Мистика или многоходовая политическая игра?
О предсказаниях и пророчествах в жизни и судьбе Николая Второго. И об их авторах.
Легко ли жить, зная время смерти своей и своих близких?
Император, который знал свою судьбу
«Николай кровавый», «слабый и безвольный», «ему бы полком командовать, а не Россией управлять» - до сих пор подобное можно услышать от многих хорошо образованных людей и даже некоторых историков. Архиерейский собор Русской Православной Церкви (РПЦ) 14 августа 2000 года причислил Николая II и всех членов царской семьи к страстотерпцам (к мученикам, погибшим за веру Христову), но это вовсе не значит, что он был хорошим (сильным, мудрым, уважаемым народом) Государем. Даже многие (если не большинство) прежних и современных монархистов Николая II таковым не считали и не считают.
Между тем, эта репутация «кровавого, слабого и безвольного» обусловлена, во-первых, до сих пор не опровергнутым потоком лжи, который обрушился на него еще до 1917 года и был многократно приумножен и «канонизирован» во времена СССР. Во-вторых, эта репутация сохраняется из-за незнания, как широкой публикой, так и историками, некоторых малоизвестных фактов его биографии. Казалось бы, биография Николая II изучена «вдоль и поперек», но, если выстроить некоторые малоизвестные факты в один временной ряд, то откроется удивительная картина, которая совершенно по-новому освещает многие факты его биографии, жизни и судьбы.
Рассмотрим чуть подробнее -
Малоизвестные факты из жизни царской семьи
По отдельности приводимые ниже факты известны историкам, но если их разместить в хронологической последовательности, то мы увидим, что они объяснят многое неясное прежде в жизни царской семьи. Речь идет о предсказаниях и пророчествах, сделанных Николаю II на протяжении его жизни и о роли этих предсказаний в его судьбе. Заметим сразу, что сам он никогда не искал встреч с предсказателями - пророчества «настигали» его помимо его желания.
1. 1891г. Пророчество японского отшельника.
Будучи Наследником Престола, Николай в 1891 году отправился в кругосветное путешествие, которое закончилось в Японии, где 29 апреля (ст.ст.) 1891 года на него было совершено покушение японским фанатиком. За несколько дней до этого, по воле случая, он встретился близ Киото с буддистским отшельником и предсказателем Теракуто. В воспоминаниях сопровождавшего Николая переводчика,
маркиза Ито есть запись пророчества этого отшельника. Теракуто предсказал цесаревичу, во-первых, опасность для жизни: «Опасность витает над твоей главой, но смерть отступит, и трость будет сильнее меча, и трость засияет блеском». Через несколько дней «фанатик» слегка ранил его, ударил мечом по голове, а второй удар предотвратил своей тростью сопровождавший Цесаревича
принц Георг. По возвращении в Санкт-Петербург, по распоряжению Александра III, эта трость была украшена множеством алмазов и, действительно, «воссияла».
Менее известна вторая часть пророчества Теракуто: «...Великие скорби и потрясения ждут тебя и страну твою... Все будут против тебя… Ты принесешь жертву за весь свой народ, как искупитель за его безрассудства...» Все сопровождавшие его в те дни (еще до покушения) отмечали, что он был глубоко опечален. Тем не менее, Николай был очень молод тогда, и вряд ли глубоко задумался над второй частью предсказания.
2. 1896г. Предсказания английского астролога (Кайро).
В августе 1896 года, вскоре после коронации, Николай и Александра отправились с официальными визитами в Европу. В сентябре они были в Англии, у бабушки Аликс - королевы Виктории. Здесь же произошла первая встреча Николая II с астрологом Луисом Хамоном (
William John Warner, 1866-1936). Несколькими годами ранее «граф Луис Хамон», более известный как Кайро (или Хейро, греческ. «рука»), «неожиданно» прославился благодаря потрясающему умению предсказывать будущее, открыв талант предсказывать естественную или иную смерть известных людей. Хамон умер в Калифорнии в 1936 г., точно в то время и в том месте, которые он сам себе предсказал.
