Высшая политическая школа им. Ивана Ильина

Apr 20, 2024 12:15



Высшая политическая школа им. Ивана Ильина - учебно-научный центр при РГГУ[1]. Создан по решению учёного совет РГГУ 27 августа 2023 года[2]. Является структурным подразделением Российского государственного гуманитарного университета.
Создана 27 августа 2023 года решением учёного совета РГГУ.
В положении о создании ВПШ[1] указано, что целью учебного центра является - разработка и реализация нового подхода (социогуманитарной парадигмы) в отечественном преподавании гуманитарных и общественных дисциплин, направленного на формирование мировоззрения обучающихся с опорой на российскую цивилизационную идентичность и традиционные российские духовно-нравственные ценности.
.
.Цитаты из трудов Ивана Ильина
.

"Фашизм является итальянской светской вариацией белого движения". .(с) Иван Ильин.
.
«Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе. Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию - европейской культуре дается отсрочка» (с) Иван Ильин.
.
«Дух национал-социализма не сводится к «расизму». Он не сводится и к отрицанию. Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами".(с) Иван Ильин.
.
«Выступая против левого тоталитаризма, фашизм был, далее, прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ".(с) Иван Ильин.
.

«За последние десять лет рыцарственное движение, которое во всем его мировом объеме следует обозначить, как белое движение, завязывается, крепнет и развертывается в самых различных странах и под различными наименованиями.
Впервые оно началось у нас в России (в конце 1917 года), где оно по необходимости сразу получило военную организацию и вылилось в форму междоусобной войны.
Вслед за тем оно зародилось в Германии, в Венгрии и в 1919 году - в Италии; здесь оно после трехлетней организационной подготовки и нескольких героических столкновений, овладело государственным аппаратом и создало так называемый «фашистский» режим...» (с) И. А. Ильин. О русском фашизме. 1928.
из тег Чадаев
.

Что касается самого Ильина, чрезвычайно неоригинального деятеля того фашистского типа, который был почти в каждой стране Европы до Второй мировой.  ,
по моему сугубо личному мнению - сильно переоцененный мыслитель, причём как фанатами, так и хейтерами.
Как по мне, он по масштабу что-то типа Холмогорова своей эпохи .
Похоже что Ильин был просто глуп.
Занимался диванно-кабинетным словоблудием
1МВ, гражданская война и террор ничему его не научили
не был он ни философом, ни выдающимся политологом
он просто публицист и  проповедовал на уровне дважды два четыре, то есть  "как было бы хорошо сделать все хорошо" ,
обозленный и политизированный эмигрант Ильин  симпатизировал фашизму, и никогда не скрывал этого.
 он известен исключительно своими профашистскими политическими взглядами
он 30 лет напряжённо размышлял , кто больше нужен Россиюшке - Гитлер или Салазафранко,

Ильин или Шмелёв любили собственную Россию, которой давно не было в реальности - или вообще никогда не было. Так, напридумывалось.
А реальной на тот момент России они ничего хорошего не желали - пусть рухнет под немцами.
Потом немцы чудесным образом куда-то денутся,
а на пустом месте после их необъяснимого ухода вдруг из непонятно кого возникнет новая Россия, полная верховного блага и прочих бледных и натянутых абстракций, которыми полны книжки Ильина.в остальном его публицистика - набор патриотических банальностей
Но у Ильина есть «блат» - устойчивая группа почитателей в ближайшем окружении Царя , регулярно вписывающая цитаты из него в послания.
То есть он, хотя и давно умер, сейчас в некотором смысле «при должности», с официальным статусом придворного философа, хоть и полученным посмертно.
.
жж Сверк
.

