Системное ростовщичество. От средневековья до наших дней. Часть III (начало
здесь)
Иудейско-протестанский период: Банк Амстердама - Центробанк работорговли
Менялы и ростовщики известны с давних времен, но это была совсем не престижная профессия. В Древнем Риме, например, ростовщичеством занимались не римские граждане, а жители итальянских городов - латины. На них, не пользовавшихся правами гражданства, не распространялись и обязанности граждан. Они не подлежали наказаниям, определенным законом за ростовщичество (между тем, одной из причин убийства Юлия Цезаря считается его запрет чеканки монет менялами).
Христианство изначально отрицало ростовщичество. Между тем, в католической Европе в средние века наиболее известными менялами уже были:
Италийские (
ломбардские и венецианские) менялы - приобрели силу с XII века. Генуя и Венеция, получили преимущества от восстановившейся средиземноморской торговли по «дороге пряностей» с началом крестовых походов - итальянцы покупали товары у арабских купцов в Александрии и перепродавали их по всей Европе. Расцвет Флоренции и Сиены был в основном связан и с банковским делом. Помимо того, что золото, полученное при разграблении православного Константинополя, закладывает основу главных банков, еще и папа римский поручает ростовщикам из этих городов собирать церковную десятину, с которой (при очередном нарушении церковных догматов), им было разрешено получать свой процент. Таким образом, в руках италийских банкиров оказались огромные капиталы, а по их векселям можно было получить деньги у ростовщиков в других городах и странах.
При этом и само слово «банк» происходит от итальянского «banca» - стол, на котором средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты. «Bancherii» - так назывались уже в XII веке менялы в Генуе. Здесь же кроется и происхождение слова банкрот - когда меняла злоупотреблял чьим-либо доверием, происходило «banco rotto» (переворачивание стола).
Тамплиеры -
первые «глобальные» ростовщики средневековья, перед разгромом в 1307 году Ордена «финансовых олигархов» успевают вывести значительные средства организации в Италию и Испанию.
Еврейские менялы - «вечные ростовщики» - никогда не были обременены ограничительными христианскими догмами, кроме того, в свое время они фактически слились с кланом жрецов, а затем, после разрушения Иерусалимского храма, распространились по всему миру. При этом в иудаизме ростовщичество стало не просто частью религиозной составляющей, но и
финансовым оружием, направленным против последователей конкурирующих религии, в первую очередь христианства.
Финансовый кризис средневековья
и последовавшая за ним эпидемия чумы прошли на убыль, существенно расчистив и экономическое пространство для новых выгодополучателей. При этом в Европе не было ни единого, пускай даже самого мелкого государства, которое бы не претендовало на монету собственной чеканки для целей внутреннего обращения. Вольные города Германии, итальянские города, принципаты-области в составе Империи или западных королевств имели собственные монетарные системы[1], что значительно усложняло торговые отношения.
Власти неоднократно предпринимали попытки стандартизировать денежное обращение, выпуская постановления, определявшие обменные курсы и законную ценность монет. При этом не всем монетам придавали законный статус - незаконными объявлялись подрезанные или изношенные, а также монеты с пониженным содержанием металла, однако они продолжали обращаться наряду с полноценными деньгами - монетные дворы были заинтересованы в том, чтобы снизить качество монет, поскольку кредиты могли погашаться неполноценными деньгами по курсу, предписанному постановлением. Легковесные копии местных монет создавались и намеренно.
Поэтому не удивительно, что для торговых центров возникла необходимость в урегулировании расчетов и изолирования экономики города и ее платежной системы от издержек мультимонетной денежной системы. Так в европейских городах стали появляться обменные банки.
Муниципальные банки «ренессанса»
Прочтя вышеизложенное, не возникает особых вопросов, почему первые муниципальные банки были образованы сначала в Испании (где сефарды при королевском дворе традиционно занимали посты казначеев и арендаторов налогов[4]) - в Барселоне в 1401 г., а спустя несколько лет в Валенсии. Чуть позже (уже продолжателями «славных традиций» италийских ростовщиков), в 1407 г. основан банк Генуи[2], в 1472
муниципальный банк Сиены, а в 1587 г. - в Венеции.
