Jun 27, 2009 15:18
Целью исследования было выявление распределения канонизированных святых по ликам и векам. Исследование проводилось на основе Месяцеслова Русской Православной Церкви, с учетом основных Сербских и Грузинских святых, без учета новомучеников. Таким образом, в виду неточности исходной информации, результат данного исследования имеет больше научно-популярную, чем строго научную ценность.
Святые были условно разделены на следующие категории:
А. Апостолы, равноапостольные.
Б. Благоверные великие князья и цари.
В. Мученики, священномученики, преподобномученики, исповедники.
Г. Праведные, блаженные.
Д. Преподобные.
Е. Святители.
Общие цифры.
Всего в Месяцеслове упоминаются 56236 святых.
День Почти-Всех Святых, о котором мало кто знает.
Больше всего в Церкви Торжествующей представлены следующие лики святых:
[В] Мученики - 98%;
[Д] Преподобные - 1,3%.
Особо примечательны 20 тысяч мучеников, пострадавших в Никомидии в 302 году (память 10 января н.ст.). Это количество составляет 36% всех святых Месяцеслова.
Феномен мученичества требует отдельного разговора, поэтому в рамках данной работы я воздержусь от комментариев и предоставлю читателю делать выводы самостоятельно.
Каждый четвертый Святой нашей Церкви - современник Евангелия.
Больше всего святых явилось в таких веках:
I век - 25% (младенцы Вифлеемские);
III век - 5%;
IV век - 56% (гонения);
VI век - 9%;
IX век - 1%.
Чем православнее власть, тем меньше мучеников.
Наблюдается слабая обратная связь между количеством страдальцев за веру и благочестивых правителей.
Монахов меньше, чем мирян, но преподобных больше, чем праведных.
Количество людей, сумевших обожиться в ангельском образе, постоянно выше количества совершенных мирян (соотношение примерно 9:1). XVIII столетие - единственное, когда количество святых монахов уступило количеству святых епископов.
Золотые века монашества.
В хронологическом изложении число преподобных святых дает три пика, причем третий преимущественно русский.
В III веке монашество вырывается из общего уровня и обильно цветет в течение IV-VI веков. V век дал Церкви 95 преподобных отцев. Уровень VI века все еще высок, хотя и падает сравнительно даже с IV веком. Двести лет спустя после этого расцвета количество известных святых в монашестве уменьшается почти в пять раз. Возможно, к этому времени относятся дошедшие до нас сетования старцев: вот были люди в наше время, не то что нынешнее племя...
После кратковременного упадка VIII век дает внезапный рывок. Количество преподобных Православной Церкви в это время впервые превышает сотню за столетие (такой рекорд больше не повторится). За этой вспышкой следует быстрое и окончательное падение греческого монашества. IX век еще сопоставим с VI, а в эпоху апостольской миссии монашество в империи переживает небывалый упадок.
Новый пик открывается в XI-XII веках, это монашество уже русское (поначалу южное, связанное с Киево-Печерской Лаврой). Век монгольского нашествия отображен незначительным спадом, а затем XIV-XVI века дают высшую точку в северном монашестве. Кажется, известно, чья здесь видна школа и в каких условиях она развивается... Количество канонизированных преподобных на Руси XV века не уступает византийским показателям VI и IX веков!
Весь этот русский период (XI-XVI века) в целом характеризуется стабильной динамикой; растут мирские показатели праведных, благоверных, юродивых. Нет головокружительных скачков-падений византийского периода, нет и византийских вершин. Вершина русская - самая низкая, зато ее подъем крепок весьма. Даже на спуск потребовалось более двух столетий.
Когда наступил безблагодатный период?
Русское монашество - да не оно одно - сломалось не в XX, а еще в XVIII веке. Здесь неожиданно на целое столетие обваливаются все графики. Даже мучеников в это время всего двое.
XIX век несколько спасает ситуацию, а XX продолжает, хотя больше стабильностью, чем прогрессом (правда, вспыхивает новый пик мучеников). Поднимается монашество, во многом благодаря Оптинским старцам. Его уровень еще небывало низок, однако значительно выше, чем в "обрубленном" 18 веке.
Следует добавить, что три пика монашеского сияния, в разы превышая по амплитуде другие кривые, совпадают с ними в направлениях. И количество святителей, и в меньшей степени количество благочестивых мирян также поднимаются в IV-V, IX и XIV-XVI веках, также дружно падают в VII, X, XVIII веках (первые три столетия миряне и епископы прославлялись как мученики). Любопытно, что число святых-мирян, как кажется, больше, чем святителей, связано с числом преподобных. Умножение праведных в миру обычно на пару столетий задерживается сравнительно с числом преподобных, и нередко имеет вершину, когда уровень монашеской святости уже идет на убыль. Вершина эта, впрочем, невысока, и держится много короче, чем монашеские.
церковне