Ильин - махровый русофоб.
Читая его опусы непредвзято, просто ужасаешься тому, насколько он ненавидел реальную Россию и реальный русский народ с их реальной историей и реальными свершениями в ХХ в.
Этот человек жил в маленьком мирке своих маленьких замкнутых фантазий,
в которых сконструировал в своём уме некий абстрактный образ России и русского народа,
в которые сам поверил и вообразил, что это - и есть реальность.
А реальные Россия и русский народ давно уже жили совсем другой жизнью, которая была совершенно параллельна фантазийному образу Ильина.
Ильин любил свою фантазию, а реальную Россию с её реальными свершениями (хорошими и плохими) и реальной жизнью глубоко ненавидел.
И вот это факт.
Из этого вытекает следующий пункт: фантазийное творчество Ильина реальной России никогда не было нужно, не нужно и не будет всерьёз нужно никогда
.
дэзн Темный историк
.

Сразу хочу сказать, что создание некой «политической школы» при РГГУ с именем сего философа лично для меня выглядит странно.
Проблем в том, что И. А. Ильин на политическом поприще не добился фактически ничего.
По крайней мере, при своей жизни.
Он не являлся какой-то значимой политической фигурой при жизни.
.
Более того, все «наработки» И. А. Ильина фактически долгие десятилетия являлись «достоянием» ограниченного круга лиц.
.
.
Иван Александрович  в своих текстах постоянно пытался доказать, что фашизм - лишь часть некоего общемирового «белого» движения.
На мой взгляд, подобная картина существовала лишь в голове И. А. Ильина и некоторых других эмигрантов.
..
Почему-то сами итальянские фашисты и немецкие нацисты не считали себя «частью белого движения».
..
Не могу не отметить, что львиную долю своего творчества И. А. Ильин вообще на немецком написал.
Тем более, что Ильина просто выслали и он домой не рвался
..
На самом деле, всё очень просто, если мы отбросим все философские заморочки. И. А. Ильин поддерживал приход к власти фашистов и нацистов, потому что был ярым антикоммунистом и консерватором (то есть демократические идеи тоже не пришлись по вкусу И. А. Ильину). Это раз.
..
И два - И. А. Ильин до 1934 года преподавал в Берлине, в так называемом «Русском научном институте», работавшем на немецкие деньги.
В том числе - на деньги «ведомства Геббельса» (с 1933 года).
..
Позднее И. А. Ильин «переместился» в Швейцарию, где продолжил писать.
Очевидно, немецкие власти не очень хотели терпеть его замашки а-ля «нацисты лишь часть какого-то белого движения».
.
Но и после окончания Второй мировой войны Иван Александрович не то чтобы сильно разочаровался в фашизме, просто указал на ряд ошибок (с его субъективно-философской точки зрения).
«Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма - это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным.
..Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических государствах: в час национальной опасности здоровые силы народа будут всегда концентрироваться в направлении охранительно-диктаториальном...» (с) И. А. Ильин. О фашизме. 1948.
..

В конце концов некоторым «промежуточным идеалом» стали для Ильина режимы Франко в Испании и Салазара в Португалии.
Капиталистам нужны покладистые работники, поэтому они и внушают идею гражданской солидарности на национальной почве, противопоставляя ее солидарности на почве социальной классовой), так им гораздо удобнее незаметнее присваивать прибавочную стоимость созданную чужим трудом.
.
Крайняя законченная форма общественной солидарности на национальной почве и есть устройство общества, именуемое фашизм.
Фашизм и был создан именно, как противовес коммунистической идее, путем подмены единства всех людей на социально-классовом, имущественном базисе, на обособленное единство (что по сути есть разделение людей) на отдельной национальной базе.
Именно это есть главный опознавательный признак фашизма, его главная идея и характеристика

.
Надо чтобы все классы друг друга любили, это ключевое. Олигарх и дворник, хозяин какого-нибудь Крокуса и гардеробщик, босс шахты и шахтёр.
Понимаете?
Надо чтобы хозяева средств производства оставались хозяевами, но при полной любви своих работников, а заодно и безработных. И чтобы эти работники и не думали спорить и отстаивать какие-то там свои права. Сие главное. Потому что одной крови и веры, что, правда, не гарантирует ни зарплаты, ни работы, ни свободы слова, ничего. Зато любовь и единение.солидаризм, базис фашизма. подразумевает, что каждый нищий в стране должен быть солидарен со всеми толстосумами страны, исходя из того, что страна теоретически предоставляет ему возможность самому стать толстосумом, но практически это не реализуемо..

