В. Катасонов: Может ли Путин национализировать офшоры?

Jul 31, 2013 08:40


В. Катасонов: Может ли Путин национализировать офшоры?

90% российских предприятий принадлежат скрывающимся в офшорах лицам. Но к ним "уже постучались"


В России сотни «аэропортов домодедово» - гигантских компаний, которыми неизвестно кто владеет. Правительство России по сути ничем не управляет. Офшорные компании не платят налогов. За пределы страны выведены активы на более чем $30 000 000 000 000 (тридцать триллионов долларов), не считая ежегодных доходов. Что нужно для того, чтобы вернуть эти богатства? Есть ли в окружении Путина люди, которые способны реализовать этот проект?

На вопросы отвечает д.э.н. профессор В.Ю. Катасонов, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

image Click to view



В: Может ли Путин национализировать офшоры?

О: Надо сказать, что уже эпоха классических офшоров заканчивается, но если говорить о предыдущих десятилетиях существования офшоров, то для компании и банков стран золотого миллиарда это, прежде всего, способ уйти от налогов. И на какие-то схемы, которые, скажем, позволяют минимизировать издержки. Что касается стран периферии мирового капитализма, куда входит и Россия, то из этих стран выводятся активы. Иначе говоря, создаются офшорные компании, на балансы которых переводятся активы компаний, которые изначально создавались и функционировали в этих странах конкретно по России.

По данным депутата Федорова 85-90% активов крупного и среднего бизнеса России, выведены в офшоры. Есть и другие данные, но в целом, если пересчитать это на доллары, стоимостные показатели получается, что в офшорах находится порядка $20-25 триллионов активов российской экономики. У нас постоянно обсуждают вопрос: как нам вернуть те активы, которые сформировались за рубежом в результате бегства капитала. В результате бегства капитала за рубежом сформировались активы порядка $2-3 триллионов. Плюс полтриллиона долларов это наши валютные резервы Центрального Банка. То есть, масштабы тех активов, которые связаны с офшорными компаниями на порядок больше.

Очень серьезная проблема, мы даже не знаем, как происходит эволюция собственности офшорных компаний. Как бы мы исходим из того, что эти активы офшорной компании можно вернуть в Россию. На самом деле, это не факт потому что сегодня создается такая атмосфера в мире, что наши банкиры, наши предприниматели, наши чиновники по определению являются держателями грязных активов и грязных денег. То есть, на наших чиновников, наших банкиров и предпринимателей составляются досье, они включаются в черные списки. Последний шпионский скандал со Сноудонем показывает, что Россия тоже была и остается объектом разведывательной деятельности со стороны западных спецслужб. Дальше создается досье на такого держателя офшорной компании и ему предлагается отсюда договорится по-хорошему. Это прямо как по Ильфу и Петрову вернее, когда Остап Бендер собирал досье на Александра Ивановича Корейко, очень культурно, вежливо без всякой драки получил один миллион рублей золотом.

Примерно так же может происходить и с нашими офшорными компаниями. Я, конечно, из этого не делаю трагедию, потому физические активы остаются в российской экономике, поэтому для того, чтобы нам пресечь этот офшорный беспредел, необходим просто президентский указ о том, что в течение месяца должна быть произведена перерегистриация всех офшорных компаний. Они должны стать юридическими лицами Российской Федерации. Я понимаю, конечно, что неизбежно начнутся купли, начнутся какие-то протесты, я не исключаю, что могут даже возникнуть угрозы военной интервенции. А уж по судам западным точно начнут таскать - мы к этому должны быть готовы, потому что легких решений нет, но мы должны из этих тупиков выходить. Что касается, скажем, золотовалютных резервов - полтриллиона. На сегодняшний день, я честно говорю, мне не известен способ возвращения этих денег назад. Практически это отрезало нам путь, но отрезанный не навсегда.

