Системное ростовщичество. ЧастьIII. Иудейско-протестанский период - во главе работорговли

Jun 28, 2010 17:53



Системное ростовщичество. От средневековья до наших дней. Часть III (начало здесь)

Иудейско-протестанский период: Банк Амстердама - Центробанк работорговли

Менялы и ростовщики известны с давних времен, но это была совсем не престижная профессия. В Древнем Риме, например, ростовщичеством занимались не римские граждане, а жители итальянских городов - латины. На них, не пользовавшихся правами гражданства, не распространялись и обязанности граждан. Они не подлежали наказаниям, определенным законом за ростовщичество (между тем, одной из причин убийства Юлия Цезаря считается его запрет чеканки монет менялами).


Христианство изначально отрицало ростовщичество. Между тем, в католической Европе в средние века наиболее известными менялами уже были:

Италийские (ломбардские и венецианские) менялы  - приобрели силу с XII века. Генуя и Венеция, получили преимущества от восстановившейся средиземноморской торговли по «дороге пряностей» с началом крестовых походов - итальянцы покупали товары у арабских купцов в Александрии и перепродавали их по всей  Европе. Расцвет Флоренции и Сиены был в основном связан и с банковским делом. Помимо того, что золото, полученное при разграблении православного Константинополя, закладывает основу главных банков, еще и папа римский поручает ростовщикам из этих городов собирать церковную десятину, с которой (при очередном нарушении церковных догматов), им было разрешено получать свой процент. Таким образом, в руках италийских банкиров оказались огромные капиталы, а по их векселям можно было получить деньги у ростовщиков в других городах и странах.

При этом и само слово «банк» происходит от итальянского «banca» - стол, на котором средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты. «Bancherii» - так назывались уже в XII веке менялы в Генуе. Здесь же кроется и происхождение слова банкрот - когда меняла злоупотреблял чьим-либо доверием, происходило «banco rotto» (переворачивание стола).

Тамплиеры - первые «глобальные» ростовщики средневековья, перед разгромом в 1307 году Ордена «финансовых олигархов» успевают вывести значительные средства организации в Италию и Испанию.

Еврейские менялы - «вечные ростовщики» - никогда не были обременены ограничительными христианскими догмами, кроме того, в свое время они фактически слились с кланом жрецов, а затем, после разрушения Иерусалимского храма, распространились по всему миру. При этом в иудаизме ростовщичество стало не просто частью религиозной составляющей, но и финансовым оружием, направленным против последователей конкурирующих религии, в первую очередь христианства.

Финансовый кризис средневековья

и последовавшая за ним эпидемия чумы прошли на убыль, существенно расчистив и экономическое пространство для новых выгодополучателей. При этом в Европе не было ни единого, пускай даже самого мелкого государства, которое бы не претендовало на монету собственной чеканки для целей внутреннего обращения. Вольные города Германии, итальянские города, принципаты-области в составе Империи или западных королевств имели собственные монетарные системы[1], что значительно усложняло торговые отношения.

Власти неоднократно предпринимали попытки стандартизировать денежное обращение, выпуская постановления, определявшие обменные курсы и законную ценность монет. При этом не всем монетам придавали законный статус - незаконными объявлялись подрезанные или изношенные, а также монеты с пониженным содержанием металла, однако они продолжали обращаться наряду с полноценными деньгами - монетные дворы были заинтересованы в том, чтобы снизить качество монет, поскольку кредиты могли погашаться неполноценными деньгами по курсу, предписанному постановлением. Легковесные копии местных монет создавались и намеренно.

Поэтому не удивительно, что для торговых центров возникла необходимость в урегулировании расчетов и изолирования экономики города и ее платежной системы от издержек мультимонетной денежной системы. Так в европейских городах стали появляться обменные банки.

Муниципальные банки «ренессанса»

Прочтя вышеизложенное, не возникает особых вопросов, почему первые муниципальные банки были образованы сначала в Испании (где сефарды при королевском дворе традиционно занимали посты казначеев и арендаторов налогов[4])  - в Барселоне в 1401 г., а спустя несколько лет в Валенсии. Чуть позже (уже продолжателями «славных традиций» италийских ростовщиков), в 1407 г. основан банк Генуи[2], в 1472 муниципальный банк Сиены, а в 1587 г. - в Венеции.