природа фашизма универсальна.
Фашизм имеет примерно одинаковые корни и в разных странах возникает по сходным причинам.
перед тем, как сцепиться друг с другом, фашисты разных расцветок и мастей пытаются играть в "консервативный интернационал" или "лигу защитников традиционных ценностей".
Фашизм не "устраивают" по распоряжению спецслужб, сеток и структур.
Фашизм - это террористическая форма существования капитализма. В момент кризиса и империалистической войны..

И. А. Ильин просто не дожил до того момента, как эти диктатуры рухнули, без особого сопротивления.
..
Что меня крайне раздражает в писаниях Ильина, так это то, что он постоянно «смешивает эпохи», обобщает, заменяет фактологию пафосным «религиозно-философским туманом», создает какие-то свои градации и «истории» (в белое движение Ильин умудрился записать ополчение Минина и Пожарского и... Нидерландскую революцию).
..
Он скорее именно что около-фашистский «философ-фантазер», идеи которого нынче просто «временно пришлись ко двору».
...
Лично я сомневаюсь в том, что «философия Ильина» приживется в России в долгосрочной перспективе.
Слишком уж она выглядит старомодной, хотя отдельные цитаты и могут употребляться политиками, ибо «пришлись к месту»..

я абсолютно не сторонник убеждений эмигрантского мыслителя Ивана Александровича Ильина.
Лично мне они кажутся архи-консервативными и крайне специфическими. Вот, скажем, то, что извлек И. А. Ильин из революционного процесса:
.
«Вот единый урок революции, включающий в себя всё остальное: материализм не строит, а разрушает; и не освобождает, а порабощает.
Только слепцы и обманщики могут выдавать нагромождение камней и железа за «национальное строительство». Нет строительства вне духа. Нет духа без права. Нет ни духа, ни права без бога...» (с) И. А. Ильин. Уроки революции.
.
Я как раз являюсь «унылым материалистом», полагающим, что именно распределение ресурсов между людьми первично. Экономика и реальные материальные проблемы - на первом месте. А верить или не верить в какого-либо бога - это частный индивидуальный выбор.
.
Разумеется, И. А. Ильин, как «не вписавшийся в революцию», её ненавидел. Как у нас сейчас некоторые «не вписавшиеся в рынок» - ненавидят рынок.
Безусловно, полно народа так или иначе пострадало что от Революций и Гражданской войны,
Только плевать революции. У исторических процессов нет чувств,
...
Если для индивидуального И. А. Ильина революции являлись чем-то негативным, то для миллионов других людей смена власти открыла «путь наверх». Всё это индивидуально.
И тем не менее, «методом вероятности» я нашел у Ивана Александровича слова, с коими готов согласиться. Он их написал в 1947 году, ближе к финалу жизненного пути:
«Известно, что народные массы тем резче поворачивают влево, чем сильнее снижается их жизненный уровень.
Да неужели?
Ни одной пропаганде не добиться таких успехов, как последствиями войны, поражения и голода, ибо нищета производит прямо-таки левый психоз.
Так, число коммунистов во Франции увеличилось более чем в четыре раза (ныне - 1 500 000 членов партии, то есть 3,25% населения), а в Италии коммунисты теперь насчитывают 2 200 000 членов и попутчиков (5% населения).
Поэтому умиротворение и высокая конъюнктура в мире коммунистам совершенно ничего не сулят; в то время как хроническая нищета и новые войны - обещают многое...» (с) И. А. Ильин. Сколько сейчас на свете коммунистов? 1947.
.
И вот конкретн.о с этими словами я готов согласиться. Мне, в общем-то, неважно, сказал их И. А. Ильин или ещё кто.
Кстати, да, что-то похожее политики говорили задолго до Ильина. Скажем, в 1920 году об этом прямо говорил президент США Вудро Вильсон.
Мол, европейские державы устроили бездумную мясорубку без победителей, тем самым многократно усилив социальную напряженность и «породив Ленина».
.
Кстати, оцените ещё иронию момента: И. А. Ильин говорит о том, что в Италии нынче 2 миллиона коммунистов откуда-то появилось.
А теперь вспомним, как ранее философ радовался приходу к власти фашистов и нацистов, которые стали «щитом Европы от красных»:
Так вот, спустя четырнадцать лет выяснилось, что дуче Муссолини довел свою страну до унизительных военных поражений, людских потерь и... роста в ней левых настроений. Таким вот оказался итог деятельности Бенито.
.
Правда, тогда выясняется вот что: большевизм породили именно что «власти старого мира», готовые ради рынков сбыта, колоний и территориальных приобретений положить миллионы своих граждан.
.
Левое движение возникло благодаря вопиющему социальному неравенству (которое в целом и защищал философ И. А. Ильин, постоянно рассказывая о том, как же хорошо-прекрасно было в дореволюционной России).
.
Именно «сильные мира сего» создали могучее левое движение, сконструировали исторические условия для его роста.
Кого-то это движение напрочь смело с арены истории (не в первый раз), кого-то - заставило пойти на уступки.
Охранителям можно посоветовать всегда думать о том, чем могут обернуться призывы «затянуть потуже пояса». Если в стране уровень жизни высок, то «революционная романтика» привлекает немногих.
тг Красная Евразия
.
Не могу понять я одного - почему Ивана Ильина считают русским патриотом.
Реальный, русский народ, тот самый, который жил в России, делал революцию, потом восстанавливал страну, боролся, страдал, грешил, верил в справедливость на земле, Ильин не любил...
Любил же он какой-то выдуманный, сусальный, благостно-православный, «правильный», законопослушный русский народ, которого нигде, кроме его головы не существовало.
Любил с чисто немецкой сентиментальностью ( Ильин вообще-то был немцем наполовину, его мать - Каролина Луиза Швейкерт была даже воспитана в лютеранстве).
Об уровне предвидения Ильиным будущего говорит хотя бы такой факт:
в поздних статьях, описывая посткоммунистическую Россию, он утверждал, что работники НКВД в России, где рухнет власть Компартии .. будут прятаться в лесах..
.
тг Шубин Александр Владленович
.
Иван Ильин известен как идеолог русского фашизма.

