книга «Исторические корни волшебной сказки» Проппа.

Mar 28, 2021 09:16


Почитал вчера «Исторические корни волшебной сказки» Проппа.
Не, я не питаю ни малейших иллюзий про общества с мезолита по раннее железо,
но эмм, оттуда доктора Лектера выгнали бы.
Или на всякий случай принесли в жертву.
За возмутительный гуманизьм, незлобивость и доброту душевную аки у кота Леопольда.
И Слаанеш с Кхорном следом бы выпнули.
Добрые предки были.
В общем-то решительно у всех.
И не так уж далеко от нас вся эта мракобесная хтонюшка.
*

это огромный массив этнографических данных по обществам на сходных ступенях развития, собранный в XVIII-XIX веках, там очень многое совершенно типично от Австралии до Аляски
*
Один археолог, копавший курганы, на территории современной ПМР и Донецкой области, приводил описание горшков с кашей, перемешенной с с изрубленными младенцами, жертвоприношения молодых женщин, причём одну девушку нашли со следами связывания и ее закопали живой. Все это датировалось верхним неолитом и ранним энеолитом. К сожалению, название не помню, но что-то о курганах и автор копает до сих пор на территории ПМР.
**
по Проппу сказки это уже по сути отражение гуманизации общества, с отвержением той дичи, которая творилась ранее.
А вот до их возникновения бабы Яги и прочие, с ритуальным каннибализмом и инициатическими пытками были не сказочными злодеями, а почтеннейшими членами общества, хранителями устоев и духовных скреп
*
читал в своё время неадаптированные сказки народов севера (чукчи, коряки и т.п.), а через некоторое время после того - индейцев южной америки.
это пиздец, да.
*
Неадаптированные сказки братьев Гримм тоже хороши.
*

Неадаптированные сказки Афанасьева ( не "Заветные", а там , где " распорол он ножом булатным ей чрево белое" и прочее " кровь- кишки ") тоже в детстве запомнились)
*
тогда редко кто умирал естественным способом)
В V в. н.э., например, на ранней фазе прусской культуры местный житель мужского рода жил в среднем 40 лет (данные антропологии).
у папуасов до не давнего времени у мужчин основная причина смертности были убийства. Как и у шимпанзе. Причём в новой Гвинее очень давное производящее хозяйство
*
А по Леви-Брюлю в общем понятно, отчего во многом. Когда не просто запредельный уровень бытового насилия, ещё и с рацио всё плохо. Суеверия во все поля, наглухо магическое мышление, и если на родича упал сук или его задрал медведь, надо не осторожнее быть, надо срочно найти и убить колдуна
*
Видишь незнакомца - убей его)
*
Вот инфантицид ушел последним, то есть вообще не ушел. Периодически даже во Франции судят какую-нибудь тетку: но почему? Пять младенчиков, мадам, но как так? Зачем? А она ничего ответить не может, а в глубине души думает: да что они придираются, в нашей деревне всегда так делали.
До начала XX века включительно,   это вообще было практически общепринятым и без тени рефлексии
Простая психзащита: я не убил(а), я просто не кормил(а), сам помер. Во Франции была целая индустрия: отдавали "кормилицам", платили один раз, и все знали, за что, но блюли приличия.
*
не удивляться, а лишний раз напомнить ностальгирующим по старым-добрым временам, насколько добрыми те были%)
*

https://www.facebook.com/alexei.kostenkov/posts/5468951166463505

История древнего мира, книги, История

Previous post Next post
Up