Наученные крахом флорентийских банковских домов и вооруженные системой учета, разработанной тамплиерами, новые расчетные банки имели стопроцентные резервы в форме монет и слитков драгоценных металлов. Коммерческие обязательства урегулировались путем трансферта депозита со счета одного клиента банка на счет другого без какого-либо финансового риска.

Нужно отметить, что уже в то время расчеты по большинству крупных и внешнеторговых сделок проводились не в монетах, а в частных обязательствах. В Европе того времени существовало два типа частных обязательств: «внутренние деньги» менял и векселя. Деньги менял (частных банков) представляли собой обязательства сети менял (в основном связанных между собой родственными связями), которые принимали на хранение депозиты. Менялы работали в крупных международных торговых центрах, таких как Венеция или Амстердам. Помимо операций по размену иностранных монет, менялы предлагали и разнообразные платежные услуги, включая прототипы чеков на предъявителя и денежные переводы. Они также выступали посредниками между кредитором и заемщиком. Должник мог освободиться от обязательств, оплатив свой долг через менялу.

Международные платежи и большая часть коммерческого кредитования формально осуществлялись без посредничества менял. Расчеты по ним проводились с помощью второго типа внутренних денег - векселей. Они представляли собой обращающиеся долговые обязательства, приемлемые для обеих сторон сделки. Если вексель был выписан в отдаленном регионе, его погашали через менялу в крупном торговом центре. Меняла всегда имел выбор - платить в полновесных или легковесных монетах. Снижение качества монет в экономическом плане представляло собой форму их наживы (отсюда и заинтересованность в производстве «легковесных монет»).

За это же время произошло важное событие, резко оживившее экономическую жизнь Старого Света - с открытием нового континента Колумбом[3], в Европу хлынул поток драгоценных металлов. Так Запад, за счет ограбления Америки, получил мощный финансовый толчок. Второй, после ограбления православного Константинополя.

Но мощный внешний приток золота не пошел Испании, погрязшей в роскоши, на пользу, а лишь взвинтил цены и отвратил людей от повседневного труда. Золото, тем временем, перетекало в Европу. Вместе с ним в Европу перетекли и местные «финансисты»[4] - испанские евреи «сефарды». Они же и во многом и поспособствовали выводу капиталов из страны.

Еврейство в Нидерландах.

Неизвестно, когда евреи впервые появились на территории современных Нидерландов. Первые документальные сообщение о еврейских ростовщиках относятся к 1146 г.  Более подробные сведения начинаются с 13 в. После провозглашения независимости Нидерландов от Испании (Утрехтская уния, 1579 г, предоставила право каждой провинции (штату) самостоятельно решать многие вопросы, в том числе вероисповедания), население страны, в первую очередь Амстердама, существенно пополнилось за счет протестантов (из Франции, Фландрии и Вестфалии) и крещеных евреев (марранов)- из Португалии и Испании (от еврейского названия которой - Сфарад - и произошло слово «сефарды»[2]).

Последующий захват Антверпена (1585) испанцами в ходе Восьмидесятилетней войны, приводит к массовой миграции в Амстердам антверпенских торговцев, ремесленников и огромного

количества евреев, которые принесли с собой технику огранки алмазов.

2 октября 1596 г. в доме марокканского посланника в Соединенных Штатах Нидерландов амстердамские евреи организовали центр по обращению в иудаизм португальских марранов, переселившихся в Голландию. Первые раввины были приглашены из Германии, которые читали проповеди по-немецки, а переводчик доводил сказанное по-португальски.  Большая часть религиозной литературы для них печаталась в Амстердаме на португальском и испанском.

