Точка бифуркации. Часть II

Dec 07, 2009 04:01


Точка бифуркации. Часть II (начало здесь )

Точка бифуркации

«Для того, чтобы полноценно жить,

молодой самурай должен знать, за что он должен умереть»

Юкио Мисима, писатель

Гипотеза механизма развития цивилизаций говорит о том, в определенные моменты мы проходим через так называемые точки бифуркации. Суть ее в том, что каждая цивилизация имеет определенное поле возможностей развития, определяемое потенциалом ее системы ценностей, человеческим материалом, географическим положением и природными условиями, ресурсным потенциалом, запасом знаний и технологий. В ходе роста и развития цивилизация приближается к пределам своего потенциала. Вместе с тем идет поступательный процесс развития производительных сил и нарастания объема знаний. Достигая предела своего потенциала, цивилизация подходит к определенной развилке: либо осуществить прорыв в новую область возможностей и получить «второе дыхание», или пойти по пути приспособления к сокращающемуся потенциалу, постепенного свертывания и деградации, приводящим либо к коллапсу, либо к длительному застою.





Ален де Бенуа отмечает, что ХХ век стал веком трех доминирующих политических теорий - либеpaлизма, кoммунuзма и фaшизма. Они породили множество промежуточных идеологических течений, но в целом три этих направления сложились, развились, исчерпали свою историческую релевантность и завершились именно в прошлом веке. Сегодня мы подошли к тому рубежу, когда три предыдущие политические теории почти полностью исчерпали себя. Интересно, что теории, которые появились позже, раньше других исчезли. Фашизм, появившись позже всех, погиб быстрее остальных. Потом коммунизм. Либеpaлuзм - самая старая из трех этих теорий - исчезает последним. Интересно также заметить: то, что провоцирует конец политической теории, часто является тем же, что спровоцировало ее рождение. Например, фашистские идеологии появились в связи с войной и исчезли также в связи с войной, ставшей для фашизма точкой бифуркации. Либеpaлuзм может быть определен в целом как денежная система, и эта система исчезает из-за порочности сложившихся денежных отношений, основанных на «теории бесконечного роста» в нашем конечном мире.

Немецкий социолог Макс Вебер отмечает, что на Западе «производительный тип капитализма» получивший в свое время преимущественное распространение вследствие жесткого этического ограничения, основанного на специфике протестантизма, умер, когда сам в себе убил «дух аскезы», духом наживы породив общество массового потребления. «В настоящее время стремление к наживе, лишенное своего религиозно - этического содержания, принимает там, где оно достигает своей наивысшей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти…».

При этом, «идеалом» отношений в «открытом обществе» (Карл Поппер) становятся не связанные ничем люди, «которые никогда не встречаются друг с другом лично, общаясь только с помощью современных средств связи и передвигаясь в одиночку в личном транспорте», а большинство социальных групп современного общества объявляются «суррогатами, поскольку они не создают действительных условий для реальной жизни». Всем правит принцип целерационального действия и отказа от всевозможных запретов, налагаемых традиционалистским обществом. В этом мире личностные связи, традиции, симпатии, семейные и дружеские узы, необходимость помощи слабому и т.п., лишь «уводят результат от оптимизма и порождают бедность».

По другому столпу идеологии - Фридриху фон Хайеку - прилагательное «социальное» является «самым бестолковым выражением во всей нашей моральной и политической лексике», индивидуум принимает решения единолично, а солидарность, альтруизм, групповое принятие решений являются не вполне подходящими для поддержания нашего нынешнего «расширенного порядка» и нынешней численности населения. Зато все определяет свободное ценообразование, а единственно верным стремлением является получение прибыли.

Поэтому совсем не случайно проскакивают сообщения о том, что западные ученые провели исследование результатом которого объявляется, что «бескорыстность дружбы» - это миф, а «любой человек ищет друзей только из корыстных побуждений - либо с целью общения и совместного времяпровождения, либо дальновидности в будущее, и надежды, что друг поможет в трудную минуту». Это «научные» подтверждения социал-дарвинистов, дающее оправдание цивилизации эгоизма, убивающее человечность. Упрощение уровня примитивного изложения теории Фрейда, по которой «каждый мальчик хочет вступить в половые отношения с матерью и убить отца», желания девочки - «быть изнасилованной собственным родителем», а все предметы являются вагинальными или фаллическими символами. Исключения делается лишь для сигар. Индивидуально.

