили горсть родной землицы.
В ладанке носили землю со святых мест, как святыню, а горсть земли родной носили в память об Отечестве. Обычай (кстати, неправославный) бросать в могилу на чужбине горсть родной земли связан не с тем, что земля живая, а как раз напротив, с тем, что земля - прах. Прах, из которого Адам взят, земля, в которую отходит усопший. Из какой земли взят - в ту и отходит.
Чудовищна эта перверсия религиозного сознания - если Господь творит человека, созидая из неживого праха живое - человека, вдувая в него душу живую, то автор кощунственно утверждает, что прах уже жив. Лучше бы оный автор в происхождение человека от обезьяны верил. Обезьяна-то однозначно живая.
2. Главный поклон перед иконами называется у нас земным. Земля с могил святых спасает от бед. Место земной жизни Иисуса Христа называется Святой Землёй
Безобразное и выворачивающее наизнанку православную веру рассуждение. Поклон перед иконами является земным, потому что мы унижаем себя до земли. Спасает не земля с могил, а Господь по их молитвам (вот как аукнулась "земелька с могилочки"!), а Святая Земля освящена именно рождением Христовым - именно для того она была избрана Богом ранее.
3. Именно из щепоти земли Спаситель творил «брение» для чуда прозрения слепорождённого. Как можно было обидеть землю, плюнуть на неё?
На этом месте у меня случился культурный шок.
Специально ли поставил автор эти два предложения рядом? Забыл ли он, что Христос, дабы сотворить "брение" именно плюнул на землю? Или это прямое признание в любви к язычеству - вместо Христа?
4. Соединение земного человека с землёй было сродни празднику. Покойников неслучайно обряжали во всё чистое. Старухи щепетильно берегли «смертное» - чистое, ненадёванное бельё.
Да не с землей человек соединялся, а с Богом. Оттуда и желание лечь в землю очищенным - духовно, участием в таинствах и молитвой, и как выражение духовной чистоты - физически. Это отошествие ко Господу - праздник, а не с землей.
5. Боярыня Морозова, сидевшая в земляной тюрьме в Боровске, просила стража постирать ей её единственную рубаху: «Не могу я возлечь в недра Матери-земли в нечистой одежде».
Показательная цитата. Если правда (в чем, кстати, я далеко не уверена - надо посмотреть источники), то я еще больше уважаю патриарха Никона, который от этого язычества Русскую Церковь разгрузил.
6. Из всех четырёх стихий: воды, воздуха, огня, - только земля имеет день именин, так и называется: Земля - именинница. Это День Пятидесятницы, день, когда Спаситель покидал землю, оставляя на ней для нашего утешения дар Святаго Духа.
Слава Богу, я никогда не слышала такого кощунственного названия праздника Пятидесятницы. Пятидесятница - день рождения Церкви, а вовсе не "именины земли". И я не знаю, сколько книжек прочитал аффтар, но он даже "Библии для малышей" ниасилил - иначе знал бы, что Спаситель покинул землю за десять дней до Пятидесятницы, в праздник Вознесения. Ученикам же было обещано, что вернется на землю Он только при славном Своем втором пришествии.
7. Я не в силах цитировать приторно-елейные рассуждения о русском крестьянстве, смешивающие святого великомученика Георгия и языческую нечисть - Перуна. После этого реплика о коварном Западе, поклоняющемся Ватикану вместо Бога выглядит особым кощунством и нелепостью.
8. Погибающий в материальном взгляде на землю, неспособный поднять взор к небесам, кланяющийся Ватикану, а не Богу, он, этот мир, назвал Возрождением обращение к античности, и стал цепляться за дохристианские идеалы, то есть возрождал язычество. Хотя и просвещённое. В нём было всё: наука, техника, зрелища, моды, - не было самого главного, святости.
Ну, конечно, зато очень много святости и очень мало язычества в розовых соплях о живой земле, в спасающей земле с могилок и прочей высокопарной чуши.
9. И кто в мире всех ближе к Небесному престолу? Конечно тот, кто более принял Христа в своё сердце. И это именно Россия.
Да, по этому тексту это особенно очевидно.
10. Как у смертного тела есть душа, так и у мира она есть, это православная Россия.
Апофеоз.
Кажется, кто-то недоумевал, за что я не люблю софиологию? За то и не люблю. Нет, простите - ненавижу, как можно ненавидеть ереси типа гностицизма. За то, что все это сводится к бесконечным душам мира, дешевой псевдоправославной мистике, замешанной на столь же дешевом и столь же псевдоправославном патриотизме. Кто-то хотел посмотреть на нехристианский национализм? Пожалуйста, вот он, любуйтесь и наслаждайтесь.
А теперь мне очень хочется задать вопрос: куда смотрит руководство сайта "Православие.ру", когда публикует такие материалы?
И еще одно. Вот теперь я знаю, почему "либералы" и "обновленцы" мне милее "народного "православия"" (православие тут, понятно, в кавычках). Потому что "либералы" и "обновленцы" во Христа все же веруют. А в кого верует господин Владимир Николаевич Крупин из "Русского дома", чей текст ныне радует наш взор на сайте Сретенского монастыря, я не знаю.
В качестве бонуса. Вот Ортодокс, в котором несть лукавства,
venceslav цитирует всеми нами любимого Достоевского:
Достоевский: Мать Сыра Земля Богородица. Если Россия погибнет, то и мир погибнет, никакого сомнения.
Достоевский говорил, что для него христианское царствие Божие возможно только на земле, на лоне Матери-Земли-Богородицы. Земля - все, я землю от детей не розню и это у меня как-то само собою выходит... Дети должны родиться на земле, а не мостовой... gue diable, всякий порядочный и здоровый мальчишка родится вместе с лошадкой, это всякий порядочный отец должен знать, если хочет быть счастлив. Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация в огромном большинстве своем должна на земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут. В земле, в почве есть нечто сакраментальное.
Дневник за 1876 год.
Если можно, пусть мне кто-нибудь точную цитату найдет. Я хочу это видеть. Я хочу своими глазами увидеть текст "православного писателя", в котором Пречистая Дева не сравнивалась бы, а приравнивалась к земле.
УПД. Слава Богу, статью с Православия.ру убрали!