Евреи, за счет вывезенного из Испании золота, очень быстро восстановили свой финансовый статус,  в 1602 г. была организована Ост-Индская торговая компания, а в 1608 г. в Амстердаме была отстроена первая синагога. Еврейская община настояла на широкой автономии, включавшей право суда над членами общины, а также право на цензуру печатных изданий, отказавшись при этом от большинства прав и обязанностей граждан Амстердама. Финансовая мощь и численность амстердамской общины евреев в первой половине 17 в. постоянно возрастала, но многие «новообращенные» отвергли «ценности иудаизма». За это в 1624 г. был предан «херему» - отлучению от синагоги  (а в последствие и убит) философ Габриэль Дакоста (Уриель Акоста)[5], а в 1656 г. - философ Барух (Бенедикт) Спиноза[6].

Во главе работорговли

Во всех энциклопедиях скромно пишут, что Нидерланды стали торговым и финансовым центром Северной Европы, а 17 век называют «Золотым Веком» Нидерландов». Но чем же таким интересным торговала «свободная Нидерландская Республика», образованная «европейскими изгоями» - протестантами и евреями (последователей религиозных течений, ставящих богатство в ранг религиозных добродетелей), - что позволило им так быстро обогатиться?

Торговцы из Нидерландов продавали специи из Индии и Индонезии, основали колонии в Бразилии, Северной Америке, Южн. Африке и Карибском регионе, но, в первую очередь, богатство Нидерландов увеличивалось посредством работорговли. С 1619 они начали перевозку рабов между Африкой и Америкой, для повышения доходности и централизации работорговли в 1621 г. организована Вест-Индская торговая компания с совместным еврейско-протестантским капиталом. «Вест-индская компания, которой принадлежало право на ввоз рабов из Африки, продавала их на аукционах только за наличный расчет, а наличные деньги в то время были в руках у евреев. Покупатели, которые появлялись на аукционах, также являлись евреями и из-за отсутствия конкурентов скупали рабов по низким ценам. С другой стороны, не существовало конкуренции также и при продаже рабов плантаторам и другим покупателям. Большинство плантаторов покупали в кредит, надеясь на хороший урожай сахара в следующем году. Доходы превышали 300% ставку на живой товар. Если случалось так, что дата аукциона совпадала с еврейским праздником, аукцион откладывался» [7]. Так началось формирование «новой системы международных экономических отношений на кредитно-финансовой основе».

В 1626 году «новые голландцы» основывают колонию Новый Амстердам (переименованный позже в  Нью-Йорк[8]).

Вывоз рабов из Африки, их продажа в Южной Америке[9], покупка на вырученные деньги сахара и других товаров, с целью их торгового обмена на ром и прочие товары, производимые в колониях Северной Америки, затем их окончательная перевозка в Европу оказалось очень прибыльным делом. Такая схема была названа «Торговлей по золотому треугольнику». Цена любого товара (будь то рабы, ром или сахар) на каждом звене этой торговой цепи после перевозки возрастала в несколько десятков раз, обеспечивая дельцам быстрое обогащение. При этом многочисленные документы и свидетельствуют о том, что  наиболее влиятельными работорговцами в европейском обществе были евреи, которые сосредоточили в своих руках торговлю рабами не только на территории американских колоний, но на территории всего Нового Света[10].

Ограбление Африки - третье ограбление, совершенное Европой - баснословно обогатило голландских (еврейско-протестанских) работорговцев.

К 1650 «свободные Нидерланды» становятся главной работоргующей страной в Европе (к 1700 это звание перешло к Британии вместе самими торговцами рабами). Порт Амстердама стал европейской столицей работорговли - его использовали до 12 тысяч кораблей, большая часть которых перевозила рабов и для многих соседних европейских стран. За счет работорговли «страна изгоев» - протестантов и евреев - переживала экономический и культурный расцвет. При этом Нидерланды были республикой, ей правил не король, а аристократия торговцев, называемых регентами.

Кстати, именно этот путь «европейской модернизации» позже воспринял и молодой Петр I, прошедший «свои университеты» в наиболее «передовой европейской державе» - окончательное превращение крестьян и ремесленников в рабов произошло в результате его реформ.

После войны с Испанией (1648) в Амстердаме переселилось еще большое число бывших марранов, перевезших с собой много золота, вывезенного Испанией из Америки. Еврейские предприниматели активно занимаются биржевыми операциями, табачной торговлей. Целиком в их руки переходит обработка алмазов. Но основным источником дохода продолжает оставаться торговля по «Золотому треугольнику».