Ультрарационально. Никакой нравственности. Никакой Духовности...

Либерализм стал фактически тоталитарным учением, подгоняющим весь мир под свои стандарты с упорством западных колонизаторов, потеряв потенциал многообразия, выжимая максимум для основного получателя бонусов, получившего в последние двадцать лет статус «единственной сверхдержавой», и транснациональных корпораций. Но достигнув апогея, и перейдя в фазу кризиса, система пытается следовать догмам. Между тем, очевидно, что попытки оптимизации развития применительно к старому полю возможностей, приводят лишь к временному максимуму доминирования, но растрачивают потенциал многообразия, приближая упадок и гибель (см предисловие).

При этом мы будем помнить о том, что в точках бифуркации (ветвления) траекторий развития образуется зона неопределенности и неустойчивости, когда нет жесткой детерминированности траектории истории и сравнительно малые воздействия могут способствовать мобилизации потенциала прорыва и перевести цивилизацию (государство, нацию) на восходящую траекторию (или наоборот создать условия для растраты потенциала и сбросить ее на нисходящую траекторию). Примерами из нашей истории, не обсуждая направления траектории, могут служить захват власти в «зоне неопределенности» 1917 года малочисленной РСДРП, или же события августа 1991.

Цели и принципы четвертой политической теории

«Когда мы связаны с нашими братьями общей целью, которая находится вне нас,

только тогда мы живем, и опыт показывает нам, что любить - это не значит

смотреть друг на друга, но значит вместе смотреть в одном направлении»

Антуан де Сент-Экзюпери

Цивилизация, основанная на принципах материальной выгоды, индивидуализма и чисто рыночных отношений, исчерпала свой потенциал развития и необходимого многообразия. Важно многообразие человеческих возможностей, отношений, навыков, ценностей, традиций и наследия. Это - резерв, из которого черпается потенциал прорыва. Общество, которое заменяет все ценности только ценностью наживы и ее максимизирует, обречено, поскольку растрачивает на достижение текущей наживы весь потенциал развития. С этой точки зрения социальная сфера, структурирована на множество социальных ролей, социальных рангов и взаимоотношений. Сохранение многообразия предполагает существование групп и сообществ со сложными связями внутри них и между ними. Именно эта роль социальной сферы предполагает коренное различие между принципами экономической и социальной рациональности. Восходящей траекторией развития может стать четвертая политическая теория - назовем ее условно «Идеологией Духовности», к системообразующим принципам и целям которой следует отнести (повторяя и дополняя тезисы из предыдущей статьи):

1. создание гармоничного общества социальной справедливости, уважающей права человека и права общества;

2. системообразующими понятиями становятся два - «человек» и «сообщества»;

3. признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рассматривать в отрыве от развития социальной среды;

4. основной мировой концепцией должна являться система многополярного мира, признание возможности сосуществования разных цивилизаций и необходимости культурной диверсификации, отказ от европоцентризма, признание равной ценностью каждой из цивилизаций европейско - христианской, исламской, славянско - христианской, дальневосточно - азиатской и т.п.), с построением между ними диалектической системы отношений, в которой различные культуры должны находиться в диалоге друг с другом и для каждого народа должны оставаться возможность следовать собственной истории;

5. отторжение свободного от обязательств либерального индивидуума и приверженность ценностям сообщества, как устойчивого объединения людей, связанных общими традициями, историей и моралью. Декларация прав человека и гражданина, должна быть также декларацией его обязанностей. Индивидуальные «естественные» человека и социальных групп не должны нарушать или оскорблять интересы окружающих, общества, в котором они живут. Понятие «толерантность» (с его вседозволенностью) должно смениться на «терпимость»;

6. выдвижение концепции «общества совладельцев», которая рассматривает современную корпорацию не как машину исключительно для производства прибыли акционерам, а как социальный институт, защищающий гармонизированные интересы акционеров, менеджмента и персонала;