Наученные
крахом флорентийских банковских домов и вооруженные
системой учета, разработанной тамплиерами, новые расчетные банки имели стопроцентные резервы в форме монет и слитков драгоценных металлов. Коммерческие обязательства урегулировались путем трансферта депозита со счета одного клиента банка на счет другого без какого-либо финансового риска.
Нужно отметить, что уже в то время расчеты по большинству крупных и внешнеторговых сделок проводились не в монетах, а в частных обязательствах. В Европе того времени существовало два типа частных обязательств: «внутренние деньги» менял и векселя. Деньги менял (частных банков) представляли собой обязательства сети менял (в основном связанных между собой родственными связями), которые принимали на хранение депозиты. Менялы работали в крупных международных торговых центрах, таких как Венеция или Амстердам. Помимо операций по размену иностранных монет, менялы предлагали и разнообразные платежные услуги, включая прототипы чеков на предъявителя и денежные переводы. Они также выступали посредниками между кредитором и заемщиком. Должник мог освободиться от обязательств, оплатив свой долг через менялу.
Международные платежи и большая часть коммерческого кредитования формально осуществлялись без посредничества менял. Расчеты по ним проводились с помощью второго типа внутренних денег - векселей. Они представляли собой обращающиеся долговые обязательства, приемлемые для обеих сторон сделки. Если вексель был выписан в отдаленном регионе, его погашали через менялу в крупном торговом центре. Меняла всегда имел выбор - платить в полновесных или легковесных монетах. Снижение качества монет в экономическом плане представляло собой форму их наживы (отсюда и заинтересованность в производстве «легковесных монет»).
За это же время произошло важное событие, резко оживившее экономическую жизнь Старого Света - с открытием нового континента Колумбом[3], в Европу хлынул поток драгоценных металлов. Так Запад, за счет ограбления Америки, получил мощный финансовый толчок. Второй, после ограбления православного Константинополя.
Но мощный внешний приток золота не пошел Испании, погрязшей в роскоши, на пользу, а лишь взвинтил цены и отвратил людей от повседневного труда. Золото, тем временем, перетекало в Европу. Вместе с ним в Европу перетекли и местные «финансисты»[4] - испанские евреи «сефарды». Они же и во многом и поспособствовали выводу капиталов из страны.
Еврейство в Нидерландах.
Неизвестно, когда евреи впервые появились на территории современных Нидерландов. Первые документальные сообщение о еврейских ростовщиках
относятся к 1146 г. Более подробные сведения начинаются с 13 в. После провозглашения независимости Нидерландов от Испании (Утрехтская уния, 1579 г, предоставила право каждой провинции (штату) самостоятельно решать многие вопросы, в том числе вероисповедания), население страны, в первую очередь Амстердама, существенно пополнилось за счет протестантов (из Франции, Фландрии и Вестфалии) и крещеных евреев (марранов)- из Португалии и Испании (от еврейского названия которой - Сфарад - и произошло слово «сефарды»[2]).
Последующий
захват Антверпена (1585) испанцами в ходе Восьмидесятилетней войны, приводит к массовой миграции в Амстердам антверпенских торговцев, ремесленников и огромного
количества евреев, которые принесли с собой технику огранки алмазов.
2 октября 1596 г. в доме марокканского посланника в Соединенных Штатах Нидерландов амстердамские евреи организовали центр по обращению в иудаизм португальских марранов, переселившихся в Голландию. Первые раввины были приглашены из Германии, которые читали проповеди по-немецки, а переводчик доводил сказанное по-португальски. Большая часть религиозной литературы для них печаталась в Амстердаме на португальском и испанском.
Евреи, за счет вывезенного из Испании золота, очень быстро восстановили свой финансовый статус, в 1602 г. была организована Ост-Индская торговая компания, а в 1608 г. в Амстердаме была отстроена первая синагога. Еврейская община настояла на широкой автономии, включавшей право суда над членами общины, а также право на цензуру печатных изданий, отказавшись при этом от большинства прав и обязанностей граждан Амстердама. Финансовая мощь и численность амстердамской общины евреев в первой половине 17 в. постоянно возрастала, но многие «новообращенные» отвергли «ценности иудаизма». За это в 1624 г. был предан «херему» - отлучению от синагоги (а в последствие и убит) философ Габриэль Дакоста (Уриель Акоста)[5], а в 1656 г. - философ Барух (Бенедикт) Спиноза[6].
