Как доходчиво, лаконично и метко донести свою мысль? Русский народ испокон веков прибегал к простому приему, употребляя в речи пословицы и поговорки. Интересно, что подобным методом пользовались и Оптинские старцы в своих «Душеполезных поучениях».
Душу спасти - не лапоть сплести
Старцев навещали люди разных сословий, достатка и ума. По словам современника, речи Оптинского старца Льва одного утешали в скорби, другого пробуждали от оцепенения. Своей живой речью, отобранными и уместно использованными народными образами преподобный мог одушевить безнадежного, излечить отчаявшегося, а искренне ищущего путь духовной жизни - наставить на этот путь.
Бедность - не порок
Пожалуй, в мирском понимании (особенно сегодня) бедность - это скорее плохо, а достаток и богатство - хорошо. Однако в сознании христианском - наоборот. «Бедность - не порок, - писал Оптинский старец Амвросий, - а главное средство к смирению и спасению». И продолжал: «Довольство и изобилие портит людей». От жиру, по пословице, и животные бесятся.
Иному горе от ума, а иному горе без ума
В жизни христианской умным человеком называется, прежде всего, человек духовный, тот, кто имеет «мудрость змиину». По мнению старца Антония, каждому человеку дается свое горе: кому - от ума, а иному - без ума. Но больше всего горя, как считал преподобный, идет от «многомыслия и самомнения», и поэтому вместо многочасовых размышлений и разговоров с собой, лучше воздать искреннюю молитву Господу: «Не остави мене и не отступи от мене».
Бог не попустит, свинья не съест
Трудно не согласится, что характерной чертой русского человека является упование на судьбу, когда речь идет о православной вере - на сверхчеловеческую силу Бога. «Душеполезные поучения» Оптинских старцев пронизаны пословицами и поговорками, отражающими это мироощущение. «Не живи, как хочешь, а живи, как Бог приведет, - писал преподобный старец Амвросий. Или «Я хоть и лежу, да на Бога гляжу», - это уже слова преподобного старца Антония. А еще в «Поучениях» встречаются и иные не менее мудрые изречения: «Чему быть, того не миновать» и «Судьбы Господни неисповедимы».
Своя воля царя боле
Вряд ли можно говорить, что православие подавляло право человека на свободный выбор. Подтверждает это и подвижническая деятельность преподобных Оптинских старцев. Так, давая советы страждущим, они никогда не требовали непременного их исполнения. Отношение старцев к свободе выбора и к активной жизненной позиции человека демонстрируют и используемые в «Поучениях» пословицы и поговорки, например, преподобный Амвросий любил повторять: «Боже-то поможи, - да и сам мужик не лежи», призывая тем самым отказаться духовных чад от пассивности.
Вольному воля, а спасенному рай
Свобода выбора - красной нитью проходит через все «Душевные поучения». Особенно остро встает вопрос в беседах с сомневающимися в правильности своего решения перед принятием монашеского пострига. «Если не желаешь принять пострижения, то зачем поступала в монастырь?» - пишет преподобный Амвросий. «Впрочем, - добавляет, вольному воля, а спасенному рай».
Без Бога ни до порога
Как писал преподобный Антоний: «Молиться не забывай. Помни русскую пословицу: без Бога ни до порога. Постоянно держи Иисусову молитву». Так, в максимально доступной для простого человека форме - при помощи пословиц и поговорок - Оптинские старцы преподают православную науку смирения с ее осознанным упованием на Божий промысел.
Источник