7. моральные нормы должны превалировать над экономической рациональностью, социальная значимость ценностно-рационального поведения - над целе-рациональным;

8. экономическая система должна сохранять свою рыночность и свободу, но не абсолютную беспринципную свободу получения прибыли; втягивание менее развитых экономик в общий рынок на условии полной открытости недопустимо, таким рынкам необходимо применять принципы автаркии;

9. принимая абсолютно легитимным стремление к получению прибыли, благополучию и достатку, признать, что экономический рост не является бесконечным, поскольку мы живем в конечном мире. Добиться возвращения к равновесию, к чувству предела и меры, поэтому

10. деньги должны быть лишены функции получения ростовщических процентов и бесконечного накопления, а лишь выполнять социально-экономическую функцию (поэтому необходимо обратиться к практике «нестандартных» денежных отношений (фактически ее внедрение уже находится в стадии подготовки в рамках государства, члена G-8, готовящегося к этому шагу в качестве единственно приемлемого выхода из кризисной ситуации).

Остановимся чуть подробнее на последнем утверждении

Иллюстрацией здесь могут служить слова того же Вебера: «Повсюду, где государственные учреждения нуждались в денежных средствах, появлялся заимодавец... Он финансировал войны и морской разбой, всевозможные поставки и строительство при освоении заморских владений, выступал в качестве колонизатора, плантатора, использующего труд рабов или рабочих..., получал на откуп домены, должности и в первую очередь налоги, финансировал вождей партий, чтобы они могли быть избраны, и кондотьеров, чтобы они могли вести гражданские войны. И, наконец, заимодавец выступал в качестве «спекулянта» во всевозможных денежных операциях. Представители такого рода предпринимательства - капиталистические авантюристы существовали во всем мире. Их шансы на успех (вне торговли и кредитных операций) либо носили чисто иррационально - спекулятивный характер, либо были ориентированы на насилие, прежде всего на добычу...».

Так же не сложно вспомнить, что у Маркса «зло» - в прибавочной стоимости, а восстановление справедливости предполагает изъятие этой стоимости у одного класса в пользу другого. В системе «свободных денег с демерреджем» (Геззель) «зло» - в кредитной природе денег, а восстановление справедливости предполагает ликвидацию этой кредитной природы, подпитывающей гобсеков. Главное отличие: вместо насилия над людьми - насилие над абстракцией. Это принципиальное отличие должно лежать в основе четвертой политической теории.

«Я убежден, что будущее научится больше у Гезелля, чем у Маркса».

Джон Мейнард Кейнс

При этом, несмотря на все преимущества перехода на принципиально иную финансовую систему денег с демерреджем, в ней существует два недостатка, во-первых, технические сложности учета в масштабах страны (эта проблема в настоящий момент решается в Японии), во вторых, сложности ментального характера.

Поэтому на начальном этапе перехода на эту систему логично вспомнить слова Вл. Соловьева, который широко применяет понятие нравственности к экономической сфере, подчеркивая, что некоторые потенциально опасные для общества виды экономической деятельности не могут быть полностью предоставлены частным интересам. К таким видам деятельности он относил, прежде всего, финансовые спекуляции, которые по его мнению являются общественной болезнью. «Финансовые операции с мнимыми ценностями (так называемые «спекуляции») представляют, конечно, не столько личное преступление, сколько общественную болезнь, и здесь прежде всего необходимо безусловное недопущение тех учреждений, которыми эта болезнь питается. - Что касается, наконец, ростовщичества, то единственный верный путь к его уничтожению есть, очевидно, повсеместное развитие нормального кредита, как учреждения благотворительного, а не своекорыстного». На современном языке это означает установление строго государственного контроля над кредитно - банковской системой, либо полного перехода этого сектора в ведение государства. Эти действия не решат проблему коррупции, не ускорит процесс оборачиваемости (что дает качественный прирост в экономике), но на первом этапе остановят систему спекуляций на фондовом рынке и подготовят почву для реформы денежных отношений.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

(Матф, гл. 6, ст. 19-20)

11. В идеале было бы правильным, если люди, обладающими властными функциями в обществе, не должны владеть собственностью. Вступая в определенные должности, кандидаты должны некую схиму, после чего перейти на полное государственное обеспечение, которое они будут получать до конца жизни. В случае провала они должны быть изгнаны с позором, лишаясь при этом всех привилегий.