Именно в эту пору быстро стало возрастать участие евреев и в крупном бизнесе. Во второй половине 17 в. увеличились банковские вклады евреев, вскоре появились крупные банкиры-евреи, дававшие ссуды правителям Нидерландов (о чем чуть подробнее мы расскажем ниже).

_______________________

[1] так, например, в «просвещенной» Франции локальная наличность, чеканившаяся параллельно с королевской, стала исчезать лишь только с 1715 г., чтобы освободить место единой валюте.

[2] Banco di San Giorgio учреждён объединением менял Генуи, размещался в палаццо Сан-Джорджо. Банком управляло четыре выборных консула (схема, повторенная позже в Банке Нидерландов). После падения Константинополя банк осуществлял непосредственное управление генуэзскими владениями. В пору своего расцвета банк выдавал ссуды Риму и Карлу V.

[3] Колумбу в основном помогал  Мартин Алонсо Пинсон. Один из кораблей, - «Пинта» - был его собственный, и снарядил он его за свой счёт; денег на второй корабль он дал Христофору в долг, чтобы Колумб мог сделать свой формальный вклад по договору. На третье судно деньги выдали местные марраны (крещёные евреи) в зачёт своих платежей в бюджет -

[4]  при испанском дворе деньгами распоряжались трое марранов: Луис де Сантагель, арендатор королевских налогов, королевский казначей Габриэль Санхец и королевский камергер Жуан Кабреро. Именно под влиянием их рассказов о бедственном положении казны и неимоверных богатствах Индии, королева Изабелла предложила отдать свои драгоценности в заклад для получения средств на снаряжение экспедиции. Сантагель, арендатор королевских налогов, быстро «нашел» эти деньги.

Любопытно, что Колумб вышел в открытое море 3-го августа 1492 года - на следующий день после того, как более 300.000 евреев, за отказ принятия христианства, были изгнаны из Испании. При этом вместе с Колумбом отправились в путь по меньшей мере пять евреев: переводчик Луис де Торрес (первым высадился на берег и поселился на Кубе, впоследствии стал «отцом» господствующего еврейского влияния в табачной торговле), фельдшер Марко, врач Берналь, Алонзо де ла Калле и Габриэль Санхец. Луис де Сантагель и Габриэль Санхец получили за свое участие в деле большие преимущества; сам же Колумб был изначально заключен в тюрьму, сделавшись жертвой козней корабельного врача Берналя.

[5] Габриэль Да Коста рожден и вырос в Португалии,  занимал пост казначея одной из церквей в родном городе Порто. Перебравшись в Голландию в 1617 году он занялся финансовыми делами, примкнув к влиятельному еврейскому банковскому дому Амстердама. После принятия иудаизма, сменив имя на Уриэля Акосту. По его собственному признанию, ему  хватило всего нескольких дней, чтобы постичь глубину падения «иудейских мудрецов» и фарисействующих раввинов, за что был отлучен от иудаизма в 1618 г. После чего началась его травля, вынудившая его уехать из Амстердама в Гамбург, где его брат был совладельцем сефардского банка. Но травля продолжалась и там. После попытки примирения, когда ему было предложено пройти унизительное покаяние, Акоста по официальной версии застрелился. По другой информации он был убит.

[6] Барух Спиноза пошел на развенчание мифа об «уникальности» евреев», в 1660 г. принял христианское имя Бенедикт и посвятил себя созданию пантеизма «спиносизма».

[7]Wiznitzer, A. (1960). «Jews in Colonial Brazil» .p. 72-3. (Арнольд Аарон Вицницер, родился в Австрии 20 декабря 1899, доктор философии Венского университета, доктор иудаистики Еврейского Религиозного Семинара Америки, профессор Университета Иудаизма Лос- Анжелеса, публикуется в ряде научных журналов США и Бразилии, включая Journal of Jewish Social Studies и American Jewish Historical Society. Являлся президентом Бразильско-Еврейского Института Исторических Исследований).