О многих встречах с «сильными мира сего» Луис Хамон рассказал в своих мемуарах, написанных в 1931 году. России и встречам с царской семьей посвящены две главы (из двадцати девяти). Заметим опять же, что приводимое ниже предсказание Николай II получил помимо своего желания от принца Уэльского (будущего короля Великобритании), который за некоторое время до визита встречался с Кайро и попросил его составить прогнозы на даты рождения (время и место) некоторых своих родственников и европейских монархов (не называя астрологу их имена, а только даты рождения). На листе с данными рождения Николая было написано:
«Кто бы ни был этот человек, дата его рождения, числа и другие данные показывают, что в течение своей жизни он часто будет иметь дело с опасностью ужасов войны и кровопролития; что он сделает все от него зависящее, чтобы предотвратить это, но его Судьба настолько глубоко связана с такими вещами, что его имя будет скреплено с двумя самыми кровавыми и проклятыми войнами, которые были когда-либо известны, и что в конце II войны он потеряет все, что он любил больше всего; его семья будет вырезана и сам он будет насильственно убит».
Конечно, Николай был удивлен. Принц Уэльский посоветовал ему встретиться с Кайро лично. Около 22 сентября 1896 года, будучи проездом в Оксфорде, Николай инкогнито пришел в офис Кайро (инкогнито - в мемуарах Кайро) и попросил объяснить ему, на каких основаниях он сделал такие предсказания. Кайро объяснил. Николай оплатил ему консультацию («в обычном размере» - как пишет Кайро) и ушел.
Вот после этих предсказаний Николай II и сделал первую попытку переломить судьбу. Эту версию высказали английские газеты после публикации мемуаров Луиса Хамона в 1931 году (времени
«царствования» Нормана Монтегю). Они вспомнили о мирных инициативах Николая II по созыву
Гаагских мирных конференций по всеобщему разоружению.
Гаагские мирные конференции
В августе 1898 года Россия разослала правительствам государств всего мира ноту о недопустимости дальнейшей гонки вооружений и разрушительном воздействии этой гонки на экономическое, финансовое и моральное состояние общества, цивилизации в целом. Россия предлагала созвать международную конференцию по этой проблеме. В 1898 году никто не знал о сделанных Кайро предсказаниях, и выдвигались самые различные предположения о причинах, подтолкнувших русского царя к столь необычной, даже беспрецедентной в истории международных отношений инициативе.
На самом деле, вероятно, не только мрачные предсказания Кайро сыграли свою роль. Еще дед Николая, Александр II прилагал гуманитарные усилия. Так в 1868 г. в Санкт-Петербурге по его инициативе была собрана конференция европейских дипломатов, и на ней подписана конвенция о «правилах войны» - о запрещении применения разрывных и зажигательных пуль, а в 1874 г. Россия выступила инициатором международной конференции по кодификации «правил войны» в сухопутных сражениях. Внук продолжил международную миротворческую миссию своего деда. Дополнительным толчком ему послужил опубликованный в 1898 году
шеститомный труд российского миллионера, железнодорожного и финансового магната
Ивана Станиславовича Блиоха (Ян Готлиб Блиох), который убедительно, с привлечением множества фактов и доводов привел статистику возможных человеческих жертв и экономических потерь от будущих войн. Известно, что Блиох был принят Николаем II и изложил ему доводы в необходимости призыва к всемирному разоружению.
Невероятное для того времени предложение русского царя удивило Европу. Некоторые политики приветствовали его и утверждали, что царь войдет в историю как Николай Миротворец. Однако, много было и таких, которые отозвались весьма нелестно, в том числе кайзер Вильгельм, который телеграфировал своему кузену, Николаю II: «Вообрази монарха, распускающего свои полки, овеянные вековой историей, и предающего свой народ анархии и демократии».
Все же, именно благодаря настойчивости русского императора, большинство государств поддержали инициативу России и мирная конференция была созвана в Гааге в мае 1899 г. На ней присутствовали двадцать крупнейших европейских держав, а также США, Мексика, Япония, Китай, Персия и Сиам. Предложения российского правительства по сдерживанию гонки вооружений не были приняты, но была подписана конвенция по правилам ведения войны и учрежден постоянно действующий Международный арбитражный суд.
В 1907 г. и снова по инициативе России конференция была повторена. На этот раз в ней приняли участие более 250 официальных представителей из 44 стран (приехали даже представители стран из Латинской Америки). Принятые на двух Гаагских конгрессах мира конвенции и декларации оказались весьма жизнеспособными (т.е. получили «правильную поддержку») и позднее, после Первой и Второй мировых войн, вошли в уставы соответственно Лиги Наций и ООН.
Сам Николай II в течение своего правления несколько раз передавал спорные международные вопросы (с участием России) на рассмотрение в Международный суд в Гааге; последний раз - в 1914 г., накануне Первой мировой войны, он просил кайзера Вильгельма помочь ему передать спор между Австрией и Сербией на рассмотрение этого суда, - однако, события развивались столь стремительно, что война началась раньше, чем дипломаты успели договориться.
