Помнится меня в детстве возмущало в фильме «чучело» беспомощность и индифференция взрослых.
Включая деда главной героини который все что может сделать - это погладить по голове и сделать чай.
Очень добренький дед.
Причём фронтовик же вроде как, где сцена где он выходит с дробовиком на порог когда ошалевшие твареныши буквально осаждают его дом .
Кстати фильмы Иствуда они вот в массе о том - дед с дробовиком вмешался в происходящее и заступился за беспомощную молодость.
в "Чучеле" апатия и невнятность взрослых (причем не только учителей всеми плюнутых, но и "прекрасного" деда) - действительно поражают.
***
я не имела в виду буквально «перестрелять из дробовика»:) Это было бы другое кино:)
скорее это отсылка к известной фразе что мол за каждой девушкой должен стоять незримый отец с дробовиком,
это метафора безусловной защищенности ребёнка взрослым
и ощущение этой безусловной защищённости в детстве и юности.
Без которой взрослеют тяжело и трудно, сиротами при живой родне.
вот это сиротство, то есть отсутствиe базовых защищенности и заботы при живых (и часто в формальном смысле "нормальных") родителях - это совершенно ужасно.
****
Конечно, он не должен был выходить против тваренышей с дробовиком (это - подсудное дело,
да и фронтовик привык наставлять оружие на фашистов, а не на своих русских детей),
но должен был серьезно пересмотреть свое поведение и свой имидж в городишке.
Поскольку немалую роль там сыграла его репутация "заплаточника" и "блаженного".
Блаженненькость - это все-таки сугубо индивидуальный выбор, дети-жены не должны становиться его заложниками.
быть бессильным - это что-то вроде роскоши.
****
Лена Усольцева, как и все мы в конце восьмидесятых - девяностых, оказалась в безусловно дурном и больном социуме
- но в отсутствие других социумов вписываться ей приходилось в него, выхода-то нет.
И самоустранение из этого социума деда - это выбор отнюдь не достойный, а эгоистический.
Поскольку дед в конце жизни мог себе этого позволить.
Навязывать же изгойство девочке-подростку, поскольку тебе, старику, самому в изгоях среди местных мещан проще
(ведь, кроме городишки, есть ещё и среда рынка искусства, в которой дед - свой)
- увольте, нехорошо это, бездумно.
Нельзя делать детей заложниками своих странностей.
****
Мне кажется, что дед и в позиции финансовой защищённости внученьку обездолил - он ведь свою коллекцию городу завещал, не ей, сироте.
Этот социально альтруистический жест именно на рубеже 80-90-х
своим непрагматизмом, своим пренебрежением к единственно родной душе, только начинающей жить и у которой никакого социального и имущественного капитала нет,
- очень неправильный, очень нехороший по отношению к девочке.
То есть будь он одиноким стариком - вопросов в благородстве этого жеста нет.
- в жестоком и прагматичном мире, где почти нет места бескорыстию, самопожертвованию, две символически беспомощные фигуры - старый и малый - бросают плохой социум и направляются с котомочкой
(куда? Похоже, что в никуда),
оставив всё материальное - и старый дом (а в Тарусе дорогие дома), и коллекцию этому плохому социуму.
Но если рассматривать персонажа фильма не как символическую фигуру, не как отвлечённую идею, а как реального человека, то очень грустно.
В жизни такой человек рядом с тобой, если он единственный взрослый родственник - губителен.
https://www.facebook.com/galinaguzhvina/posts/1773595519451203