Во главе работорговли
Во всех энциклопедиях скромно пишут, что Нидерланды стали торговым и финансовым центром Северной Европы, а 17 век называют «
Золотым Веком» Нидерландов». Но чем же таким интересным торговала «свободная Нидерландская Республика», образованная «европейскими изгоями» - протестантами и евреями (последователей религиозных течений, ставящих богатство в ранг религиозных добродетелей), - что позволило им так быстро обогатиться?
Торговцы из Нидерландов продавали специи из Индии и Индонезии, основали колонии в Бразилии, Северной Америке, Южн. Африке и Карибском регионе, но, в первую очередь, богатство Нидерландов увеличивалось посредством работорговли. С 1619 они начали перевозку рабов между Африкой и Америкой, для повышения доходности и централизации работорговли в 1621 г. организована Вест-Индская торговая компания с совместным еврейско-протестантским капиталом. «Вест-индская компания, которой принадлежало право на ввоз рабов из Африки, продавала их на аукционах только за наличный расчет, а наличные деньги в то время были в руках у евреев. Покупатели, которые появлялись на аукционах, также являлись евреями и из-за отсутствия конкурентов скупали рабов по низким ценам. С другой стороны, не существовало конкуренции также и при продаже рабов плантаторам и другим покупателям. Большинство плантаторов покупали в кредит, надеясь на хороший урожай сахара в следующем году. Доходы превышали 300% ставку на живой товар. Если случалось так, что дата аукциона совпадала с еврейским праздником, аукцион откладывался» [7]. Так началось формирование «новой системы международных экономических отношений на кредитно-финансовой основе».
В 1626 году «новые голландцы» основывают колонию Новый Амстердам (переименованный позже в Нью-Йорк[8]).
Вывоз рабов из Африки, их продажа в Южной Америке[9], покупка на вырученные деньги сахара и других товаров, с целью их торгового обмена на ром и прочие товары, производимые в колониях Северной Америки, затем их окончательная перевозка в Европу оказалось очень прибыльным делом. Такая схема была названа «
Торговлей по золотому треугольнику». Цена любого товара (будь то рабы, ром или сахар) на каждом звене этой торговой цепи после перевозки возрастала в несколько десятков раз, обеспечивая дельцам быстрое обогащение. При этом многочисленные документы и свидетельствуют о том, что
наиболее влиятельными работорговцами в европейском обществе были евреи, которые
сосредоточили в своих руках торговлю рабами не только на территории американских колоний, но на территории всего Нового Света[10].
Ограбление Африки - третье ограбление, совершенное Европой - баснословно обогатило голландских (еврейско-протестанских) работорговцев.
К 1650 «свободные Нидерланды» становятся главной работоргующей страной в Европе (к 1700 это звание перешло к Британии вместе самими торговцами рабами). Порт Амстердама стал европейской столицей работорговли - его использовали до 12 тысяч кораблей, большая часть которых перевозила рабов и для многих соседних европейских стран. За счет работорговли «страна изгоев» - протестантов и евреев - переживала экономический и культурный расцвет. При этом Нидерланды были республикой, ей правил не король, а аристократия торговцев, называемых регентами.
Кстати, именно этот путь «европейской модернизации» позже воспринял и молодой Петр I, прошедший «свои университеты» в наиболее «передовой европейской державе» - окончательное превращение крестьян и ремесленников в рабов произошло в результате его реформ.
После войны с Испанией (1648) в Амстердаме переселилось еще большое число бывших марранов, перевезших с собой много золота, вывезенного Испанией из Америки. Еврейские предприниматели активно занимаются биржевыми операциями, табачной торговлей. Целиком в их руки переходит обработка алмазов. Но основным источником дохода продолжает оставаться торговля по «Золотому треугольнику».
