Вестерн - это классический пример «хорошо забытого старого». Было время, все мальчишки зачитывались Купером и Ридом, играли в ковбоев и индейцев и, как завороженные, залипали у экранов телевизора, стоило там появиться обветренным физиономиям Клинта Иствуда или Франко Неро. Одним из таких мальчишек, по его собственному признанию, был и Квентин Тарантино. И, хотя «Джанго Освобожденный» - первый снятый им вестерн, дух безбашенного Дикого запада чувствуется во многих его фильмах. А уж от «Джанго» - картины, возвращающейся к истокам жанра, зритель заранее ожидает невероятного накала страстей. Еще бы - вестерн от Тарантино! Это должно быть что-то совершенно сумасшедшее.
Однако режиссер поставил перед собой вполне серьезные задачи, и поэтому одним куражом и перестрелками дело не ограничилось. «Джанго» с первых кадров рисует весьма яркую и убедительную картинку американского рабовладельческого Юга - с его контрастом роскоши и нищеты, великолепными пейзажами и… завораживающей жестокостью. Тема рабства в США - если не совсем уж запретная, то уж точно не самая любимая. Тыкать американцев носом в собственное темное прошлое - на это решится не каждый. И в век повальной толерастии выпускать в свет фильм, где 110 раз звучит слово «ниггер» - тем более.
Но Тарантино, как и много раз до этого, плевал на все клише и условности и выдал на экраны почти трехчасовую ленту с ниггером в роли охотника за головами, Леонадро ди Каприо в роли злодея, пулями, вышибающими литры крови из тел, и шашками динамита, использующимися за десяток лет до своего изобретения. Для кого-то это повод записать фильм в треш, попеняв заодно на простоватый сценарий и довольно-таки картонных, карикатурных персонажей.
Но все встает на свои места, если относиться к кино так, как относится к нему сам режиссер - как к игре, как к зрелищу. И «Джанго» - это не просто вестерн. Это солянка, заваренная по рецептуре классического, канонического вестерна, но с фирменными приправами от Тарантино. Это своего рода эксперимент, игра, попытка создать некую квинтэссенцию «боевика про ковбоев», и при этом внести в него что-то новое.
Поэтому и сюжет здесь линеен и, прямо скажем, незамысловат. Те, кто ждал от сценария нескольких сюжетных линий, флэшбэков и хитроумных переплетений в духе «Криминального чтива», возможно, будут несколько разочарованы. Здесь с первых кадров понятно, кто тут герой и кто к концу фильма надерет всем задницу. Поэтому можно просто откинуться в кресле и наслаждаться тем, КАК он это будет делать. И в этом одна из главных прелестей фильма. Неважно, что мы видим на экране - очередную перестрелку, или диалог, или просто панорамы, разворачивающиеся вокруг героев, путешествующих по просторам Дикого Запада - все это сделано одинаково сочно и вкусно.
А о том, что на дворе именно Дикий Запад, Тарантино не дает забыть ни на минуту. Шикарные виллы и джентльмены в дорогих костюмах в кадре в любой момент могут смениться брызгами крови, орошающими белоснежные соцветия хлопка, а самодовольные ухмылки плантаторов - затравленными взглядами рабов.
Основные антагонисты картины тоже настолько яркие и типичные для вестерна, что это делает их не столько персонажами, сколько функциями.
Вот Джанго - непокорный раб, который получил свободу и пушку и использует их для того, чтобы вызволить из рабства возлюбленную. Джейми Фокс в этой роли, естественно, люто брутален, суров и скор на расправу. Впрочем, шаблонность образа немного оттеняется несколькими комичными моментами - например, когда Джанго впервые самостоятельно выбирает для себя одежду.
А вот холеный плантатор Кэнди. Он, как и полагается, болезненно жесток и непредсказуем, и потому невольно заставляет следить за каждым его жестом, даже когда просто ведет вежливую светскую беседу. Это именно то, чего и ожидаешь от центрального злодея в вестерне - он и должен таким быть. Но тут, повторюсь, дело не в том, ЧТО это за персонаж, а в том, КАК он сыгран. Ди Каприо в отрицательной роли непривычен, но все так же блистателен. В фильме есть момент, когда в порыве внезапного гнева его персонаж бьет ладонью по столу. В ходе дальнейшего монолога из его ладони хлещет кровь, но Кэнди не обращает на нее никакого внимания. Символично, не правда ли? Отличная режиссерская находка - рабовладелец, у которого руки в крови…
Да черта с два! Ди Каприо в этот момент действительно располосовал себе руку осколком стекла. Но не вышел из роли и продолжил играть дубль, под ошарашенными взглядами партнеров по сцене. Этот дубль и вошел в фильм, и сам Тарантино называет эту сцену завораживающей. Ей-богу, то, что у Ди Каприо до сих пор нет «Оскара», начинает смахивать на оскорбление.
Зато «Оскара» удостоился Кристоф Вальц за лучшую роль второго плана. И вполне заслуженно. Его доктор Шульц, бывший дантист, а ныне успешный охотник за головами - персонаж знаковый. Да, когда надо, он хладнокровный убийца. Но он благороден, он презирает рабство и бессмысленную жестокость. Он - тот, кто намного опередил своё время. И то, что именно он, а не Джанго, делает решающий выстрел, ведущий к развязке этой истории - не случайно. Это принципиальное решение Тарантино, из-за которого он, кстати, не сошелся во мнениях с Уиллом Смитом, которого изначально приглашал на роль Джанго.
Говоря об актерском составе, конечно, нельзя не отметить напоследок Сэмюеля Л. Джексона. Это уже шестой фильм Тарантино, в котором он участвует и, как всегда, украшает его, даже в столь небольшой роли. Его Стивен - старый раб-подхалим, прислуживающий не одному поколению Кэнди, на поверку оказывается не менее жестоким, чем хозяева, и уж точно более проницательным.
«Джанго», как и любой из фильмов Тарантино, был встречен неоднозначно. Есть и ярые фанаты его творчества, есть те, кто называет его «самым переоцененным режиссером современности». Есть те, кто каждую его новую работу встречают на «ура», и есть те, кто считает, что он уже начинает выходить в тираж. Сам Квентин в одном из интервью сказал: «Режиссеры чем-то похожи на боксеров. У них тоже есть свой лимит. Я надеюсь, что мой еще не истек».
Что ж, учитывая, что восторженных отзывов о «Джанго» несравнимо больше, чем отрицательных, пороха в пороховницах у знаменитого мастера снимать кроваво-красиво - еще хоть отбавляй. Так что будем ждать новых шедевров. А пока ждем, можно еще раз пересмотреть «Джанго». Он того стоит.
--------
Плюсы:
- Великолепный актерский состав
- Масштабные съемки, передающие атмосферу старых вестернов
- Фирменные диалоги и черный юмор от Тарантино
Минусы:
- 2 часа 45 минут - довольно утомительно.
- Кровища в кадре порой хлещет из тех частей организма, в которых ее не так уж и много.
- Ди Каприо опять остался без «Оскара».
Цитаты:
***
- Позволь задать тебе вопрос. Тебе нравится быть охотником за головами?
- Убиваешь белых, и тебе за это платят? Конечно, нравится!
* **
- Что-то твой босс позеленел. Кровавый спорт, как я погляжу, не для него?
- Нет. Он не привык видеть, как собаки разрывают на части человека.
- А ты привык, значит?
- Я больше привык к американцам, чем он.
***
- Привет, маленькая бунтарка!
- Привет, большой бунтарь!