Я против приватизации разума
Возбуждение уголовного дела по статье 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав, предусматривающая наказание до 6 лет лишения свободы) против некоего блогера, который вывесил любимые песни в социальной сети, изначально предоставившей такую возможность, весьма симптоматична. Для России это означает вступление кампании по приватизации разума в активную фазу.
Что мы имеем. Социальная сеть, которая получает доход от своей деятельности - рекламы, предоставления неких платных допуслуг своим пользователям и т.д. Чтобы привлечь клиента, ему предоставляется набор бесплатных сервисов, в т.ч. позволяющий скачивать размещенные там и музыкальные треки.
Между тем дело был возбуждено по запросу представителя фирмы грамзаписи «Никитин», который считает, что имеет место незаконное распространение материалов, исключительные права на которые принадлежат «Никитину» (в новостях я имел счастье наблюдать юриста компании характерной наружности, заявившего, что срок наказания «великоват, но справедлив».)
You can watch this video on www.livejournal.com
Как сообщили в пресс-службе Управления «К», проверка показала, что «одним из наиболее активных пользователей, осуществляющих незаконное воспроизведение и доведение до всеобщего сведения музыкальных произведений, является 26-летний москвич, разместивший на своей персональной странице 18 аудиозаписей известной российской музыкальной группы, число скачиваний которых другими пользователями составило свыше 200 тысяч».
Что любопытно. Сама соцсеть, получающая доход от своего продукта, заранее обеспечила себе судебное решение, снимающее с нее ответственность. Незадачливому блогеру, не имеющего дохода с записей, размещенных в блоге, грозит до 6 лет тюрьмы.
Отсюда возникает вопрос - почему библиотеки, где читатели могут получить любую книгу бесплатно, еще не закрыты. Ответ - не думаю, что этот пережиток прошлого сохранится долго - «за так нынче и прыщ не вскочит». Так же нужно понимать, что дать прочесть книгу, прослушать диск или файл своему другу является уголовно наказуемым преступлением.
В чем разница? Да ни в чем. Мы помним, что после празднования последнего 9 мая, иск о возмещении убытков
был подан к хору ветеранов, исполнявших песни военных лет, таким же юристом, представлявшим интересы «Российского авторского общества». За публичное исполнение авторских произведений положен денежный взнос, даже если концерт бесплатный.
Такова общая тенденция на приватизацию разума.
В 1975 году на Западе появился
принципиально важный доклад - «
Кризис демократии», заказанный «Трехсторонней комиссии». В докладе под «кризисом демократии» понималась угроза отстранения от управления капиталистической верхушки, поскольку против нее начинает работать сама демократия и welfare state (социальное государство). В докладе указывалось, что «угроза демократическому правлению в США носит не внешний характер», ее источник - «внутренняя динамика самой демократии в высокообразованном, мобильном обществе, характеризующемся высокой степенью (политического) участия». Т.е. сама демократия, высокообразованное общество и высокая степень политического участия масс в управлении. Вывод: необходимо способствовать невовлеченности (noninvolvement) масс в политику через развитие апатии.
Поэтому демократию, как способ организации власти, предполагалось умерить - в то числе через мнение экспертов: «Во многих случаях необходимость в экспертном знании, превосходстве в положении и ранге (seniority), опыте и особых способностях могут перевешивать притязания демократии как способа конституирования власти». Создание прикормленной экспертократии является способом сохранения власти капэлитой.
На основании этих положений
выстраивается и система образования - тот же «Болонский процесс», целью которого объявлена «гармонизация архитектуры системы высшего образования», - в действительности является хорошо срежиссированной атакой против публичного использования разума. Сведение высшего образования к задаче производства экспертного знания грозит, не только появлением «прикормленной экспертократии», ограниченной догматическими предпосылками (помним тезисы доклада Трехсторонней комиссии), но и связывает систему образования с процессом отхода от общего достояния знаний, к частному присвоению общего интеллекта.
Минимальные варианты гражданского противодействия. Сложнее - бойкотировать саму социальную сеть, где у многих хранятся личные записи. Легче - бойкотировать исполнителей, связавшихся с жадной компанией. Но эти действия не могут полностью восстановить равновесие. Реальный выход один - смена политэкономической формации.
Пишу пока могу. Алфавит еще не догадались приватизировать. Но это ненадолго. Сегодня у Кирилла и Мефодия наверняка найдутся «потомкилейтенанташ м и