Именно в эту пору быстро стало возрастать участие евреев и в крупном бизнесе. Во второй половине 17 в. увеличились банковские вклады евреев, вскоре появились крупные банкиры-евреи, дававшие ссуды правителям Нидерландов (о чем чуть подробнее мы расскажем ниже).
_______________________
[1] так, например, в «просвещенной» Франции локальная наличность, чеканившаяся параллельно с королевской, стала исчезать лишь только с 1715 г., чтобы освободить место единой валюте.
[2]
Banco di San Giorgio учреждён объединением менял Генуи, размещался в
палаццо Сан-Джорджо. Банком управляло четыре выборных консула (схема, повторенная позже в Банке Нидерландов). После
падения Константинополя банк осуществлял непосредственное управление генуэзскими владениями. В пору своего расцвета банк выдавал ссуды Риму и
Карлу V.
[3] Колумбу в основном помогал
Мартин Алонсо Пинсон. Один из кораблей, - «Пинта» - был его собственный, и снарядил он его за свой счёт; денег на второй корабль он дал Христофору в долг, чтобы Колумб мог сделать свой формальный вклад по договору. На третье судно деньги выдали местные марраны (крещёные евреи) в зачёт своих платежей в бюджет -
[4] при испанском дворе деньгами распоряжались трое марранов: Луис де Сантагель, арендатор королевских налогов, королевский казначей Габриэль Санхец и королевский камергер Жуан Кабреро. Именно под влиянием их рассказов о бедственном положении казны и неимоверных богатствах Индии, королева Изабелла предложила отдать свои драгоценности в заклад для получения средств на снаряжение экспедиции. Сантагель, арендатор королевских налогов, быстро «нашел» эти деньги.
Любопытно, что Колумб вышел в открытое море 3-го августа 1492 года - на следующий день после того, как более 300.000 евреев, за отказ принятия христианства, были изгнаны из Испании. При этом вместе с Колумбом отправились в путь по меньшей мере пять евреев: переводчик Луис де Торрес (первым высадился на берег и поселился на Кубе, впоследствии стал «отцом» господствующего еврейского влияния в табачной торговле), фельдшер Марко, врач Берналь, Алонзо де ла Калле и Габриэль Санхец. Луис де Сантагель и Габриэль Санхец получили за свое участие в деле большие преимущества; сам же Колумб был изначально заключен в тюрьму, сделавшись жертвой козней корабельного врача Берналя.
[5] Габриэль Да Коста рожден и вырос в Португалии, занимал пост казначея одной из церквей в родном городе Порто. Перебравшись в Голландию в 1617 году он занялся финансовыми делами, примкнув к влиятельному еврейскому банковскому дому Амстердама. После принятия иудаизма, сменив имя на Уриэля Акосту. По его собственному признанию, ему хватило всего нескольких дней, чтобы постичь глубину падения «иудейских мудрецов» и фарисействующих раввинов, за что был отлучен от иудаизма в 1618 г. После чего началась его травля, вынудившая его уехать из Амстердама в Гамбург, где его брат был совладельцем сефардского банка. Но травля продолжалась и там. После попытки примирения, когда ему было предложено пройти унизительное покаяние, Акоста по официальной версии застрелился. По другой информации он был убит.
[6] Барух Спиноза пошел на развенчание мифа об «уникальности» евреев», в 1660 г. принял христианское имя Бенедикт и посвятил себя созданию пантеизма «спиносизма».
[7]Wiznitzer, A. (1960). «Jews in Colonial Brazil» .p. 72-3. (Арнольд Аарон Вицницер, родился в Австрии 20 декабря 1899, доктор философии Венского университета, доктор иудаистики Еврейского Религиозного Семинара Америки, профессор Университета Иудаизма Лос- Анжелеса, публикуется в ряде научных журналов США и Бразилии, включая Journal of Jewish Social Studies и American Jewish Historical Society. Являлся президентом Бразильско-Еврейского Института Исторических Исследований).
