Чтобы начать вырезать, нужно немногое - удобный нож (хотя некоторые предпочитают ножницы и творят ими настоящие чудеса, например
Hina Aoyama) и подходящая бумага.
Удобный нож - это тот, который удобен именно вам. У меня есть два ножа японской фирмы Olfa, я пользуюсь обоими - в зависимости от того, что и как режу. Тот нож, что на фото справа - обычный макетный нож, первое время я работала только им, второй нож купила позже. Неплохой нож, у него простое удобное лезвие, которое хорошо подходит для несложных контуров и крупных деталей. Именно его я советую своим ученикам-подросткам. Тот, что слева - профессиональный нож для художественных работ, он больше, тяжелее, но эта тяжесть является скорее плюсом для меня - меньше устает рука. У профессионального ножа в комплекте есть еще скругленное лезвие. Скругленным хорошо вырезать округлые, волнистые контуры, но я всё же
предпочитаю лезвие с тонким кончиком. Кстати, лучше сразу запастись сменными лезвиями! Они тупятся достаточно быстро, а от остроты лезвия напрямую зависит не только качество работы, но и ваше самочувствие - если лезвие затупилось, приходится применять больше усилий к вырезанию, и рука очень быстро устает. В принципе, можно пользоваться даже обычным канцелярским ножом, однажды я даже выполнила им большую работу с множеством деталей, да еще и из очень плотной бумаги, но потом от напряжения у меня сильно болела рука:)
Что касается бумаги - тут важна плотность и структура, и я пока не нашла идеала. Я режу из обычной бумаги для черчения, она достаточно гладкая, но иногда при сильном нажиме ножа она «морщится» по краю. Еще я использую цветную бумагу для пастели фирмы Lana, её плотность 160г/м2. По ней приятно резать, нож идет легко, иногда даже слишком легко:) Совсем не подходит акварельная бумага - она
очень рыхлая по своей структуре. Картон слишком плотный, его трудно прорезать с первого раза.
На самом деле, при всей кропотливости процесса вырезания, само вырезание занимает не так
много времени, как подготовительная работа. Я никогда не берусь за нож, прежде чем не буду до конца уверена в каждой линии предварительного рисунка. Принцип
вырезания идет «от пятна» - то есть из листа вырезаются либо части бумаги,
свободные от рисунка, либо части, составляющие сам рисунок (как детали
трафарета). А чаще всего - и то, и другое вместе:)
Обычно я внимательно работаю над эскизом, чтобы потом точно знать, что я должна
вырезать, а что оставить нетронутым. Потом я переношу рисунок на обратную
сторону бумаги, из которой собираюсь резать. Важно - рисунок должен быть
зеркальным, особенно стоит обратить на это внимание, если изображение содержит
надписи, как у меня на фото:
Начинать лучше с мелких деталей, постепенно переходя к более крупным и, наконец, к
внешнему контуру изображения. По окончании работы я не стираю карандашный
рисунок - бумага от ластика начинает мохриться, и так можно повредить тонкие
детали.
Вот, собственно, и все секреты! Работать с бумагой порой приносит удивительные
результаты, а еще - что немаловажно лично для меня - учит терпению, бережному
отношению и любви к тому, что мы создаём.