О БОЖЕСТВЕННОМ СОЕДИНЕНИИ И РАЗДЕЛЕНИИ...

Dec 06, 2012 16:24



Трактаты (Григорий Палама)

«...ми стараемся, говоря, и соединять божественное, и разделять, поскольку само божественное и соединяется, и разделяется» (Дионисий Ареопагит «О божественных именах»)

...эти (Варлаам и Акиндин), говоря о существовании двух божественностей Бога - тварной и нетварной, - и называя сущность высшей божественностью, как нетварную, а всякое общее действие [т.е. энергию] - низшей, как тварное, и затем не берущихся одинаково с ними нечествовать, но помышляющих Бога нетварным и по сущности, и по ипостасям, и по благолепным энергиям и общим выступлениям...

...во всяком богословии с выразимым соплетено невыразимое...

...в Боге есть различные и соединения, и разделения, однако они все вместе являются боголепным, сиречь одинаково нетварными...


...богоглаголивый (Дионисий ), прибавив к «сверхсоединенно» также и «само себя по благости увеличивающее и многократно умножающее», показал нетварным вслед за соединением и разделение, поскольку оно само себя разделяет и многократно умножает...

...для имеющих ум из творений становится явной не сущность Бога, а сила и энергия...

...что мы уразумеваем из творений? Что создателем их является Бог. Если же Он - создатель их, то [значит Он] и благ, и мудр, и силен. И по этим признакам мы познаем Бога из Его творений а не по сущности...

А что есть «еже возможно разумети о Бозе», ты узнаешь следующим образом. Богоносные отцы, объясняя это, говорят, что у Бога одно является непознаваемым, то есть Его сущность, а другое-познаваемым, то есть все, что окрест сущности (περιτην ουσιαν), то есть благость, премудрость, сила, божественность, сиречь величество, которые Павел и называет невидимыми, а уразумеваемыми через творения...

Варлаам же и Акиндин это невидимое Божие, сущее окрест сущности Бога, благость, премудрость, сила, божественность, сиречь величество, и подобное этому, называют тварным, поскольку все это есть окрест сущности, а не [сама] сущность. Ибо, не имея ума, чтобы из творений Божиих помыслить и узреть то невидимое, они утверждают, будто Бог - это только сущность, и будто нетварна только сущность, и таким образом разделяют, несчастные, Бога на две части - на тварное и нетварное, и несмысленно учат, будто нетварная энергия неразличима от нетварной сущности...

...о силе и энергии ничего иного невозможно знать, кроме того, чего [или кого] она есть сила и энергия, и что она совершает? Ибо силой мысленного представления от действий (ενεργηματων) бывает понятно о действующей сущности, ибо энергия соответствует сущности, которого она принадлежит, так что энергия тварной сущности - тварная, а нетварной - нетварная...

...[лишь] уму совершенно неразумного и, так сказать, скотоподобного [человека] свойственно вместе с действующим не усматривать из произведений и действие, но либо полагать его вместе с произведениями, либо считать его неотличимым от действующей сущности, как если бы Богом являлась только сущность, лишенная энергии...

...от действующей природы невозможно отделить, - будь то по отношению к тварному или нетварному, - соответствующую силу и энергию хотя она и отличается от нее иным образом...

...тварная энергия, по отцам, и «характеризует собой тварную природу»...

«Преподаяниями» же он собирательно назвал здесь все выступления и энергии Божии. И прибавил, что они суть «неудержимые»...

...как они будут [пребывающими] в Боге и неудержимыми, будучи тварными?

...сказав (Дионисий Ареопагит) : «неудержимые преподаяния», он затем говорит: «осуществления, оживотворения, умудрения и иные дары являющейся причиной всего Благости, сообразно которым [исходя] из [постижимости] причаствующих и причастий воспевается непричастно причаствуемое». Что именно [воспевается]? Отец и Сын и Святой Дух...

Если же они не по причастию обладают бытием, то они и не тварны; не будучи же тварными, они и не вне Бога суть, но от Него и в Нем, как дальше показывает и сей великий [учитель]...

Так что не только по сущности и по разделению на три ипостаси Божество является нетварным, но и по различию Их выступлений и энергий, которые суть причастия сущих. Ведь если и [само] причастие обладает бытием по причастию, то и это [причастие] будет обладать им по еще иному причастию, а это - по еще иному, и так до бесконечности...

«Подобиями же мы называем единовидно предсуществующие в Боге сущностотворные (ουσιοποιους) логосы сущих, каковые богословие называет предначертаниями и божественными и благими хотениями (θεληματα), определяющими и творящими сущее, по которым Сверхсущностный и предопределил и произвел все сущее»...

Таким образом Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы (προνοιαι) и благости Бога, и они суть Сам Бог, хотя и не по сущности, ибо по ней Он неделим и непричаствуем, будучи совершенно обособлен (απολελυμενος) от всего, так что никто из сведущих точный смысл благочестия никогда не будет пытаться уразуметь или выразить Бога по ней, но все иерофанты всегда стараются помышлять и говорить о Его промысле и благости...

Устроитель (παραγωγευς και κοσμητωρ) всего сделал все многообразным, одним [Своим творениям] изволив [даровать] только бытие, а другим - вдобавок к бытию получить и жизнь; и одним [из этих последних] - быть причастными жизни [раз]умной (νοερας), а другим - наслаждаться одной лишь чувственной...

...божественный Максим говорит: «Движение Божие есть Его изволение (βουλησις), чтобы сущие возникли, и исхождения Его промысла [проникающие] во все» (Максим Исповедник. Схолия к "О божественных именах")...

Трактаты, Григорий Палама, Имя Божие, конспекты, богословие

Previous post Next post
Up