Вопросы глобализации. Часть III-2. Экономика, которая может быть детективом.

Jan 13, 2010 12:53



Вопросы глобализации       Часть III                 (начало здесь)

Экономика, которая может быть детективом. Пусть сильнее грянет кризис.

5. Считать любим. Нелинейная функция глобализации

Когда говорят, что «они все просчитали» или «доллар вечен», то помимо многочисленных «мозговых центров», ведущих открытые и закрытые исследования, в т.ч. составляющих прогнозы модели развития экономики, нужно вспомнить и о системе ФРС США. Эта структура обладает  тремя крупными вычислительными центрами: один основной, который обрабатывает платежи в системе расчетов Fedwire и два резервных («hot backup»  и «warm backup»). Эти три центра - Нью-Йорк+ East Rutherford Operation Center, N.J., Ричмонд и Даллас - находятся на значительном расстоянии друг от друга на случай возникновения чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, отключений электричества, повреждений телекоммуникационных линий и т.д. (вот уж куда действительно стоило направлять самолеты…)[6].


Кроме этого, информационно-вычислительный центр в Вашингтоне, дает ежесуточные сводки, и перераспределяет кредитные ресурсы между федеральными и коммерческими банками, расположенными в разных штатах, осуществляя централизованное регулирования хозяйственной деятельности, что идет в разрез с экспортным вариантом «оголтелого либерализма» (если сравнить, то и «экспортные» рецепты МВФ меняется на прямо противоположные применительно к США).

Но далеко не всегда теоретические расчеты и математические модели соответствуют действительности - достаточно вспомнить двух горе-экономистов  - Р. Мертона  и М. Шоулза, получивших в 1996 году Нобелевскую премию за «научное доказательство» того, что наблюдаемого нами кризиса никогда не произойдет.  Причины наблюдаемого кризиса разбирались выше.

Кроме того, в процессе глобализации экономики США залезли в глубинные пласты мирового уклада, перейдя в сложную нелинейную систему, которую в расчетах теперь пытаются учитывать в множестве нелинейных функций, характеризующихся высокой степенью динамической взаимозависимости и в которой  незначительное изменение параметров может привести к совершенно разным состояниям (имеющее название «эффекта бабочки» - когда взмах крыльев бабочки в одной точке земного шара может приводить к шторму в другой точке). При этом самим нелинейным системам свойственны несколько типов взаимодействий:

Первый тип взаимодействий: Результаты не могут быть предсказаны из отдельных действий. Достаточно распространенная ситуация, когда каждое из действий, осуществленное по отдельности, не приводит к каким-либо негативным последствиям, однако их совместное применение оказывает разрушительное воздействие на систему. Наглядным примером может служить несовместимость ряда лекарств или некоторые нейтральные бытовые химических веществ, которые, тем не менее, могут быть использованы для создания взрывчатых смесей. В экономике ситуация мало просчитываемая.

Второй тип взаимодействий: стратегии зависят от стратегий других.

Ярким примером здесь служит шахматная игра, когда стратегия собственной игры выстраивается на основе предположений о стратегии, которой придерживается противоположная сторона. Несмотря на то, что конкурентная система глобализации была разрушена в 1991 году, в мировой экономической системе подавляющей денежной массой остаются доллары США, а министерства финансов и центробанки большинства стран до сих пор находятся под контролем талласоцентричной финэлиты, фактор непредсказуемости стал только увеличиваться.  И это касается не только Китая (в последние месяцы умудрившегося стать фактически самодостаточной экономикой), но и факторы поднятия исламского самосознания, направления развития Латинской Америки и т.д.

Все эти факторы можно объединить в…

Третий тип взаимодействий: поведение меняет среду.

При рассмотрении поведения системы необходимо учитывать и ее среду, причем для сложных систем характерна и сложная, динамичная, структурированная среда. Взаимодействия между акторами внутри системы могут приводить к определенному ее воздействию на среду, которое, в свою очередь, меняет ее. Это самый сложный момент для экономических и политологических расчетов.

Очевидно, что в составлении моделей расчетов пытаются отталкиваться и от понятия «прерывистого равновесия» в модели «самоорганизованнной критичности» - «СОК» (Илья Пригожин, Пер Бак и т.д.), которой можно дать следующее определение «Сложные системы имеют свойство в процессе своей эволюции приходить к критическому состоянию, в котором небольшие изменения могут способствовать развитию цепной реакции, в результате которой система оказывается в состоянии хаоса. В этом состоянии системе свойственно прерывистое, скачкообразное поведение, известное как состояние «прерывистого равновесия» («punctuated equilibrium»)». Где так же фигурируют понятия «кризисной нестабильности» («crisis instability») для описания состояния предельной чувствительности мировой системы к маленьким возмущениям и событиям и «кризисной стабильности» («crisis stability») для состояния относительной устойчивости.

В такой модели основным условием является повышенная «адаптабельность», а за основу принимается мысль, что не любой хаос является отрицательным и не всякая стабильность является благом. За основу приято и то условие, что лица, принимающие решения, должны пойти против культурных паттернов. В такой системе общество зачастую намеренно подталкивают к управляемому хаосу. Это объявлено залогом успеха[7].

6. Регионализация, как реакция самозащиты.