12. Международные расчеты. Тот же Кейнс в 1944 году в связи с основанием Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития в Бреттон-Вудсе с настойчивым благоразумием рекомендовал, чтобы не только кредиты Международного Банка Реконструкции и Развития с низкими положительными процентами, но и (что было поистине революционным - Wilhelm Hankel) вклады в него были обременены отрицательными процентами - своего рода штрафными процентными сборами. Этими «сборами» богатые нации должны были (по мнению Кейнса) побуждаться постоянно распределять свою прибыль от торговых операций в пользу тех бедных и промышленно неразвитых аграрных стран, продукцию которых они импортируют и/или которым они дают дешевые кредиты на развитие. Кроме того, Кейнс настаивал на введении в рамках «Международной клиринговой палаты» собственной, независимой от доллара, проценторегулирующей учетной единицы: «Bancor». Этот план Кейнса, основанный на синтезе прудоновского «Обменного банка» и гезелловских денег с убывающей покупательной способностью, несмотря на поддержку британского правительства, был отвергнут в результате давления ФРС США.

Очевидно, что ту политическую силу, которая возьмет на вооружение эти принципы, ждет большое будущее.

Практика применения

Было бы идеальным, если о выборе курса на эти изменения объявил бы публично состоявшийся политический субъект. Среди площадок, для публичного объявления, так же стоит рассматривать учредительный форум V Социалистического интернационала в Каракасе в апреле 2010 года, созванный по инициативе Уго Чавеса - идея создания глобальной оппозиции должна быть поддержана, при том, что несмотря на многие здравые идеи в классическом социализме, коммунистические теории во многом подорвали доверие к себе из-за ряда ошибок - как догматического следования марксизму-ленинизму, так и его национальных перекосов. Все это в конце концов дискредитировало идею, особенно на примере развала социалистического блока, этот опыт выработал неприятие ко многим штампам, в том числе и к названиям партий и интернационалов, используемым в социалистический период. Поэтому в первую очередь необходимы изменения на уровне семантики - нужны новая терминология, нужны свежие течения в экономике, демографии, социологии и политологии...

И еще.

Еще стоит вспомнить, что уже к концу ХХ века начало формироваться общество, которые многие называют постиндустриальным или информационным. Можно подойти к вопросу несколько шире и назвать его обществом сетевых структур. Весь мир охватывают информационные сети. Сетевые структуры, особенно информационные, обеспечивают огромные возможности снижения трансакционных издержек во всем мировом хозяйстве. По мере развития обслуживающих их технических средств они будут распространяться все быстрее. В современном мире даже войны ведутся по сетевому принципу. Эти войны, начавшись, ведутся в перманентном режиме.

Внедрение этой политической теории лучше всего производить так же сетевым способом. Это не так сложно. Вспомните притчу о шахматах, радже и зернышке риса, согласно которой, когда математик, создатель шахмат показал своё изобретение правителю страны, тому так понравилась игра, что он позволил изобретателю право самому выбрать награду. Математик попросил у раджи за первую клетку шахматной доски заплатить ему одно зерно риса, за второе - два, за третье - четыре и т. д., удваивая количество зёрен на каждой следующей клетке. Правитель согласился, даже несколько обидевшись на столь «невысокую цену» изобретения, и приказал казначею подсчитать и выдать изобретателю нужное количество зерна. Уже к 64 клетке он должен был получить порядка 460 МЛРД тонн зерна. К чему эта история?

Является ли народ простой механической совокупностью ныне живущих, как камни на морском берегу, или это лес, живая экосистема, где каждое дерево опускает корни в почву и сплетает свои ветви с ветвями других деревьев и приходящие на смену новые поколения берут истоки своей жизненной силы из почвы, созданной поколениями, которые им предшествовали. Это должен решить для себя каждый.

Если Вы прочитали и согласились с изложенной основой пути нашего дальнейшего развития, то с Вас два разумных человека, кто будет способен осознать написанное и донести содержание до своих друзей и знакомых. В разных странах. Спасибо.

Previous post Next post
Up