Оригинал взят у
barucaba в
Антонин Дворжак. Серенада для струнных В начале нового 1875 года тридцатичетырехлетний чешский композитор Антонин Дворжак получил известие из Вены - столицы Австро-Венгерской империи - о том, что ему присуждена государственная стипендия. Один из членов жюри, влиятельный критик Эдуард Ганслик вспоминал: «…Однажды пражский соискатель Антонин Дворжак прислал нам свидетельства интенсивного, хотя еще и неперебродившего композиторского таланта». К тому времени Дворжак был автором нескольких опер и симфоний, камерных ансамблей, фортепианных пьес, песен и хоров. Но именно 1875 год можно считать началом всеевропейской известности композитора. Последовавшее вскоре знакомство с Йоганнесом Брамсом и его кругом - знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу - надолго стало сильнейшим творческим импульсом для Дворжака. Созданную в 1875 году Пятую симфонию композитор посвятил дирижеру Гансу фон Бюлову, его искреннему поклоннику («Посвящение от Вас, наряду с Брамсом, Богом благословенного композитора нашего времени, является более высокой наградой, чем Большой крест, полученный от любого князя», - отвечал Бюлов).
По рекомендации Брамса («… то лучшее, что должен иметь музыкант, у Дворжака есть») Фриц Зимрок приступает к изданию сочинений чешского мастера. Этот год вообще был чрезвычайно «урожайным» для Дворжака: вслед за первой тетрадью «Моравских дуэтов» появляются Фортепианное трио, соч. 21, Фортепианный квартет, соч. 23, упоминавшаяся Пятая симфония, соч. 24…
Свою Серенаду Дворжак создал в 1875 году - в счастливую пору первых творческих побед и семейной гармонии, что ощущается в атмосфере его музыки.
Серенада для струнных, соч. 22 - звено в цепи названных произведений. Созданная, словно на одном дыхании - первые эскизы помечены 3 мая 1875 года, а 14 мая уже была закончена партитура, - Серенада привлекает живостью и непосредственностью авторского высказывания и вместе с тем отточенным мастерством. Жанр, унаследованный от Гайдна и Моцарта, сохраняет классическую ясность, обретая под пером Дворжака романтическую взволнованность: введенный композитором вальс (вторая часть) спустя пять лет зазвучит и в Струнной серенаде Чайковского. Интимность, доверительность, свойственные камерной музыке, сочетаются в Серенаде с развернутой симфонической формой - в сущности, перед нами симфониетта для струнных. Финал Серенады напомнит темы и первой ее части, и проникновенного Larghetto, сообщая всему произведению цельность и завершенность формы. Премьера Серенады прошла в Праге 10 декабря 1876 года.
Иосиф Райскин
Вальс из Серенады для струнных
Click to view
Серенада для струнных ми мажор
Click to view
1. Moderato
2. Tempo di valse
3. Scherzo vivace
4. Larghetto
5. Finale: Allegro vivace