Более того, судя по всему, Николай II предпринимал все усилия, чтобы не допустить ни Японской, ни Первой мировой войны. Так, за несколько дней до начала Русско-японской войны, по решению Николая, Россия согласилась абсолютно на все требования Японии. Уже были отданы соответствующие распоряжения и посланы телеграммы. Однако, «японские ястребы», узнав об этом, начали войну за сутки до вручения в Токио официального согласия России выполнить все требования (кстати, пресловутый слоган «Нам нужна маленькая победоносная война» принадлежит вовсе ни Николаю II - эта запись была найдена полицией в личных бумагах министра Плеве после его убийства летом 1904 года). Но русско-японская война началась в ночь с 26-го на 27-е января 1904 года внезапным ударом по нашей эскадре со стороны Японии. Первое серьезное сухопутное столкновение этой войны состоялось 18 апреля 1904 года, а уже в июле 1904 года через посредничество Великобритании и США начались предприниматься попытки склонить Россию к переговорам о мире.
Но вернемся к главной теме. Мрачные предсказания Кайро, о которых Николай II впервые узнал в 1896 г., были точны. В том числе и в том, что «война будет неизбежна, несмотря на все усилия этого человека для ее предотвращения».
3. 1901г. Первое послание их прошлого. Монах Авель
В марте 1901 года исполнялось 100 лет со дня убийства Павла I. Все российские цари после него знали, что в Гатчинском дворце его вдова Мария Федоровна (принцесса Вютембергская София-Доротея) оставила особый ларец с запечатанным личной печатью Павла письмом монаха Авеля: «Вскрыть потомку моему в 100-летний день моей кончины». Поскольку ее тезка - вдовствующая императрица
Мария Федоровна (принцесса Датская Дагмара), тоже хозяйка Гатчинского дворца и мать Николая, в марте 1901 года находилась в Дании, то Николай и Александра ознакомились с этим письмом, видимо в апреле, когда она вернулась в Гатчино. 8 апреля, судя по всему, они в приподнятом настроении поехали в Гатчино в сопровождении министра двора Фредерикса.
Что было в этом письме - остается загадкой. В 1930 году в Берлине было опубликовано «историческое сказание Вещий инок» - ветеран Первой мировой войны
Петр Николаевич Шабельский-Борк (Попов), известный своей коллекцией раритетов времен Павла Первого, опубликовал это письмо в форме диалога Павла I с Авелем. Известно, что возвратились Николай и Александра из Гатчино очень мрачные и опечаленные. В том апреле Николай еще пять раз ездил в Гатчино, к матери. С того же времени начинаются свидетельства о том, что Николай «ничего не боится до 1917 года».
Надо сказать, что имя Авеля было довольно популярно в России во второй половине ХIХ века. Якобы его рукописи были опубликованы:
«Предсказатель монах Авель» (Русская старина, 1875 г., Т.1, № 1-4). Там же его собственные записки «Житие и страдание отца и монаха Авеля».
«Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе: Дело о крестьянине вотчины Льва Александровича Нарышкина Василье Васильеве, находящемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, а потом названного Авелем, и о сочиненной им книге на 67 листах. Начато марта 17-го 1796 г.» (Русский архив, 1878, Кн.2).
По свидетельству Бориса Романова самого текста «письма-пророчества» в этих журналах нет. Но журналист Ребров в конце ХIХ века на 1-м съезде русских спиритуалистов предлагал исследовать и прославить Авеля как «русского Нострадамуса».
В 1902 году Николай II дал распоряжение Цензурному комитету запретить упоминать даже имя Авеля в печати. Очень вероятно, что этот запрет был связан с прочитанными царем предсказаниями монаха-расстриги.
4. 1903г. Второе послание из прошлого - Серафим Саровский.
Что известно о послании Серафима Саровского - старца, канонизация которого произошла по инициативе царской семьи и Иоанна Кронштадтского летом 1903 года?
Во-первых, было два послания. Одно Серафим передал Александру I около 1824 года. Им интересовался еще отец Николая (Александр III) и его нашли в Департаменте полиции (в архиве), но прочитать его Александр III, видимо, не успел - умер. Это послание было вручено Николаю II перед поездкой в Саров в июле 1903 года - о чем упоминает Э.Радзинский в своей книге («Николай Второй. Жизнь и смерть»). Он же пишет, что, видимо, вторая часть послания (предсказания на после 1903 года) была «откорректирована» в полиции - что, мол, все будет хорошо, и ждет его слава, и Россию - сплошные успехи.