Хотел ли Ильин сотрудничать с нацистами?
Да. Но в итоге самому пришлось уносить от них ноги ещё до войны.
.Самоотождествление Ильина с фашизмом и в частности нацизмом было глубоким, хотя нацисты обижали «неарийского профессора».
Оно не зависело от политической конъюнктуры, ему хотелось, чтобы белое движение стало целиком русским аналогом нацизма в Германии и фашизма в Италии, решало те же задачи, но с позиции русских интересов и более компетентно.
.
В 1933 г. Ильин писал об общности того белого движения, идеи которого он выражал, с фашизмом и нацизмом: «основное и существенное единит все три движения: \общий и единый враг, патриотизм, чувство чести, добровольно-жертвенное служение, тяга к диктаториальной дисциплине, к духовному обновлению и возрождению своей страны, искание новой социальной справедливости и непредрешенчество в вопросе о политической форме» (Ильин И.А. Собрание сочинений. Статьи, лекции, выступления, рецензии (1906-1954). М., 2001. С. 323).
.
Таким образом Ильин недвусмысленно охарактеризовал свое отношение к фашизму как единство в основном и существенном.
.
После Второй мировой войны Ильин критиковал ошибки Гитлера,
Да, были разные ошибки, но в «основном и существенном» у Ильина к фашизму претензий не было и после Второй мировой войны.
.
В 1948 г. Ильин писал: «Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо.
Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма - это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным.
Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических государствах: в час национальной опасности здоровые силы народа будут всегда концентрироваться в направлении охранительно-диктаториальном».
.
То есть по мнению Ильина фашизм - это движение здоровых сил, и он может возникать в будущем как движение здоровых сил.
.
К ошибкам фашизма Ильин относит
враждебность к религиям,
стремление к созданию «идеального» тоталитарного строя,
партийную монополию (хотя в других текстах этого времени критикует и многопартийные выборы),
крайности национализма и шовинизма,
огосударствление хозяйства
и «цезаризм»
.
Ошибки ошибками, но «фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру».
.
Ильин с печалью пишет, что своими ошибками фашизм дискредитировал себя.
.
«Поэтому для будущих социальных и политических движений подобного рода надо избирать другое наименование. А если кто-нибудь назовет свое движение прежним именем ("фашизм" или "национал-социализм"), то это будет истолковано как намерение возродить все пробелы и фатальные ошибки прошлого» (Ильин И.А. «Наши задачи», М., 2008. Т. 1. С. 109-112).
....
.
важное заключение.
Насчёт того, что зиговать, свастоны эти да и сам термин теперь (писано в 1948 г) - форменное палево.
И что русским патриотам это надо учесть и просто не палиться, делая ровно то, что делал фашизм. .
.
Таким образом, Ильин был фашистом не только в 30-е гг., а оставался фашистом до конца жизни, призывая своих сторонников следовать фашистским курсом с учетом ошибок прошлого, но не употреблять этого скомпрометированного радикальными единомышленниками термина
Там любого "деятеля русского зарубежья" можно брать - у него биография будет полна говна более, чем полностью.
Но признать "русское зарубежье" дерьмом - это значит признать катастрофичность всей антисоветской политики,
.