Элита «философии моря», безусловно, неплохо структурирована и высоко адаптабельна, она сумела занять доминирующие позиции в мире, но жадность и ощущение вседозволенности финально подорвало ее позиции. Начав раскручивать экономический механизм, США попытались доминировать во всех областях, включая морально-этическую, что вызвало противоположный эффект - если к началу 90-х государства стремились к максимальной открытости, по сути превращаясь в агентства, сопровождающие и обслуживающие поток обменов через свои границы и набиваясь в союзники к «мировому гегемону», то сейчас (особенно после показательных разрушений Сербии и Ирака, а так же очевидных проблем в экономике «гегемона») страны стремятся  все более активно создавать региональные таможенные (и военные) союзы - формы автаркии, стараясь закрыть свою экономику от негативного влияния «глобального» фактора,  обеспечить гарантированные рынки сбыта собственной продукции и создать твердые региональные валюты, не имеющие проблем «перепроизводства». В первую очередь это актуально для стран с небольшим населением, поскольку современные производства становятся рентабельными при наличии платежеспособного населения на уровне не ниже 150 - 200 млн. человек. Если говорить отдельно про Китай, как один из крупнейших акторов, то этой стране удалось создать свой внутренний рынок, фактически перейдя от «мировой фабрики», зависимой от инвестиций и экспорта к самодостоточной экономике, что позволило добиться в ноябре 2009 г. феноменального роста промышленного производства в 19% по отношению к тому же периоду предыдущего года.

5. «Заманчивые перспективы»

А пока же, в действиях мировой финэлиты, которая далеко не монолитна, вместе с попытками по поддержанию на плаву их «личного глобального доллара» (в процессе создания которого убили парочку президентов, развязали столько же мировых войн и не только), наблюдается тенденция по переключению «тумблера мирового эмиссионного центра» с ФРС на МВФ. Лондонский офис Ротшильдов, имея большее поле для последующего маневра (например, перевод  HBSC в Гонконг), пытается перетянуть на себя одеяло у Рокфеллеров.

И чем больше концентрируются капиталы, чем больше максимализируется прибыль, тем громче раздаются голоса о создании «Мирового правительства», которому начинают приписывать «высший гуманизм». И здесь стараются две категории людей - с одной стороны безумные либеральные утописты (напоминающих сумасшедших, размахивающего в толпе опасной бритвой), с другой -  получающая прямую выгоду парамассонская финэлита и персонажи из сомнительных этнических объединений, оперирующих нормами двойной морали, считающих себя «избранными» и « вышедшими в финал».

Но здесь вспоминаются слова того же Тойнби, британского историка и политолога, что «во всех странах, где максимальная частная прибыль выступает как мотив… частнопредпринимательская система перестанет функционировать. Когда это случится, социализм в конечном итоге будет навязан диктаторским режимом». Распределительная экономика диктаторского режима, возглавляемая финэлитой сомнительного этнического происхождения - не самая радужная перспектива. Но деньги, когда они концентрируются в сверхсжатом виде, автоматически превратятся в чистую власть с распределительной экономикой в своей основе. А распределительная экономика - это не только товары, вещество, это информация, это ресурсы, т.о. вводиться иерархическая структура управления самого отвратительного парамассоньерского типа. И в этом отношении нынешний финансовый кризис может стать еще одной из ступенек к этой системе.

Даже если предположить, что произойдет чудо и «мировые деньги» окажутся действительно под «надлежащим контролем», о заманчивой перспективе которой нам недавно пели на G20, то возвращение к ситуации, когда ими воспользуется группа мошенников и ростовщиков неминуема. В основе этого постулата лежит…

продолжение здесь

_________________________________________________________________________________________

[6] В случае возникновения проблем в основном расчетном центре автоматически будет задействован резервный, который полностью возьмет на себя функционирование системы. Информация о всех операциях и изменениях в базах данных Fedwire передается из основного в резервные центры в режиме реального времени на протяжении всего операционного дня. Технические средства и программное обеспечение поддерживаются в резервных центреах состоянии 100-процентной идентичности с основным центром и полной готовности к работе. Благодаря этому все операции системы могут быть переведены в резервные центры в течение 30 минут. До недавнего времени данные были защищены 56-битовым кодом «Triple DES» (data encryption standard), позднее был осуществлен переход на правительственный  256-битовый «Advanced Encryption Standard» (AES).

[7] Собственно говоря, теория «прерывистого равновесия» была сформулированна Н.Элдриджем и С.Гулдом  уже в 1972г. и существенным образом базировалась на гипотезе о «скачкообразной эволюции» О.Шиндуолфа, высказанной гораздо в 1950. Эта и некоторые другие работы по проблемам эволюционной теории и морфогенезису послужили одним из стимулирующих толчков для пионерской работы Р.Тома (Stabilité Structurell еt Мorphogénèse)  и бурным событиям «нелинейной революции» 70-80 гг., одним из результатов которой и явилась теория СОК, сформулированная П.Баком, Ч.Тангом и К.Визенфельдом в 1988г.и имеющая конкретное применение в экономике.

Причем, есть определенная уверенность, что Рене Тома таким образом описал практические результаты, во-первых, событий «молодежной  революции» 1968 года во Франции, спровоцированных спецслужбами США в ответ на предыдущий обмен долларовых запасов Франции на золото и левые настроения правительства де Голля. Во-вторых, организованных ими в том же году событий «пражской весны», так испугавшей номенклатуру коммунистического блока.

А вот общая волна революционных протестов  прокатившаяся тогда по всему миру не была поддержана «официальными» компартиями, поскольку не вписывались в их догматические понятия. Отказавшаяся возглавить эти движения, коммунистическая номенклатура в СССР, предпочтя личные социально-экономические гарантии  идеалистической составляющей, не сумевшая сформировать эффективный отклик-реакцию (опять вспоминая Тойнби), не справилась с вызовом, что определило ее  переход в стадию окостенения и застой, который сначала вызвал дискредитацию страны, а потом и разрушение самой партии.

Previous post Next post
Up