Раннее утро. Нюрбургринг покрыт легким туманом, ночная роса еще не высохла, солнце на низком старте и светит откуда-то из-за боксов, лишь слегка освещая трассу: ее большая часть в тени. Воздух не прогрелся, на улице зябко, но уже все предвещает жаркий день. Для зрителей еще рано, в паддоке только сонные механики и пилоты, а в боксах уже идет работа, но все пока как-то лениво. До гонки еще несколько часов. Пожилой немец в рабочем комбинезоне нежно протирает тряпочкой свой Jaguar C-Type 1952-го года от роду цвета шоколада с молоком. Он старше этой машины, но как же он ее любит! Сегодня его старинный друг и ровесник выйдет на этом Ягуаре на старт, и, если повезет, выиграет гонку. А если не выиграет, то просто проветрит старые кости.
Так могла бы начинаться история 50-ти, а то и 60-ти летней давности, репортаж с давно прошедшей гонки с Нюрбургринга, ибо история эта вечна как мир. Но у нас это современный рассказ, в котором все главное, тем не менее, осталось как и прежде: те же автомобили и те же пилоты, только изменилась одежда да общий антураж - приборы, приспособления, инструменты - все это выглядит совершенно современно.
Вот уже 40 лет на одной из величайших трасс мира в начале августа проходит не совсем обычное соревнование - Oldtimer Grand Prix, событие, которое ежегодно собирает не менее полутысячи участников и многотысячные армии поклонников, сочувствующих и зрителей.
В 1973 году Гран При состоялся впервые, тогда это еще были обычные «покатушки», организованные частным лицом для нескольких десятков своих знакомых владельцев классических автомобилей. Над ними слегка посмеялись, ибо не сочли их идею особо привлекательной, но уже на следующий год количество участников увеличилось в несколько раз.
Любопытно, но несколькими месяцами ранее до этого события на Нюрбургринге прошло еще одно маленькое, местечковое мероприятие. Несколько других любителей автомобильной старины проехали в параде по трассе перед 24-часовым марафоном, и это дало старт гонке ADAC 24h Classic, которая также ежегодно проходит на этой германской трассе и также в этом году отмечала свой 40-й день рождения.
Разница между этими двумя событиями, прежде всего, в масштабе. Если в мае классический ивент проходит разово перед 24-часовым эндурансом, то здесь полностью весь уикэнд отдан под 13 (!) различных соревнований и марафонов, каждое из которых состоит из свободных заездов, квалификации и двух гонок (события в субботу и воскресенье повторяются, но в другом порядке).
Их даже стоит перечислить, чтобы представлять масштаб «бедствия»:
1. FIA Lurani Trophy (Формула Junior) 1958-1965
2. Grand Prix Masters (Исторические Формулы 1) 1970-1980
3. Revival Deutsche Rennsportmeisterschaft (знаменитый DRM, прародитель современного DTM) 1972-1981.
4. 2-sitzige Rennwagen und GT до 1960/61 гг выпуска (двухместные гоночные автомобили и класс GT).
5. Historic Grand Prix Cars до 1961 г.в. (исторические автомобили ГП (ГранПри))
6. World Sportscar Masters (1963-1973)
7. Masters GT (до 1965 года)
8. Jaguar E-Type Challenge
9. Touring Car Trophy (1956-1965)
10. BMW Jubiläumsrennen (юбилейный заезд BMW) 1969-2007 гг
11. 1 Исторический марафон (показательные заезды) 1954-1965
11.2 Нюрбургринг Трофи (показательные заезды) 1954-1965
12. Touring Car Cup (1963-1965)
Есть и еще одно отличие. Если весенняя гонка проходит по длине всего кольца (включая Гран-При и Северную Петлю), то Oldtimer Grand Prix занимает только формульную часть трассы, хотя один из заездов и длится 3,5 часа и занимает кольцо по всей его длине...
* * *
Нюрбургринг - огромная территория, включающая в себя помимо гоночной трассы еще массу других составляющих. Это бары-рестораны-магазины, паркинги для легковых машин и трейлеров, огромные вип-зоны для различных автомобильных брендов (например, ВИП-зона Jaguar вот уже 30 лет из года в год открывает свои шатры в одном и том же месте в паддоке - чуть ли не самой интересной точке внутри последнего поворота перед финишной прямой).
Да и сам паддок огромен, одним взглядом не охватишь. Даже с крыши 8-этажного питбилдинга невозможно увидеть его границы: он простирается глубоко внутрь кольца, и видны только крыши шатров и прицепов, которыми заставлено все пространство.
Большая часть места в дни проведения Oldtimer Grand Prix отдана под крупных автомобильных производителей и толпы их фанатов/владельцев: нижний паддок забит Ferrari, Porsche, Alfa Romeo всех цветов, возрастов и мастей. Там же располагаются их шатры и вип-зоны. BMW и Jaguar, разместившиеся в верхнем паддоке, не могут пригласить туда свои многотысячные клубы, поэтому их автомобили собираются на близлежащих парковках.
Jaguar, претендующий на титул лучшего гоночного автомобиля всех времен, на самом деле заслужил бы свое звание. Вся его история сплошь и рядом связана с автоспортом и спортивными победами. Ведь раньше успех марки во многом зависел от успеха на треке. Семь раз Jaguar выигрывал LeMans, шесть раз гонки на выносливость, ралли Монте-Карло и бесчисленное количество менее значительных соревнований.