жж Бьюти Спирит
.
Иван Ильин-то прописался в российской политической мысли в качестве ее авангарда давно и надолго. Его архивы и останки привезли в Россию еще в 2005 году и похоронили с большой помпой в присутствии тогдашнего патриарха (останки, в смысле, похоронили, а не писанину, увы). В 2012 поставили памятник в Екатеринбурге. Дальше больше: бесконечные цитаты в речах высших гос.чиновников школьные учебники, какие-то там исторические выставки, передачи и прочее.
.
Чего великий пророк земли русской не знал?
Что ему не удастся пристроиться при Гитлере, что Германия просрет войну, что он сам увидит полный крах своих идей?
Не знал, конечно.
Что Гитлер будет воевать, в том числе с Союзом, и гнобить коммунистов и евреев?
Знал.
А за что по-вашему он поддержал? За модные усики что ли?
.
Чего он там передумал?
Прямо так и сказал что ли, что фашисты - редиски, тьху на них, я прозрел и теперь антифошизд?
Нет!
В 1948 году написан текст «О фашизме» и, знаете, там как нет осознания ужаса осознания того, что они натворили.
Пишет, что да, были ошибки, в боженьку в частности мало верили, свободы должно было быть побольше (не считая коммунистов, конечно), но в остальном-то все правильно делали.
.
Ильин НЕ передумал.
У него, в отличие от его нынешних поклонников, было довольно цельное и четкое мировоззрение, согласно которому есть некое «великое белое дело», являющееся реакцией на «красную угрозу», а все виды фашизмов являются только его вариантами.
.
вк Антон Лазарев
.

Что касается Ильина, то главное, что следует сказать про него - так это то, что данного "мыслителя" мало кто читал вообще.
(Про то, что "читает ли его кто сейчас" лучше не справшивать - это очень неудачный для "толкания в массы" автор)
Даже по сравнению с иными "русскими религиозными мыслителями". .
Вообще, вряд ли бы И. А. Ильин сейчас кому-то был интересен, если бы не многократные упоминания философа-эмигранта в СМИ, если бы не цитирование его слов нынешним имперским начальством.
"несоветская и несоциалистическая философская основа" слаба однозначно, вторична и не применима к текущему времени.
(Она и к началу ХХ века была неприменима, если честно.) Но ведет ли это к фашизму? Однозначно нет! Потому, что нет  более абсурдной идеи, нежели начинать строить фашизм
а) с философии.
б) с философии малоизвестной и непонятной большинству.