А вот когда у России будет достаточное количество бомбардировщиков, авианосцев, то мы тогда вспомним относительно того, что нам запад должен - это фактически наши долговые требования. Так же, как французы терпеливо 70 лет держали свои ценные бумаги, которые были эмитированы царским Правительством и в нужный момент они предъявили свои долговые бумаги. Так и по некоторым другим зарубежным активам, скажем, банковские счета наших олигархов рассчитывать на то, что эти деньги вернутся в России крайне сложно. Может быть, какие-то копейки можно вернуть, но в целом 2-3 триллиона вернуть я не вижу способов. Но активы 20-25 триллионов мы обязаны в ближайшее время вернуть. Тем более, что Президент Путин заявил не так давно, что Россия должна произвести деофшоризацию. Пока, к сожалению, никаких практических шагов я не вижу в этом направлении. Хотя я готов лицам, принимающим решения дать свои рекомендации, советы и свои наработки, какой алгоритм действий необходимо предпринять. И более того, даже описать те угрозы, которые возникнут после первых шагов. Угрозы неизбежны и мы должны быть готовы отвечать на эти вызовы, на эти угрозы.

В: Что платит в Российскую казну офшорная копания?

Она ничего не платит. Она платит в лучшем случае копейки той офшорной территории, тому офшорному государству, в котором она зарегистрирована. Она платит регистрационный сбор или пошлину. России они ничего не платит. Это серьезные потери для российского бюджета, к сожалению, никто у нас не посчитал эти потери. Американцы, например, считали и пересчитывали не раз, какие они несут убытки от офшоризации экономики. Бюджет не досчитывает порядка 100 млрд. долларов. Понятно с моей точки зрения, что компанию по борьбе с офшорами американцы начали не из-за этих 100 млрд. долларов, они просто-напросто хотят сейчас провести такую мощную конфискацию активов вообще. Кипр, пожалуйста, это же тоже офшорная зона, там уже началась конфискация. Поэтому это, будем так говорить, первая ласточка на Кипре, как на кошке потренировались. Дальше будут тренироваться на других странах, на других офшорных территориях. Вы знаете, что в апреле месяце произошла крупная утечка информации по другим офшорам. Это Британские и Виргинские острова, а там очень много наших компаний зарегистрировано. В общем, сейчас начинается наезда наката на офшоры. Как наши олигархи, банкиры, наши чиновники будут себя вести - не знаю. У них четкого представления нет, но есть какие-то такие импульсивные телодвижения: из Кипра они рванулись в Прибалтику. Я разговаривал с прибалтами они прекрасно понимают, что через год и до них доберутся. Они рванули в Гонконг и Сингапур, но там тоже в ближайшее время тоже начнется закрутка гаек.

Поэтому все сужается. Людей в окружении Путина, которые бы готовили какие-то серьезные предложения по нашему реагированию на эти агрессивные выпады запада у нас я таких людей и предложений не знаю. Но, тем не менее, если там нет в окружении, мы будем снизу эти предложения делать и продвигать. По мере моих ограниченных сил я это делаю, посмотрите на мои публикации, их достаточно много. Как раз и по офшорной тематике и по тематике золотовалютных резервов, но промедление смерти подобно. Мы должны быстро действовать, но сейчас все идет с ускорением по экспоненте.

В: Каков процент американских компаний, зарегистрированных в офшорах?

О: Там намного ниже, процентов 6 компаний. В основном это крупные компании, имеющие особый статус, особый режим. А у нас практически 90%, как говорит депутат Федоров, крупных и средних компаний находится в офшорных зонах. Более того, если компания из малой вырастает в среднюю, то она должна жить и играть по определенным правилам. Она уже должна регистрироваться в офшоре, должна пользоваться кредитами западных банков и так далее.

В: Являются ли заявленные владельцы компаний их настоящими собственниками?

О: Реальных владельцев достать и найти очень сложно. Но вы помните взрыв в Домодедово. Туда выезжает тогдашний Президент Медведев, вызывает на ковер администраторов, спрашивает, где хозяин?   А никто не знает, все пожимают плечами, потому что Домодедово крупнейший аэропорт не только России, но и Европы. Офшорная компания - никто не знает, потом докопались, конечно. А таких домодедовых у нас в России сотни, если не тысячи. Практически наше Правительство ничем не управляет, там своя экономика выведена за пределы российской юрисдикции. Я не очень понимаю, чем управляет министр экономики. Чем управляет министр промышленности и энергетики. Они делают вид управления, но это спектакль. Заседание Правительства некий спектакль. Да и Центральный Банк ничем не управляет, это валютный обменник, который работает по определенным инструкциям. А инструкции пишутся, как вы сами понимаете, в Федеральной резервной системе.

Previous post Next post
Up