Да, сейчас, они уже не участвуют в Формуле 1, а их современные красавцы слишком тяжелы для трека, но прошлое есть прошлое. Впрочем, англичане блюдут его крайне строго и дотошно. Говорят, у них самый большой клуб фанатов марки и несколько десятков исторических мероприятий в год, в которых они принимают участие. И еще есть программа Jaguar Heritage Racing, которая и придумана для участия в этих мероприятиях.
Вот и в рамках Oldtimer Grand Prix у них проходит своя отдельная получасовая гонка Jaguar E-Type Challenge, в котором в этом году участвовал 21 автомобиль. Правда, это всего лишь второй год подряд, но есть твердые намерения продолжать.
Ягуары участвуют и еще в одной гонке этого уикэнда: класса GT до 1961 года, той, что в нашем списке идет под номером 4. С-Type 1952-го года под номером 112 и управлением англичанина Алекса Банкомба в обеих гонках показал стабильный 5-й результат из 36 автомобилей и лучший в своем классе.
Впрочем, не одни только Ягуары украшали формульное кольцо Нюрбургринга в этом году. Если честно, то на всем протяжении от паркинга до питлейна не оставалось ничего другого, как завистливо вздыхать, крутя головой по сторонам. Все, начиная от младших формул и заканчивая невероятными бодрыми «старичками» 40-х, 30-х и даже 20-х годов, былол готово к старту своей очередной гонки. Вот оно, оказывается, как выглядит бессмертие.
Самой «взрослой» оказалась Bugatti T35 1924 года выпуска, но был и французский Rosengart 1928 года, и Lagonda M45 1933 года, и ее одногодок Talbot AV 105, и все они, безусловно, на ходу и в отличном состоянии. Но одной из самых красивых была темно-рубиновая Maserati 6C 1934 года. Даже сейчас, почти 80 лет спустя, стать и агрессия спортивного гоночного болида продолжают оставлять совершенно невероятное впечатление, дополняет которое низкий рокот двигателя объемом 3,7 литра.
А ведь они выходили на старт следом за не менее неординарными участниками уже исторической гоночной серии DRM.
* * *
Немецкий чемпионат по кузовным автогонкам Deutsche Rennsport Meisterschaft (DRM) возник в 1972 году на базе другого немецкого чемпионата (DARM) для автомобилей туринг и GT. В DRM уже допускались модифицированные автомобили с объемом 2 и 4 литра, атмосферные и с нагнетателем. Причем в регламент чемпионата входили как кольцевые гонки, так и подъем на холм. К этому же чемпионату относили и длинные гонки на Нюрбургринге. В 1977 году к соревнованиям допустили и силуэты-прототипы, так называемую группу 5, чья мощность была ограничена исключительно регламентом в районе 600 л.с. Именно группа 5 и стала причиной очень быстрого роста популярности нового чемпионата.
Собственно, из недр DRM и вырос современный DTM (1984 год), куда ушли все доработанные серийные автомобили. В 1986 DRM окончательно заглох, и только в 2005 Автомобильный клуб Германии организовал Revival Deutsche Rennsportmeisterschaft - для всех бывших участников - групп 2, 4 и 5.
Автомобили, выходившие на стартовую решетку Нюрбургринга, вызывали восхищение и уважение. По большому счету их даже в музеях мало где можно увидеть, не говоря уже о спортивных соревнованиях.
De Tomaso Pantera (1975) - 5,8 литров, Chevrolet Corvette Stingray (1973) - 7,5 литров(!), BMW M1 Procar (1979) - 3,5 литра - и просто М1, Porsche 935 K2 Vaillant с объемом в 4,2 литра и К3 в 4,5 литра, Ford Capri RS 3100 (1974) - 3,5 литра, и, наконец, Ford Turbo Capri Gruppe 5 (1981) от команды Zakspeed с объемом всего 1,4 литра, но с двумя турбинами, придающих ему отличную мощность, и легкий как пушинка.
* * *
Гонка автомобилей Гран При (Historic Grand Prix Cars), построенных до 1961 года, была полностью посвящена ранним годам Формулы 1, а также болидам британского Гран При эпохи 1968-1985 годов, тех времен, когда царствовали Альберто Аскари и Хуан Мануэль Фанхио вплоть до эпохи Джеки Стюарта и Ники Лауды.
Другое соревнование - World Sportscar Masters - собрало владельцев легендарных автомобилей ЛеМана периода 1965-74 годов, и это тоже было невероятное зрелище...
А главное, что здесь попытались не только собрать все легендарные автомобили прошлого, но и даже восстановить атмосферу тех лет. Магазины с одеждой и аксессуарами, кофейни, организованные прямо в ретрокарах, даже бензоколонки, сохранившиеся из той эпохи, все это вызывало уважение к тем людям, которые хранят и берегут свою историю.
Я спросила одного из организаторов уикэнда, были ли когда-нибудь среди их участников русские?
- Нет, - ответил он, - и это очень жаль, нам бы так хотелось привлечь русских участников - ведь у вас тоже есть легендарные автомобили, которые выставлялись в различных спортивных соревнованиях. Участвовать очень просто: нужно, чтобы у автомобиля были правильно выправлены документы, и чтобы он соответствовал одному из классов и групп. А поскольку групп у нас очень много, то это самая маленькая проблема.
Закатное солнце мягко садилось за деревья - трасса Нюрбургринга проложена сквозь леса, поэтому Джеки Стюарт и назвал ее в свое время «Зеленым адом». Последняя гонка заканчивалась в 9 вечера, а первая начиналась в 8:15 утра.
В дальнюю шикану перед последним поворотом с глухим рокотов поднимались старые, но крепкие Era, Cooper, Lotus, Maserati, и самому младшему из них было глубоко за 70. И здесь уже не было никаких примет современности. Настоящее путешествие во времени.