На многострадальную российскую школу, над которой ставят один эксперимент за другим, свалилась новая напасть.
Теперь она должна не только обеспечить качественное образование на уровне лучших мировых стандартов, но еще и воспитывать подрастающее поколение в духе “патриотизма и гражданственности, ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации”.
.
Главный вопрос даже - не зачем это нужно.
Авторы идеи с легкостью накидают громких и пафосных ответов.
Но, возможно, прежде чем запускать очередную школьную реформу, имеет смысл сначала посмотреть - реализуема ли задача в принципе.
.
Можно ли за 11 лет научить правильному патриотизму?
Как показывает опыт советской школы - нет.
Весь интеллектуальный потенциал страны был брошен на выполнение этой задачи.
Гениальные писатели, журналисты, кинорежиссеры, актеры, мыслители, музыканты несколько десятилетий воспитывали нового человека.
.
Ничего из этого не получилось.
В итоге воспитание советского патриотизма выродилось в огромные, живущие сами для себя структуры типа ГлавПУРа и комсомола, которые если и могли кого воспитать, то лишь циников и конформистов.
Несмотря на все еженедельные политинформации, «уроки памяти» и игру «Зарница», вчерашние советские дети и их родители к исходу 1990 года забыли о своей любимой Советской Родине, вытерли о нее ноги и начали новую жизнь, свободную от идеологии.
***
Но, повзрослевшие за 30 лет бывшие советские дети решили, что воспитательный эксперимент в целом был удачным.
Просто в него нужно внести небольшие коррективы.
Вместо социалистических идеалов - традиционные ценности.
Вместо кодекса строителя коммунизма - чувство патриотизма и гражданственности.
.
Россия в 20 веке прошла этот путь дважды.
До 1991 года был ведь еще 1917-й.
“Православие, Самодержавие, Народность” как формула государственной идеологии. С обязательная присягой царю, обязательным Причастием два раза в год, обязательными благодарственными молебнами.
"Дореволюционное" школьное воспитание строилось на религиозном фундаменте. Верность царю, династии - неотъемлемая часть этого мировоззрения и идеологии, которая на его базе строилась.
Обязательные уроки Закона Божия закончились гражданской войной и Бутовским полигоном.
**
Любой человек старше 40 лет точно знает, что казенщина, может вызвать у детей только рвоту и ничего кроме рвоты.
***
Не имеет значения, о чем и как будет говорить замученная жизнью “учительница по патриотизму” за свои 15 тысяч рублей в месяц.
Дети будут точно знать, что для нее это просто работа.
Ты должен говорить то, чего от тебя ждут или требуют. Чтобы в 16 лет получить “пятерку” на экзамене, а в 35 - новое назначение в карьере.
А у детишек психика гибкая..
Они на уроке отбарабанят заданный училкой патриотический текст..
А после школы между собой будут над ним ржать
***
Российское государство продолжает рассматривать школу как естественную площадку для воплощения своих идеологических концепций.
Школы в массе своей - государственные, учителя - бюджетники и являются своего рода чиновниками, дети - чистая доска, на которой можно записать, все, что угодно.
Это - ошибка.
Это - не работает,.
патриотизму нельзя научить, это слишком тонкая, эфемерная материя, что несколько раз подтверждала и новейшая и древнейшая история России.
Воткнуть такой стержень в каждого ученика не сможет даже самый гениальный педагог.
Это не так работает.
Это сокрыто в обстоятельствах или «Божьем провидении» - кому как нравится.
Читайте на WWW.KP.RU:
https://www.kp.ru/daily/27136.5/4226637/***
любые формы государственного патриотизма будут иметь признаки краткосрочных рекламных кампаний,
и раздражать людей так же, как надоевший рекламный ролик про средство от изжоги.
***
Патриотизм можно выращивать, подкармливать, удобрять,
но на выходе не получится явный плод, который можно сорвать и показать:
такого румяного, собранного гражданина с глазами-оловянными пуговками и клеймом на лбу «патриот».
***
Что получится в итоге из обычного школьника - не знает никто.
https://www.nsk.kp.ru/daily/27136.5/4226637/?fbclid=IwAR15D46HrWiBgs7j0fVGEf1ZB9o6pU4IkkagcMm_Rb2QxCjyQhmprAdO8n0