Поэтому нет, "любовь к Ильину" не означает фашизм. Философскую слабость - означает.
Бессмысленность - означает.
Очередной попил денег ... ну, это вообще про любую инициативу можно сказать.
То, что студентов хотят заставить учить очевидную муть... это тоже, если честно, результат любых реформ в образовании. (
Все это плохо, но не катастрофично.
Кстати, то, что современных студентов учат "не на Марксе", а на различной религиозной муре, возможно и положительный момент.
Потому, что оная мура - и так мутная изначально - начинает вызывать у них только отторжения. В отличие от "нас", которые в свое время глотали этих всех Бердяевых-Сорокиных-Соловьевых, а некоторые и Ильиных - как некое "откровение", в надежде найти в них чего-то ценное...
.
Нужны мудрые старцы . Покойные и авторитетные
Комизм ситуации в том, что найти поддержку у какого-то значимого "философа" из прошлого нонеешним элитам сложно.
Что слева, что справа - куда не кинь, везде... неоднозначные, скажем так, персонажи, с неоднозначными же, мягко говоря, взглядами и делами.

Консервативная дореволюционная мысль дискредитирована и вредна,
либеральная вредна,
наследие русского освободительного движения еще хуже,
русская религиозная философия бесполезна,
советская и антисоветская интеллектуальные традиции в любой вариации не годятся.
Это самая вероятная причина выбора Ильина - нет злого умысла, а есть безрыбье..тг Роткен Кепкен
.

реальный публицист Ильин, 30 лет напряжённо размышлявший, кто больше нужен Россиюшке - Гитлер или Салазафранко, никому не нужен
(ну, кроме традиционного десятка специфически любопытных человек):
Ну, традиционная задержка в развитии, в европах такое было принято вычищать ещё 50 лет назад, а мы как обычно.
Тут есть, чем чзаниматься. но обсуждать... вы серьёзно?
Остаётся набор волчих цитат для паблика и люди, которые их постят;
но цитаты вяленькие и даже на подрыв толком не годятся («Я хочу дышать русским воздухом!» - дядя, идите и дышите, и не морочьте нам голову!), а цитирующие и без Ильина слишком противные.
.В общем, бесполезная это штуковина, Ильин. И слава богу.
.
тг Киты плывут на вписку с ЛСД.
.

В самом Ильине я никакой проблемы не вижу. Ильин, конечно, поддерживал фашню и сам был фашня. Но изучают же в академии Шмитта, Юнгера, Хайдеггера и прочих.  Автор был писучий - как я понимаю, у него было много такого, что никак не вписывается в нынешние официозные трактовки.
Проблема здесь не в фигуре Ильина, а в том, что через такие шарашки в академию лезут разные специфические личности.
Возглавил шарашку Дугин - великий русский философ, выпускник заочного отделения Новочеркасского инженерно-мелиоративного института, автор трех с половиной миллионов книг.
За ним влезет какой-нибудь Холмогоров - автор двух миллионов книг, не сумевший получить даже заочной корочки.
.
Я не считаю, что интеллектуалы должны обязательно выбирать академический путь. Можно идти и другим путем - через свободный рынок идей. Вот вам, пожалуйста - целый интернет с соцсетями.
Но на свободном рынке у них получается ничуть не лучше, чем за партой.
Когда-то такие персонажи еще могли быть популярны в маргинальных кругах.
Но сегодня эту "русскую философию" даже в правом сегменте нижнего интернета уделывает немытая инцельня.
.
Что же делают  космато-бородатые интеллектуалы, столкнувшись с тем, что по доброй воле их слушать никто не желает?
Идут в академию и пытаются вышибить дверь ногой.
В ответ на указания об отсутствии квалификации страшно топорщат бороды и кричат: "Это все либеральный заговор!!"
И тут, в общем, без разницы какие у них там взгляды - речь просто идет о людях, которые не заслужили никакого внимания, зато теперь пытаются выехать на кривой козе официозного лизоблюдства.

философский пароход, фашисты

Previous post Next post
Up