[8] Переселение евреев в Южную Америку (особенно в Бразилию) скоро приняло большие размеры. Евреи стали инициаторами захвата Бразилии Голландией в 1624 году, когда оккупанты были разбиты и изгнаны в 1654 году, они бежали в голландскую колонию Нью-Амстердам (Нью-Йорк). Когда их высадку пытался не допустить губернатор Питер Штувесант, его к этому понудила Голландская Вест-Индская Торговая Компания, где евреи владели крупными долями.
Когда же в новой колонии по многим причинам им было воспрещено занимать розничной, они занялись чисто оптовой и экспортной торговлей, в которой быстро стали монополистами. Они создали морское страхование и занялись продажей того, что сегодня называется second hand, особой их любовью пользовалась меховая торговля. Но основной доход им принесла именно торговля по «Золотому треугольнику».
[9] Нью-Йорк сделался центральным пунктом еврейства. Хотя во время американской революции большинство евреев бежало в Филадельфию, но при первой возможности возвратилось обратно. Город «
стал местом, где весь американский ввоз и вывоз облагается пошлиной, местом, где продуктивная работа всей Америки платит дань хозяевам денег. Городская территория целиком находится в еврейских руках и в списке домовладельцев лишь изредка можно встретить не еврейское имя.. Неудивительно, что еврейские писатели… вдохновенно провозглашают, что Соединенные Штаты являются обетованной землей, возвещенной Пророками, а Нью-Йорк новым Иерусалимом… В течении 50 лет еврейское население Соединенных Штатов с 50.000 возросло приблизительно до 3.000.000. Между тем, во всей Британской Империи 300.000… Численное отношение еврейского народонаселения в Великобритании и Соединенных Штатах показывает, что громадная сила, которой пользуются международные еврейские финансисты, не является последствием их числа… евреи всегда сохраняли свои особенности, не занимались обычными промыслами или сельским хозяйством и никогда не придавали значения производству предметов потребления, но всегда торговали только готовыми» (Г. Форд). Сегодня только в Нью-Йорке живет около 2 млн. евреев
[10] «Еврейские купцы играли важную роль в работорговле. Практически во всех американских колониях, были ли они французскими, британскими или голландскими часто господствовали еврейские купцы... Исаак Да Коста из Чарльстона в 1750-х, Дэвид Франке из Филадельфии в 1760-х и Аарон Лопес из Ньюпорта в конце 1760-х и начале 1770-х годов лидировали в еврейском работорговчевском бизнесе на американском континенте» (Raphael, Marc. (1983). Jews and Judaism in the United Slates; A Documentary History. New York: Behrman House. Inc. Vol. 14. Марк Рафаэль являлся редактором журнала Истории Американских евреев, Американо-Еврейского Исторического общества Университета Брандиса, Массачучетс).
«В Северной Америке самым крупным работорговческим центром был Ньюпорт в Род Айленде. Ньюпорт образовывал осевую точку трехгранной торговли рабами, ромом и черной патокой. Здесь, в центре работорговли, находится самая старая синагога в Америке и крупнейшая еврейская община в американских колониях. Аарон Лопез, еврей португальского происхождения и житель Ньюпорта, был одним из наиболее могущественных работорговцев Южной и Северной Америк. Ему принадлежала дюжина кораблей, на которых тысячи негров импортировались в восточное полушарие. В результате только двух путешествий его корабля «Клеопатра» погибло около 250 негров» (Platt, Virginia B. (1975). And Don't Forget the Guinea Voyage: The Slave Trade of Aaron Lopez of Newport. William and Mary Quarterly. Vol. 32, # 4).
Сведения об уровне смертности работорговли Аарона Лопеза не поражают Якоба Маркуса, известного еврейского историка: «Что еще можно сказать об этой выдающейся фигуре?» (Marcus, J. (1970). The Colonial American Jew: 1492-1776. Detroit, Michigan: Wayne State University Press). «Хотя Лопез и обогатился именно за счет колоний, он нарушал антибританское соглашение на ввоз товаров из-за рубежа в период революции, поддерживая интересы скорее Британии, чем колоний» (Marcus, J. (1974). The Jew and the American Revolution. Cincinnati, American Jewish Archives. 3/3)
продолжение здесь