[8] Переселение евреев в Южную Америку (особенно в Бразилию) скоро приняло большие размеры. Евреи стали инициаторами захвата Бразилии Голландией в 1624 году, когда оккупанты были разбиты и изгнаны в 1654 году, они бежали в голландскую колонию Нью-Амстердам (Нью-Йорк). Когда их высадку пытался не допустить губернатор Питер Штувесант, его к этому понудила Голландская Вест-Индская Торговая Компания, где евреи владели крупными долями.

Когда же в новой колонии по многим причинам им было воспрещено занимать розничной, они занялись чисто оптовой и экспортной торговлей, в которой быстро стали монополистами. Они создали морское страхование и занялись продажей того, что сегодня называется second hand, особой их любовью пользовалась  меховая торговля. Но основной доход им принесла именно торговля по «Золотому треугольнику».

[9] Нью-Йорк сделался центральным пунктом еврейства. Хотя во время американской революции большинство евреев бежало в Филадельфию, но при первой возможности возвратилось обратно. Город «стал местом, где весь американский ввоз и вывоз облагается пошлиной, местом, где продуктивная работа всей Америки платит дань хозяевам денег. Городская территория целиком находится в еврейских руках и в списке домовладельцев лишь изредка можно встретить не еврейское имя.. Неудивительно, что еврейские писатели…  вдохновенно провозглашают, что Соединенные Штаты являются обетованной землей, возвещенной Пророками, а Нью-Йорк новым Иерусалимом…  В течении 50 лет еврейское население Соединенных Штатов с 50.000 возросло приблизительно до 3.000.000. Между тем, во всей Британской Империи 300.000…  Численное отношение еврейского народонаселения в Великобритании и Соединенных Штатах показывает, что громадная сила, которой пользуются международные еврейские финансисты, не является последствием их числа… евреи всегда сохраняли свои особенности, не занимались обычными промыслами или сельским хозяйством и никогда не придавали значения производству предметов потребления, но всегда торговали только готовыми» (Г. Форд). Сегодня только в Нью-Йорке живет около 2 млн. евреев

[10] «Еврейские купцы играли важную роль в работорговле. Практически во всех американских колониях, были ли они французскими, британскими или голландскими часто господствовали еврейские купцы... Исаак Да Коста из Чарльстона в 1750-х, Дэвид Франке из Филадельфии в 1760-х и Аарон Лопес из Ньюпорта в конце 1760-х и начале 1770-х годов лидировали в еврейском работорговчевском бизнесе на американском континенте» (Raphael, Marc. (1983). Jews and Judaism in the United Slates; A Documentary History. New York: Behrman House. Inc. Vol. 14. Марк Рафаэль являлся редактором журнала Истории Американских евреев, Американо-Еврейского Исторического общества Университета Брандиса, Массачучетс).

«В Северной Америке самым крупным работорговческим центром был Ньюпорт в Род Айленде. Ньюпорт образовывал осевую точку трехгранной торговли рабами, ромом и черной патокой. Здесь, в центре работорговли, находится самая старая синагога в Америке и крупнейшая еврейская община в американских колониях. Аарон Лопез, еврей португальского происхождения и житель Ньюпорта, был одним из наиболее могущественных работорговцев Южной и Северной Америк. Ему принадлежала дюжина кораблей, на которых тысячи негров импортировались в восточное полушарие. В результате только двух путешествий его корабля «Клеопатра» погибло около 250 негров» (Platt, Virginia B. (1975). And Don't Forget the Guinea Voyage: The Slave Trade of Aaron Lopez of Newport. William and Mary Quarterly. Vol. 32, # 4).

Сведения об уровне смертности работорговли Аарона Лопеза не поражают Якоба Маркуса, известного еврейского историка: «Что еще можно сказать об этой выдающейся фигуре?» (Marcus, J. (1970). The Colonial American Jew: 1492-1776. Detroit, Michigan: Wayne State University Press). «Хотя Лопез и обогатился именно за счет колоний, он нарушал антибританское соглашение на ввоз товаров из-за рубежа в период революции, поддерживая интересы скорее Британии, чем колоний» (Marcus, J. (1974). The Jew and the American Revolution. Cincinnati, American Jewish Archives. 3/3)

продолжение здесь

Previous post Next post
Up