Однако, в Сарове 20 июля 1903 года вдова секретаря преподобного Серафима, Елена Мотовилова, вручила Николаю другое послание, написанное Серафимом лично для него, Николая II. Серафим вручил ей это послание незадолго до своей кончины со словами «Муж твой не доживет, а ты доживешь». В 1903 году ей было за уже 80 лет. По свидетельству очевидцев, Николай спрятал этот толстый пакет за борт мундира и сказал, что вечером прочитает. И они с Александрой после этого поехали к прославленной блаженной Паше Саровской (70 лет), с большой свитой и всеми великими князьями.
Подробно рассказывать об этой встрече не будем, об этом
много написано. Напомним, что на ней императрица Александра Федоровна чуть не упала в обморок, крича - «это неправда, я не верю вам». Вышли они из кельи на виду у всей свиты просто убитые. Некоторые говорят, что на глазах у
Николая II были слезы. Вероятно, вечером он прочитал (или начал читать) послание Серафима. Что было в этом послании?
Журнал Валаамского общества Америки «Русский паломник» сообщал (в 1990 г.):
«Княгиня Наталья Владимировна Урусова, нам лично знакомая, была в переписке с Е.Ю.Концевич, которая нам оставила письма, равно как и Воспоминания покойной княгини. Вот что сообщается ею: «Я знаю о пророчестве преп. Серафима о падении и восстановлении России; я лично это знаю. Когда в начале 1918 года горел Ярославль и я бежала с детьми в Сергиев Посад, то там познакомилась с графом Олсуфьевым, еще сравнительно молодым. Он для спасения каких-то документов, должных быть уничтоженными дьявольской силой большевизма, сумел устроиться при библиотеке Троице-Сергиевой Академии. Вскоре был расстрелян. Он принес мне однажды для прочтения письмо, со словами: «Это я храню, как зеницу ока». Письмо, пожелтелое от времени, с сильно полинявшим чернилом, было написано собственноручно св. преподобным Серафимом Саровским - Мотовилову. В письме было предсказание о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было в нем сказано и о помиловании и спасении России. Года я не могу вспомнить, т. к. прошло 28 лет, и память мне может изменить, да и каюсь, что не прочла с должным вниманием, т. к. год указывался отдаленно, а спасения и избавления хотелось немедленно еще с самого начала революции; и думается, что это был 1997 г.: во всяком случае, в последних годах 20-го столетия. Простить себе не могу, что не списала копию с письма, но голова была так занята, и мозги так уставали в поисках насущных потребностей для детей, что этим только успокаиваю и оправдываю свою недальновидность... Письмо помню хорошо»».
28 лет после 1918 года - это из воспоминаний 1946 года, значит Блаженная Прасковья Ивановна Саровская умерла в 1915 году. Есть воспоминания о том, что и в дальнейшем, после 1903 года, Государь неоднократно обращался к Прасковье Ивановне, посылал к ней Великих князей. Евдокия Ивановна (келейница блаженной) говорила, что не успевал один уехать, другой приезжал. После смерти келейницы Прасковьи Ивановны, матушки Серафимы, спрашивали все через Евдокию Ивановну. Она передавала, что Прасковья Ивановна сказала: «Государь, сойди с престола Сам!»
Видимо, предсказания Серафима Саровского были очень точны (в сбывшейся к тому времени части), потому что Николай в дальнейшем несколько раз ссылался на них. Э.Радзинский пишет, что в июле 1905 года, когда Сергей Юльевич Витте отбыл в США на переговоры с Японией - обстановка была очень нервная, войну в России все считали проигранной, но Николай требовал ни в чем Японии ни уступать. Витте очень нервничал при отъезде и Николай послал ему вдогонку телеграмму: «Не волнуйтесь, Серафим предсказал, что мир с Японией будет почетный для нас». Витте был в бешенстве, получив эту телеграмму. В своих мемуарах Витте пишет и о том, что в еще мае 1905 года (Цусима) князь Путятин (один из тех, кто готовил канонизацию Св.Серафима) говорил ему, что в пророчествах Серафима есть и слова о тяжелой войне с Японией, которая закончится, однако, почетным для России миром. Конечно, прагматичные политики и историки скажут, что почетный для России мир был заключен из-за давления США и Англии на Японию, и потому что она исчерпала ресурсы для дальнейшего ведения войны, а также из-за твердой и умной позиции Вите на этих переговорах, - но направлял Витте и настаивал на твердой позиции именно Николай II. Это к слову, о его слабоволии.
В марте 1905 года он сделал самую решительную попытку переломить или превозмочь судьбу.
продолжение здесь